include "../ssi/counter_top.ssi"; ?>
Продолжение. Предыдущие главы:
17-7. Лев
пять он за своё. Сколько раз говорено: не смей.
А он опять. Ишь, накудесил. Wer hat ihm erlaubt? И в мыслях не было потачить. El anarquista de la banda del Makhno. Надо всыпать по первое число. Хорошенько вздуть, взбутетенить через доверенных лиц. Les personnes avec l’expression non totale, — подсказывает вон та, в малиновом берете. Принято бесповоротное решение вздуть Фому через доверенных лиц не общего выраженья.
Представляю, какой втык он получит от Анфисы Абрамовны. Это вам не святой праведный Сила Трудящихся. Анфиса Абрамовна праведная не хуже Силы, но ни капли не святая. И не подумает чикаться. Валандаться — всегда пожалуйста и сколько угодно, чикаться — извините.
Ну причесал, фыркнет Анфиса Абрамовна. Фигаро ты наш.
На что намёк эти клыки, хотела бы я знать. А дивчина сголуба на что намёк.
Вопрос: как высунуть язык, не раскрывая рта?
Ответ: никак. Но если удалены передние зубы, можно попробовать.
Высокомерно выламывается и вызывающе выпендривается. Высокопарно выдрючивается, выспренне выкобенивается, вымученно выкаблучивается, вычурно выкамаривается и вырожденчески выкрутасничает.
Ничего себе тонкий намёк: одиннадцать раз. Одиннадцать раз по три зуба. М-да.
Знать Прокла по рылу мокру, позапрошлый год в баню ходил.
Не намёк, а нажим. Натиск даже. Насовал где надо и где не надо. Вилка на вилке, причём все негодные к употреблению.
Так-так так. Поняла. Зубы + клыки = зубья.
И бушует жизнь в хлеву коровьем, / И здоровьем пышут зубья вил.
Пастернак учит: вилы − зубья = здоровье.
А эти вилы пышут бледной немочью. Следовательно, перед нами не зубья, а недоразумение.
И тому подобные беспристрастные нелицеприятности. Которые говорят о недостаточном размахе познаний Анфисы Абрамовны. Глубины познаний хватает, а размах маловат. Это не камень в огород и никоим образом не подначка, боже упаси. Нельзя объять необъятное, поэтому Анфиса Абрамовна имеет смутное понятие о трезубцах далёкой Индии чудесной. Никакие не вилы, между нами говоря.
Дайте срок, и этот пробел образования Анфиса Абрамовна забросает цветами просвещения. Вдумчиво вникнет и отчеканит мысль словами неслыханной внятности. Почему неслыханной? Потому что не понаслышке знает устройство бытовых приборов поселян Прииртышья. Своею собственной рукой осязала колун, кочедык, кочергу и тому подобное. Ухват. Можно назвать ухват двузубцем? Нельзя. Ухватом не заколоть порося. Поколотить мужа — да. Заколоть порося — нет.
Совершенно то же самое священный трезубец далёкой Индии чудесной. Нарочно не придумаешь, а вот поди ж ты: из-за него-то и спал Фома с лица. Бледный, раздражительный. Ибо нарушен распорядок дня: отход ко сну как попало, приём пищи как придётся, опорожнение кишечника от случая к случаю.
Почему и зачем такие страсти-мордасти? Дело чрезвычайной важности, вот почему и зачем. Требуется доходчиво — то есть шутя, резвяся, играючи, дурачась и всё такое — обосновать следующее: не бывать трезубцу, не случись рядом серпа. Строгая причинно-следственная зависимость: серп всему голова, трезубец вторичен.
Под серпом Фома понимает освещённую часть тела, все точки поверхности которого находятся на приблизительно равном удалении от центра, — так называемую лунницу или месяц. Закавыка в том, что для образования внятного трезубца необходим не один, а два серпа.
Думаете, Фома из пальца высосал эту закавыку? Нет. Налицо древнее предание о подобном сочетании небесных тел. Невероятно убедительное предание, вроде гоголевского «Вия». Вопрос в том, где о ту пору находился Хома Брут относительно семидесятой широты. Говорящий на хинди Хома.
Спросите у Анфисы Абрамовны, при чём здесь хинди. Разведёт руками. Пронзительного ума женщина разведёт руками. Ибо недостаточно вникла, всё впереди.
Чхинна означает ‘отсекать’, а маста (или мастака) — ‘голова’. Богиня Чиннамаста отсекла голову самой себе. Голова есть средоточие всей деятельности разума, и потому отсечение головы олицетворяет прекращение деятельности рассудка — остановку движений мысли (вритти), что, по определению Патанджали в «Йога-сутрах», является целью йоги. ‹...›
В левых руках обе дакини удерживают отрезанные головы, а в правых — испачканные кровью кханы (мечи, напоминающие по форме серпы). Они танцуют вместе с богиней и одновременно пьют ее кровь. Подобно Кали, они обнажены и украшены гирляндами из человеческих черепов; их языки выглядывают наружу. Общий внешний вид всех трёх имеет определенное сходство с обликом Кали. Кали известна как Чанди, ‘Свирепая’, но Чиннамаста еще яростнее, чем Кали, и потому ее называют Прачанда-Чанди. В «Шакта-Прамоде» сказано: „Она есть па-ратпара-шакти, пара-дакини по имени Бхагвати“.
