Обратная роспись по стеклу — вид живописи, при котором краску наносят на одну сторону стекла, а изображение рассматривают сквозь другую. Этот вид искусства широко использовался для церковной живописи со времён Средневековья, сначала в Византии, а затем в Италии. В Иране обратная роспись по стеклу (
перс.: пошт-э шишех) известна с XV века. На протяжении XIX века она широко распространилась как народное искусство в Австрии, Баварии, Моравии, Богемии и Словакии. Миссионеры-иезуиты ознакомили с этим приёмом живописи китайцев; японские художники освоили его в XIX веке.
В межвоенный период (1914–1945) эта “наивная” техника была едва ли не полностью забыта. Приятное исключение — Хлебинская школа.
Краска наносится в обратной последовательности: сначала верхний слой, затем фоновый (первыми зрачки и брови, а уж потом склеру глаза, например). Конечный вид в подробностях продумывается до начала работы; его необходимо “держать в голове” при нанесении каждого слоя. Разные цвета наносят один за другим после высыхания каждого слоя или тонким слоем перед высыханием. Картина рассматривается при отражённом свете, поэтому её задник — чёрная бумага или дерево.
• Ivan Generalić (1914–1992). Zimski pejzaž. Ulje na staklu. 35×45 cm. 1944.
• Ivan Večenaj Tišlarov (1920–2013). Pijetao poziva na ručak. Ulje na staklu. 85×100 cm. 1972.• • Pijetao nad ponorom. 1961. Ulje na staklu. 79×90 cm.
• Mijo Kovačić (род. 1935). Graničari. 1986. Ulje na staklu. 117×129 cm.• • Bura nad jarkom. 1976. Ulje na staklu. 107×128 cm.• • • Seosko veselje. 1972–1973. Ulje na staklu. 50×70 cm.• • • • Kućni radovi. 1973. Ulje na staklu. 50×70 cm• • • • • Sjeverno svjetlo. 1961. Ulje na staklu. 100×110 cm• • • • • • Hvatači ptica. 1978. Ulje na staklu. 89×79 cm• Branko Lovak (1944–1983). Dva ribara na Dravi. 1983. Ulje na staklu. 45×40 cm
• Dražen Tetec (род. 1972). U mom selu. 2009. Ulje na staklu. 80×100 cm