алеksейКручёных

         В непростой истории русского футуризма, где количество расколов, разрывов и новых альянсов, по-видимому, превышает численность самих футуристов, был один человек, которого можно назвать эталоном верности и надёжности: Алексей Кручёных. ‹...› Чем бы ни занимались футуристы — отрицанием прошлого, борьбой с литературными врагами или исследованием возможностей „слова как такового” в его графическом облике, фонетической плоти и морфологическом скелете, — Кручёных от своих друзей никогда не отставал. ‹...›
         Все выдающиеся футуристы получили причитавшуюся им долю успеха, признания или забвения; одного Кручёных “серьёзные” критики с самого начала вывели за пределы литературы и, кажется, были довольны таким положением. ‹...› В 1920-х годах о нём, по крайней мере, упоминали. Потом имя Кручёных допускалось разве что в качестве „доведшего до логического абсурда теоретические построения и практические эксперименты раннего Хлебникова, но так навсегда и оставшегося жалкой карикатурой на своего учителя”, или как одного из „виршеплётов ‹...› с его “заумными” словесными упражнениями, не имевшими ничего общего с поэзией”. Даже бывшие друзья Кручёных отворачивались от него со словами „неприличный человек” (Лившиц) или холодно называли его „крайним анархистом” (Каменский). Один только Асеев имел мужество назвать Кручёных „подлинным виртуозом слова”, а в своей поэме о Маяковском сказал следующее:

Теперь
начать о Кручёных главу бы,
да страшно: завоет журнальная знать...
Глядишь — и читатель пойдет на убыль,
а жаль:
о Кручёных надо бы знать!


         С расстояния в полвека роль Кручёных проясняется: он значил неизмеримо больше многих насельников энциклопедий и хрестоматий. ‹...› Невероятно, что человек, не обладавший ни особым поэтическим даром, ни глубоким умом, ведомый исключительно инстинктом, так близко (ближе, чем все его друзья) подошёл к сущности футуризма. Кручёных создал “классический” тип футуристской книги. Он был единственным полемистом футуристского типа, читать которого поучительно и занятно. ‹...›
         Величайшим вкладом Кручёных в развитие литературы была идея (а возможно, и кое-что из практики) зауми, идея восхитительная и вызывающая, которая привела футуризм и к его высшим достижениям, и к логическому концу.
В.Ф. Марков


Алексей Елисеевич Кручёных  на ka2.ru

• Наш выход
От автора
 Велимир Хлебников
  Детство и юность будетлян

Знакомство с Бурлюками, Маяковским и Хлебниковым. Первые выступления.
 “Первые в России вечера речетворцев”

Первые в мире спектакли футуристов
 О П. Филонове
  Сатир одноглазый (о Д. Бурлюке)

Рождение и зрелость образа
 Итоги первых лет
  Неизданные документы
   Воспоминания о Маяковском и футуристах
    Первые в мире спектакли футуристов

Об опере «Победа над солнцем»
О Велимире Хлебникове



•  Современники о Кручёных
•  Сухопаров С.МАлексей Кручёных. Судьба будетлянина
•  Розмари ЦиглерПоэтика А.Е. Кручёных поры  «41°». Уровень  звука
•  Розмари ЦиглерГруппа «41°»
•  Левинтон Г.АЗаметки о зауми
•  Тименчик Р.ДЗаметки об акмеизме II
•  Корней ЧуковскийФутуристы
•  Янечек Дж «Мирскóнца» у Хлебникова и у Кручёных
•  Янечек ДжСтихотворный триптих А. Кручёных Дыр бул щыл
•  Арватов Б.ИРечетворчество (по поводу “заумной” поэзии)
•  Шкловский В.БО поэзии и заумном языке
•  Шкловский В.БО заумном языке. 70 лет спустя
•  Богомолов Н.АХлебников в конце 1930-х годов: имя, текст, миф
•  Сахно И.МЗаумь как форма поэтической беспредметности
•  Марков В.ФКручёных, величайший не-поэт России

Передвижная  Выставка современного  изобразительного  искусства  им.  В.В. Каменского
           карта  сайтаka2.ruглавная
   страница
свидетельстваисследования
                  сказанияустав
Since 2004     Not for commerce     vaccinate@yandex.ru