Пара означает ‘высшая’ и ‘появившаяся прежде’.
www.sunhome.ru/books/b.desyat_mahavidiy/3
Спросите у Анфисы Абрамовны, при чём здесь широта. Разведёт руками. Пронзительного ума женщина разведёт руками. Ибо не приложила свою проницательность к делу, всё впереди. Непременно вникнет, а то зачем бы Фома торил тропу сквозь бурелом предрассудков и врак. Протаптывал и трамбовал вескими, тяжкими и особо тяжкими словами и сочетаниями слов. Тропу к водопою человечества.
Например, такими сочетаниями слов: выше 70° с.ш. затяжная ночь закономерна (сочетание тяжкого и веского), ниже — смертный ужас (особо тяжкое сочетание).
Так сразу Фоме и поверили, держи карман. Они же деревья ума, эти гуру и махатмы. Позарез нужны наглядные пособия. Такие, чтобы глянуло дерево разок-другой — и отсохли плоды печальных заблуждений.
Храм богини Кали в окрестностях города Хардой в индийском штате Ухтар-Прадеш оказался в центре внимания прессы. Как сообщает индийский сайт Manorama online, здесь верующие отрезают себе языки и приносят их в жертву Кали.
Уже восемь человек предложили богине свои языки с тех пор, как я слежу за храмом”, — заявил жрец святилища Сиярам Мали. По словам Мали, в его храм стекаются паломники из отдаленных уголков Утар-Прадеша и даже из соседнего штата Мадхья-Прадеш. Мали показал журналистам список имен всех, пожертвовавших собственным языком ради поклонения Кали. Жрец утверждает, что все это они сделали без принуждения, просто хотели угодить богине.
Когда в храм приходит верующий, желающий совершить жертвоприношение, на время церемонии двери святилища закрываются, стены храма обматываются красной тканью. Родным и близким приносящего жертву не разрешают видеться с ним. Во время жертвоприношения жрецы и паломники собираются вокруг храма, поют бхаджаны и киртаны — индуистские религиозные гимны, и бьют в барабаны. Верующие убеждены, кто каждому, принесшему в жертву Кали свой язык, в течение 24 часов обязательно является сама богиня.
Местные власти и полиция знают о кровавой практике принесения в жертву языков. Они обещают “сделать все возможное”, чтобы положить этому конец, однако до сих пор не могут ничего сделать — никто не знает, когда может состояться следующая церемония жертвоприношения.
www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=3120&print=1
Оказывается, Фоме такое не по зубам. Уровень «Ты записался добровольцем?» художника Д. Моора для него высоковат. Пока высоковат. Берегись, Билибин: Фома смутно догадывается, что надо брать не числом, а уменьем. Одиннадцать трезубцев кряду — сумбур и пересол. А сколько не сумбур и не пересол? Ни одного. На кой чёрт они сдались, эти зубья. Вот как надо:
А может, и не так. Может статься, Фома не талдычит и не долдонит, а бьёт во все колокола своим наглядным пособием. Настойчивость, достойная похвалы. Художника обидеть может каждый. Не поглядывает же Анфиса Абрамовна свысока на труд уборщицы, так почему бы ей не похвалить убористый изобразительный почерк Фомы. Лично я бы похвалил.
И сделал ряд предположений. Первое. Допустим, трезубец далёкой Индии чудесной — одушевленный предмет, а не косное железо. Мыслит и проявляет предпочтения. Желает, одним словом. Толку-то. И хотела бы пика пронзить, да ухват мешает. Но подозревать у железяки раздвоение личности — это уже слишком.
Полагаясь на смекалку Анфисы Абрамовны, прочие предположения опускаю.
Невероятная смекалка. Сейчас докажу. Вопрос: влияние богов и богинь далёкой Индии чудесной на изобразительное искусство России, родины слонов. Ответ Анфисы Абрамовны: изваяние «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной и Бориса Иофана. А вы могли бы?
Но даже эта умница устала недоумевать, с какой стати Фома приравнял жезл Шивы к лилии Бурбонов, то есть жабе Хлодвига. Заявлено во всеуслышание: одно и то же. А намедни этот чудак выискивал жаб на войлочных коврах, и довольно-таки боевито выискивал. Эвона копей наломано. Они ему — рога барана, он им — жаба Хлодвига. Да ещё и карачаевским оберегом колет глаза кому ни попадя. Видим, не слепые. Что-что, а его сходство с тришулой мы подметили самостоятельно, без Фомы.
И вот сейчас они с полковником затянут волынку об адских вилах и тому подобное. Мне это надо? Вполне обойдусь. Скромнее надо быть, человечество. Я же не лезу поучать ваших курильщиков. Не лезу, а мог бы. Не то курите, сказал бы я. Запросто можно совмещать приятное с полезным, дураки. Вопрос: почему так полезны лук и чеснок? Ответ: полно летучих соединений серы. На этом ваша наука умолкает, потому что купленные люди. Теперь слушайте неподкупного:
Курение серы — путь к бессмертию.
* * *
ем это воняет, Фома?
— Чесноком. Люблю.
— А лук?
— И лук. Лук от семи недуг. Лук да баня всех правят.
— Что русскому здорово, то немцу смерть.
— А вы чьих будете?
— Это не чесноком воняет, а тухлыми яйцами.
— Врёшь, японская харя.
— Так и несёт сероводородом.
— От меня?
— Тебе виднее.
— Я не духовидец.
— А зря.
— Почему?
— Тогда узнал бы, сколько народа тебя на дух не переносит.
— Плевать.
— Хочешь совет? Будь проще, и люди к тебе потянутся.
— Этого ещё не хватало. Руками-ногами отбиваюсь.
— Вот все и разбежались.
— Ты же не разбежался.
— Я — другое дело.
— Это же самое. Одному нравится попадья, другому попова дочка.
— А третьему — свиной хрящик. Мне.
— Говори прямо, чего добиваешься.
— Ни слова об адских вилах.
— Напустил туману: тухлые яйца, свиной хрящик. Так бы сразу и сказал, что головка бобо.
— Не бобо, а небожители.
— Что небожители?
— Безвоздушное пространство. В пустоте звуковые волны невозможны. Земляне услышат голос небожителя только после того, как тот окунётся в воздушную оболочку.
— Зачем окунаться. Достаточно взбутетенить извне, силой притяжения. А кого из богов ты имеешь в виду?
— Боги как воды в рот набрали.
— Богиня?
— Сам заварил, сам и расхлёбывай.
Kali is a ferocious form of the Divine Mother, who sent her to free the gods from the dominion of the demonic forces. Kali is the goddess of time and of the transformation brought about by the death (Kala) of the ego and of the human personality. Kali represents the spiritual transformation that eliminates the attachments to mundane life and removes the avidya (ignorance) that makes us fear death.
This fearsome Goddess purges us of fear, anger and jealousy. Invoking Kali is a path to destroying evil — both in the outside world and within ourselves. The legend goes that long ago the demons, disturbed the peace of Indra, the king of gods, and his empire (heaven). After extensive and endless battles, the gods lost all hope and the demons became stronger.
The gods took refuge in the Himalayas, the holy mountains, and sought protection from Mahamaya Durga. Kali, born from Durga’s forehead, was created to save heaven and earth from the growing cruelty of the demons. Along with Dakini and Jogini, her two escorts, she set on her way to end the war and kill the devils.
There was chaos all around. After slaughtering the demons, Kali made a garland of their heads and wore it around her neck. In the bloodbath, she lost control and started killing anyone who came her way. The gods started running for their lives. The only source of protection seemed Lord Shiva, Durga’s consort.
Seeing the endless slaughter, Shiva devised a plan to save the world. He lay down in the path of the rampaging Kali. When the Goddess unknowingly stepped on him, she regained her senses. The well-known picture of Ma Kali, with her tongue hanging out, actually depicts the moment when she steps on the Lord and repents.
That momentous day has been celebrated ever since.
Kali, also called Shyama Kali, is the first of the 10 avatars (incarnations) of Durga. Kali Puja is performed essentially to seek protection against drought and war, for general happiness, health, wealth, and peace. It is a tantrik puja and performed only at midnight on Amavasya (new moon night) in November.
www.goddessgift.net/page49.html* * *
Кали — свирепое отродье Богини-Матери, которая произвела её на свет, дабы избавить богов от засилья демонических сил. Кали — богиня времени и преображения
Я (эго) и личности человека посредством смерти. Кали олицетворяет такое духовное просветление, при котором утрачивается привязанность к жизни и полностью исчезает неведение (avidya), держащее нас в страхе смерти. Эта страшная Богиня очищает нас от страха, гнева и зависти. Поклонение Кали — путь к устранению зла вне нас и внутри нас.
Предание гласит, что некогда демоны, восстав на верховного бога Индру, вторглись в его владения, на небеса. После напряжённой и бесконечно долгой борьбы боги утратили всякую надежду на успех. Демоны одолевали.
Боги, укрывшиеся в Гималаях, и прибегли к заступничеству Махамайи Дурги. Кали, рождённая из её лба, была создана для спасения небес и земли от нарастающей ярости сил зла; вместе с Дакини и Йогини, двумя её спутницами, она встала на тропу войны.
Началось побоище. Истребив демонов, Кали водрузила на себя ожерелье из их голов. Но этим дело не кончилось: в кровавой бане она совершенно обезумела и стала приканчивать всякого, кто попадался ей на пути. Опасаясь за свои жизни, боги обратились за помощью к Шиве, мужу Дурги.
Видя, что на прекращение резни надеяться не приходится, Шива разработал план спасения. Лягу-ка я на её пути. Задумка удалась: богиня случайно наступила не супруга, и тотчас пришла в себя. Известное изображение Ма Кали с высунутым языком показывает тот миг, когда она остановилась и уже раскаивается.
День этого важнейшего события празднуется и поныне. Ритуал Кали Пуджа (Kali Puja) был придуман, по сути, для защиты от засухи и войны, для всеобщего счастья, здоровья, богатства и мира. Это тантрическое действо происходит строго в полуночь на Амавасья (ночь новолуния) в ноябре.
перевод мой. — В.М.
— Жульничаете, любезный. Это не та богиня.
— Где не та богиня?
— На изображениях.
— Она самая.
— А при чём лев.
— Львиный рык. Если хорошенько всколыхнуть воздушную оболочку Земли, южанам померещится рык льва.
— Почему только южанам.
— Потому что львы севернее Зимбабве не водятся.
— Раньше водились.
— Севернее Марокко?
— Севернее Мохохо.
Около ста лет назад даже палеонтологи, находя кости льва, сомневались в правильности определения этих останков. А такие кости попадались по всей северной части Азии и Европы — от Новосибирских островов до Англии, и даже в Северной Америке.
Найденная в устье р. Яны бедренная кость одного крупного хищника сильно заинтересовала в 1891 году И.Д. Черского. Несмотря на некоторые сомнения и логическую несовместимость, он сделал вывод, что в век мамонта рядом с ним в Якутии водились тигры. ‹...›
Одиночные кости львов были обнаружены более чем в десяти местах северных и центральных районов Якутии. В 1930 году М.М. Ермолаев на Большом Ляховском острове, в 1963 году геолог Ф.Ф. Ильин на притоке Оленька р. Мохохо нашёл черепа львов, живших в Ледниковый период. Найденные на Дуванном яре на Колыме теменная и другие кости льва находятся в музее ЯНЦ АН России. Кроме того, кости царя зверей были найдены в устье Сюрюктяха — притоке Индигирки, на Берёзовке — притоке Колымы, Адыче — притоке Яны, а также в бассейнах рр. Алдан и Вилюй.
ilin-yakutsk.narod.ru/2003-2/80.htm
— Это не такие львы, как нынче.
— Эти же самые.
Мамонтовые прерии или тундростепь — не существующая более экосистема полярных областей Евразии и Северной Америки эпохи плейстоцена. Характерной чертой мамонтовых прерий было изобилие крупных животных ‹...›. В фауну тундростепей входили мамонты, шерстистые носороги, бизоны, овцебыки, дикие лошади и верблюды, северные и гигантские олени, пещерные львы, гиены, четыре вида волков и многие другие животные. Численность зверей была очень велика — так, по подсчётам Н.К. Верещагина, одних мамонтов на крайнем северо-востоке Сибири насчитывалось от 40 до 60 тысяч голов. По свидетельству Якова Санникова, почва некоторых островов Ледовитого океана целиком была сложена из костей древних животных.
Столь большое количество крупных животных могло прокормиться в приполярных областях благодаря тому, что вместо современной тундры и тайги существовала совершенно другая экосистема. Особенностью тундры является то, что мёртвые растения в ней не разлагаются, как это происходит в более тёплых широтах, а уходят в вечную мерзлоту. В результате органические вещества безвозвратно теряются ‹...›.
Многочисленные травоядные “мамонтовой фауны” съедали растительность доисторической тундры раньше, чем та успевала превратиться в “оторфованные растительные остатки”, и возвращали в почву (в виде навоза) необходимую растениям органику. Как следствие, равнины ледниковой Евразии были покрыты высокоурожайными лугами, кормившими миллионные стада копытных. Можно видеть, что “ледниковый” биоценоз представлял собой богатую и продуктивную экосистему, чьё существование полностью зависело от населявших её крупных травоядных.
Современным аналогом этой экосистемы является не тундра, а африканская саванна. Хотя тёплый сезон в арктических областях длится всего несколько месяцев, биопродуктивность тундростепей была не ниже, чем тропических саванн. Это объясняется тем, что круглогодичного роста трав в африканских саваннах нет — большую часть года занимает длинный сухой сезон. К тому же летом световой день в Арктике значительно длиннее, чем в тропиках (солнце светит практически круглые сутки). В высоких широтах также нет мощнейшего конкурента растительноядных млекопитающих Африки — термитов и муравьев-жнецов (их биомасса в тропиках не уступает биомассе крупных копытных). В силу указанных факторов годовой прирост злаков в тундростепи был не меньше чем в саванне, а количество крупных животных — даже больше ‹...›.
Подобно тигру, лев вовсе не является тропическим животным, а приспособлен к обитанию во всех климатических зонах. Но в умеренных широтах он был некогда истреблён, сохранившись лишь в Африке и Индии. На всей территории России сравнительно недавно обитали пещерные львы, мало отличающиеся от львов современных. Сегодня вымерших пещерных львов могли бы заменить капские львы. Истреблённые в исконных местах обитания (горах Южной Африки) эти львы сохранились в Новосибирском зоопарке, где с 1968 года содержатся на открытом воздухе круглый год, при перепадах температур от +36°C до −49°C. При этом взрослые львы, и малыши чувствуют себя зимой хорошо. За последние 30 лет в зоопарке родилось более 50 львят.
ru.wikipedia.org/wiki/Плейстоценовый_парк
— Но почему именно львиный рык.
— А какой ты хотел.
— Тигр больше льва.
— Дворняга тоже рычит, ну и что.
— При чём здесь дворняга.
— При том, что ты путаешь рык (англ. roar) с рычанием (англ. growl, snarl). Рыкает один только лев. Многие называют рык рёвом, но это неправильно.
Лев-самец не рычит, во всяком случае, я не так представляю себе рычание. Он протяжно рявкает, снова и снова. Это арпеджио постепенно нарастает в силе, потом медленно затихает. Могучая песня слышна на много километров. Кажется, источник звука находится где-то близко, совсем близко. А когда это в самом деле так (нам однажды посчастливилось слышать голос льва на расстоянии каких-нибудь пяти метров), сила звука просто жуткая. Магнитофон ничего не смог записать, он дрожал от мощных звуковых волн.
Антони Смит. Две горсти песка.
www.skitalets.ru/books/2gorsti_smit/
— Почему неправильно?
— А вот.
Мы постоянно слышим о “величественном рёве царя зверей”. Конечно, когда он застаёт вас непроглядной чёрной ночью при страшных раскатах грома, когда ослепительная вспышка молнии оставляет вас в ещё большей темноте, а дождь при этом льёт с такой силой, что ваш костер гаснет и невозможно даже под деревом укрыться от ливня, когда вам не сделать выстрела, потому что подмочен порох, — тогда этот рёв действительно может нагнать страху. Но если вы сидите в уютной комнате или даже в повозке, то это совсем другое дело; здесь он не вызывает ни малейшего страха или тревоги. Глупый страус ревёт так же громко, как лев, однако никто не страшится этого звука. Разговоры о величественном рёве льва — только величайшая болтовня. Когда несколько лет назад я говорил об этом, к моим словам отнеслись с сомнением, поэтому я положил за правило спрашивать у европейцев, которые слышали и рёв льва, и крик страуса, обнаружили они какое-либо несходство между тем и другим или нет; все уверяют, что когда лев был в отдалении, они не уловили никакой разницы. По мнению туземцев, она есть только в самом начало рёва. Следует признать, что певучий голос льва, когда он сыт, далеко не то низкое грубое рычание, которое издаёт лев голодный. Вообще мне кажется, что голос у льва имеет более грудной, а у страуса — более гортанный оттенок, но я по сей день могу с уверенностью различать их только потому, что знаю: страус ревёт днем, а лев — ночью.
Давид Ливингстон. Путешествия и исследования в Южной Африке
www.e-reading.org.ua/bookreader.php/126918/Puteshestviya_i_issledovaniya_v_Afrike.html Страусы умеют громко трубить, реветь и даже рычать, как львы. Для этого они набирают полный рот воздуха и с силой проталкивают его в гортань, которая при этом заметно расширяется. Клюв и пищевод наглухо закрываются, так что воздух не может выйти или проникнуть в кишечник. Их голая красная шея раздувается, словно баллон, и они испускают глухой рёв, который, по-видимому, для других страусов и страусих должен означать: сюда не ходить — здесь моя резиденция!
Бернгард Гржимек, Михаэль Гржимек. Серенгети не должен умереть.
lionsworld.narod.ru/Serengeti_must_not_die.zip
— Ливингстону я не склонен верить.
— Не склонен верить?
— Ливингстон побывал в пасти льва. А лев перед умерщвлением хорошенько встряхивает жертву. Встряхивает, и страх исчезает.
Я стоял на небольшом возвышении; он схватил меня за плечо, и мы оба вместе покатились вниз. Свирепо рыча над самым моим ухом, он встряхнул меня, как терьер встряхивает крысу. Это встряхивание вызвало во мне оцепенение, наверняка подобное тому, какое наступает у мыши, когда ее первый раз встряхнет кошка. Это было какое-то полусонное состояние: не было ни чувства боли, ни ощущения страха, хотя я отдавал себе полный отчет в происходящем. Нечто подобное рассказывают о действии хлороформа больные, которые видят всю операцию, но не чувствуют ножа. Такое состояние не было результатом мыслительного процесса. Встряхивание уничтожило страх, и я, оглядываясь на зверя, не испытывал чувства ужаса. Вероятно, это особенное состояние переживают все животные, убиваемые хищником.
Давид Ливингстон. Путешествия и исследования в Южной Африке
www.e-reading.org.ua/bookreader.php/126918/Puteshestviya_i_issledovaniya_v_Afrike.html
— А если уцелеешь, бесстрашие остаётся пожизненно, так?
— По сравнению с клыками в плече звуковое сопровождение — незначительная подробность. Ливингстон сомнителен именно поэтому.
— Надо спросить непуганую ворону.
На третьем году у самцов начинает пробиваться грива, но лишь на шестом году “царь зверей” достигает своего полного развития. Именно в этом возрасте у него появляется тот могучий голос, который арабы так удачно называют ‘раад’ — гром и который приводит в ужас все живое. Заслышав его, замолкает гиена, утихает яростный леопард, обезьяны в страхе взбираются на высочайшие вершины деревьев, антилопы бросаются в бешеный галоп, дрожит и волнуется сам флегматичный верблюд, лошадь встает на дыбы и бешено рвётся, собака с визгом жмётся к ногам хозяина…
Этот голос особенно характерен для могучего зверя: он выражает его мощь и силу, безграничную отвагу и неодолимое мужество. Своим гневным рычанием “царь зверей” словно вызывает желающего померяться с ним. И кто бы ни принял вызов, отважное животное не задумывается вступить в бой. Только человека и страшится “царь зверей”: высокий рост “царя природы” поселяет в нем недоверие к своим силам, а спокойствие и мужество человека ещё более усиливают это впечатление. Этим объясняются нередкие случаи, где лев отступал даже перед безоружными людьми.
Альфред Эдмунд Брэм. Жизнь животных. Том I. Млекопитающие
www.lib.rus.ec/b/214598/read#t29
— Он обыкновенный сборщик слухов, твой Брэм. Арабские сказки. Заладил „царь зверей”, „царь зверей”...
Если лев встречается днём, — обстоятельство, отнюдь не часто случающееся с путешественниками в здешних местах, — и если предвзятое мнение не заставляет их ожидать узреть нечто “благородное” или “величественное”, то они увидят перед собой животное чуть крупнее самой большой собаки, которую им приходилось видеть, и очень близко напоминающее своими чертами собаку. Его морда совсем не похожа на обычное изображение льва; нос у него несколько продолговатый, как у собаки, совсем не такой, каким изображают его наши художники, хотя они и могли бы получше изучить его в зоологических садах; свои представления о величественности льва художники обычно выражают тем, что рисуют морду льва похожей на старуху в ночном чепце. Когда лев встречается с человеком в дневное время, то сначала он стоит секунду или две, пристально глядя на него, затем медленно поворачивается и так же медленно отходит шагов двенадцать, всё время озираясь через плечо; затем он принимается бежать легкой рысцой, и когда думает, что его уже не видно, то убегает во всю прыть, как борзая собака. ‹...›
Из всего, что я когда-либо слышал о львах, нет ничего, что позволяет приписывать ему свирепость или, наоборот, благородное великодушие. Он не обладает благородством, свойственным ньюфаундленду или сенбернару. Что касается его огромной силы, то в этом не может быть сомнения. Желваки челюстей и громада мышц на плечах и лапах говорят сами за себя. Но сила их, кажется, уступает силе мускулов индийского тигра.
Давид Ливингстон. Путешествия и исследования в Южной Африке
www.e-reading.org.ua/bookreader.php/126918/Puteshestviya_i_issledovaniya_v_Afrike.html
— Ливингстон пинками гонит льва с царского трона. Тигр сильнее, следовательно — царь зверей.
— Во-первых, Ливингстон в глаза не видывал тигра, во-вторых — отродясь не слыхивал его рыка.
— А кто слыхивал?
— Никто.
— Думай, что говоришь.
— Ты что, придуриваешься?
— Опять двадцать пять. Следи за метлой, Фома. Фильтруй базар.
— Есть фильтровать базар, господин полковник.
— Товарищ полковник. А для некоторых — друг, товарищ и брат полковник.
— Череп развалить расчёской не слабó, товарищ друган браток?
— Легко.
— А носовым платком?
— Лысую?
— Ладно, мир-р-р. Р-р. Р-р. Ты что, на самом деле не знаешь, что тигр нем, как рыба?
— Впервые слышу.
— В сравнение со львом тигр — само безмолвие. Разъяренный или нападающий глухо рычит; женихаясь, глухо ревёт. Никакого рыка.
— Может, но не хочет. Ленится.
— Гиббон тоже ленится сказки сказывать, а вон как похож на вашего брата.
— Подробнее о брате.
— Длинные руки.
— Это чтобы крепче тебя обнять, дитя моё. По правде говоря, из всех пуганых и непуганых Гржимеки произвели наилучшее впечатление. Убедительная просьба продолжить. Буду весьма признателен и высоко оценю вашу любезность.
Львы, тигры и леопарды, у которых зрачок круглый, относятся к рыкающим кошкам в отличие от множества урчащих кошек, у которых зрачок имеет форму вертикальной щели. Львиный рык считается самым великолепным и наиболее впечатляющим звуком мироздания. При благоприятных погодных условиях его можно услышать за восемь-девять километров. Лев издает рык обычно стоя, чуть опустив голову; бока при этом втянуты, а грудь мощно раздувается, словно мехи. Часто от сильной струи воздуха из-под головы животного вздымается пыль.
Лично на меня рык льва действует подобно колокольному звону (мальчишкой самому приходилось звонить в колокола): настраивает на серьезный и торжественный лад. Некоторые люди говорили мне, что от этого рыка они испытывают приятно щекочущее нервы ощущение. Однако всё это лишь в тех случаях, когда слышишь его, сидя в машине, гуляя по зоопарку или через открытое окно своей комнаты, где чувствуешь себя в безопасности. А вот когда в Серенгети львы подали голос в нескольких метрах (так нам, во всяком случае, померещилось) от нашей палатки, то мы чуть не попадали с постелей ‹...›
Львы издают свой рык обычно вскоре после захода солнца, примерно в течение часа. Что, собственно говоря, он означает? Этому пока не найдено приемлемого объяснения. Известный зоолог профессор Ганс Криг считает, что львы просто доставляют себе этим удовольствие — так же, как это делают райские птицы, красуясь своим радужным оперением, как обезьяны, когда они играют в свои буйные игры, и как многие антилопы, когда на них нападают приступы безумного веселья и они начинают совершать дикие прыжки.
А может быть, таким образом лев торжественно оповещает своих сородичей, что данная местность принадлежит именно ему? Одно я могу сказать совершенно точно: заслышав рык льва, антилопы, зебры и газели вовсе не бросаются врассыпную, как об этом можно прочесть в разного рода книжонках...
Бернгард Гржимек. Среди животных Африки.
http://laonger.narod.ru/sredi-zhivotnyh-afriki.rar
— Есть и другие знатоки, достойные вашего просвещённого внимания.
Верно, львы охотятся мало, за них это делают львицы. Но дармоедами львов не назовешь. Они охраняют от посягательств территорию прайда, а это позволяет львицам спокойно растить малышей. Мне удалось подметить, что в прайдах, где не хватало самцов, дела с выращиванием потомства шли из рук вон плохо. В одном из них, где за два года появилось двадцать шесть детенышей, выжили только двое. В соседнем прайде, охраняемом тремя самцами, осталось в живых двенадцать львят из двадцати.
Джордж Шаллер. Три года со львами.
www.vokrugsveta.ru/vs/article/4468/
Он выступает в роли этакого средневекового рыцаря, который в награду за боевые заслуги получает от своего народа пожизненное содержание и вечную благодарность. Ведь для стаи нет ничего более важного, чем обширная территория с богатыми охотничьими угодьями, достаточным количеством воды и удобными укрытиями. Если местность изобилует дичью, самки производят на свет многочисленное здоровое потомство, которое в будущем способно завоевать новые жизненные пространства. Защита завоеванной территории и захват новых владений всецело лежат на самцах, особенно на вожаках. Этой цели служит и эффектная внешность львов. Густая грива, гордая осанка, а также свирепый рык устрашают соперников — вожаков соседних стай.
Феликс Родригес де ла Фуэнтэ. Африканский рай.
animalkingdom.su/books/item/f00/s00/z0000022/st003.shtml
— Начхать на гриву и осанку. Моё просвещённое внимание приковано к рыку, к одному только львиному рыку. Называйте его рёвом, чёрт с вами.
Зоологи утверждают, что главная цель львиного рёва — стремление обозначить ореол своего обитания, “застолбить” свою территорию, бросить вызов соперникам. Рёв начинается перед закатом солнца и на протяжении ночи повторяется несколько раз. Грозная перекличка хищников в ночные часы иногда превращается в мощный хор. Другая утилитарная цель рычания — стремление вспугнуть спрятавшуюся дичь и согнать её с места лёжки, чтобы облегчить себе охоту.
Характерная особенность львиного рыка — постепенное затухание и переход к более коротким звукам, завершающимся отрывистым грудным “кашлем”. Эрнест Хемингуэй выразил эту особенность голоса “властителя саванны” исключительно образно, хоть и достаточно приземлённо: лев рычит и кашляет, словно старый ирландец в питейном заведении. Как бы учёные ни определяли мощь львиного рыка и единицах измерения, представление обычного человека не меняется на протяжении тысячелетий: сила и гипнотическое воздействие его сравнимы разве что с шумом водопада. Утверждают, что рёв льва слышится на расстоянии до восьми километров, а, припав к земле, он способен вырыть воронку в песке звуковым ударом.
petshealth.ru/pets/int-facts/rev-lva-slishitsya.shtml Издавая рёв, лев морщит губы и выпячивает подбородок, направляя пасть к горизонту. Все его тело при этом методично поднимается и опускается, следуя ритму производимых им звуков. В африканской ночи рыкание льва разносится на расстояние до 8 км. Оно одновременно зачаровывает и ужасает людей. И все же лев ревёт совсем не для того, чтобы доставить нам удовольствие. Кому же адресовано послание царя зверей?
Львы поддерживают связи друг с другом с помощью сложнейшей системы социальных взаимодействий. Прайд львов занимает территорию площадью в среднем 50 км
2; отдельные члены прайда оказываются в самых разных частях своей территории. Однако поблизости всегда бродят члены враждебных прайдов. Они могут убить одиночного льва, вторгшегося на чужое пространство, если, конечно, застанут его врасплох. В связи с этим способность отличать врагов от друзей приобретает для львов жизненно важное значение. Подобно многим другим видам, ведущим групповой образ жизни на основе принципа “распад-объединение”, львы общаются на расстоянии с помощью звуковой коммуникации. Причём предел слышимости звуковых сигналов, вероятно, превышает предел слышимости для человека. Рёв льва состоит из ряда звуковых циклов: медленные серии протяжного низкого рёва сменяются быстрыми последовательностями чётких коротких рыканий. Ревут и самцы и самки львов, но голос самца звучит значительно сильнее и ниже тоном.
Львы ревут по ночам, когда вокруг царит безмолвие, а сами они активны. Большинству молодых самцов необходимо пережить стадию одиночества, во время которой они стараются не привлекать к себе внимания, избегают доминантных самцов и хранят молчание, слыша, как рычат львы из сформировавшихся прайдов, сообщающие соседям о своем присутствии. Однако, обосновавшись на собственном участке и пометив территорию, молодые львы тоже начинают реветь. Ревущие львы отвечают друг другу: именно эта форма поведения стала основой исследований ученых, которые использовали записи львиного рёва для того, чтобы понять значение различных звуков, издаваемых зверями. С помощью качественной звуковоспроизводящей аппаратуры исследователи проигрывали записанные на пленку рёв и рычание львам, обитающим в Серенгети и кратере Агоронгоро в Танзании, а затем регистрировали и анализировали их реакцию на услышанное.
Рёв львов придает уверенность самкам. Выращивание детенышей — тяжёлый труд, и львицам приходится уповать на везение и вкладывать много сил в воспитание потомства. Самцы прайда проводят с детёнышами мало времени, но при этом они кровно заинтересованы в выживании своего потомства, поэтому постоянно патрулируют территорию, защищая ее от вторжения чужаков, представляющих смертельную угрозу для львят. Когда львица слышит, что ночь оглашается рыком отцов её детенышей, она чувствует себя спокойно, зная, что её мир пребывает в безопасности. Напротив, рёв группы незнакомых самцов в непосредственной близости от львицы оповещает её о том, что случилось нечто ужасное.
Во всех ситуациях, когда для группы матерей и детенышей воспроизводили рёв резидентных самцов, самки демонстрировали весьма слабую реакцию. Однако от рёва самцов соседского прайда львицы приходили в возбуждение и либо рычали на громкоговоритель, либо собирали детенышей и убегали. Когда же для львиц проигрывали рёв соседней группы самок, матери реагировали так, как будто видели перед собой конкурентов: они уверенно подходили к громкоговорителю, готовые к атаке.
Кроме того, львицы могли определять по звуку количество ревущих животных и выбирать подходящую тактику для ответного поведения. Реакция на рёв одиночного самца-чужака зависела от количества львиц. Одиночная львица очень редко подходила к громкоговорителю, пара львиц приближалась к нему в половине случаев, а три львицы делали это почти каждый раз. Когда звуки рыка одиночных зверей заменили на рёв трех особей, группы из трёх самок реагировали на это так же, как одиночные самки реагировали на рёв других одиночных львов: четыре львицы действовали аналогично тому, как вели себя в предыдущей ситуации две львицы, а реакция пяти львиц совпадала с реакцией трёх самок на рёв одиночной особи. Такая постоянная и предсказуемая реакция львов дает серьезные основания утверждать, что львы способны считать; они могут одновременно оценивать количество как врагов, так и партнеров.
Таким образом, услышав рев, львы могут определить, кто его издает: самец или самка, враг или друг; они также могут понять, превосходят ли они по численности ревущую группу.
Благодаря проведенным исследованиям удалось многое узнать о реакции этих зверей на рёв друг друга, но ученым еще предстояло понять, каким образом львы идентифицируют голоса своих соплеменников. У некоторых львов проявляются скрипучие интонации, другие обладают чистым баритоном, кроме того, львы могут менять интонации своего рёва в зависимости от причин, его вызвавших. Итак, самые впечатляющие звуки из всего, что можно услышать в царстве животных, наполнены глубоким содержанием, смысл которого мы только начинаем постигать.
Львы африканских прайдов: общение с помощью голоса на расстоянии.
mlekopit.com/hishnyie/semeystvo-koshachi/lev.html
— Фома, ты утомил своими выписками. Начётчик, тупой начётчик.
— За тупого ответишь на Страшном суде.
— Тысячу раз успею замолить.
— Ставлю на счётчик.
— Что-то я не припомню у Хемингуэя про ирландца в кабаке.
— И я не припомню. Сбегать на «Зелёные холмы»?
— Дурака работа любит. Кого-кого, а старину Хэма я знаю наизусть.
— И «По ком звонит колокол» знаешь?
— Местами. Колокол подождёт, речь о рыке. Слушай внимательно.
Я обнял ее, и мы лежали, прижавшись друг к другу в темноте, и слушали рёв льва.
— Его ни с кем нельзя перепутать, — сказала Мэри. — Хорошо, что мы вместе, когда он так рычит.
Лев, глухо ворча, уходил на северо-запад. Невозможно описать рычание дикого льва. Можно лишь сказать: я слушал, а лев рычал. Ничего общего с шумом, который издает перед началом фильма лев «Метро-Голдвин-Майер». От рыка дикого льва цепенеет все внутри.
— У меня будто все оборвалось, — сказала Мэри. — Он настоящий владыка ночи.
Мы слушали, и вскоре откуда-то издалека, с северо-запада донесся новый рык, только теперь он закончился кашлем.
— Надеюсь, он поохотится удачно, — сказал я Мэри. — Не думай о нем слишком много, постарайся уснуть.
Эрнест Хемингуэй. Лев мисс Мэри (из африканского дневника).
webreading.ru/prose_/prose_classic/ernest-heminguey-lev-miss-meri.html#
— Обнуляю счётчик.
— То-то. А теперь колокол.
— Чей?
— Хемингуэя. Сам же просил.
— А дурак работе рад. Мы занимаемся львиным рыком. А где рык, там и колокольный звон. Без всякого Хемингуэя.
— Вот как. Докажи.
— Без выписок?
— Постой, мы с тигром не кончили. Повис в воздухе.
— Вот и займись.
— Позвольте вам не позволить.
— Нет, это вы позвольте вам не позволить.
— Только после вас.
— Сроду никогда.
— Никогда не говори никогда.
— Учёного учить — только портить.
— Всё ходишь по цепи кругом.
— Налево кругом.
— Почему налево?
— Песни направо, сказки налево.
— Ладно, это я тупой начётчик.
— Ты правильные книги читал.
— Подробнее о правильных книгах.
— Агния Барто, Аркадий Гайдар и Николай Островский.
— Вот я и витязь в ореховой шкуре.
— Почему в ореховой?
— Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.
— Если белка поёт, обязательно посадят в клетку. Колоть других — доходней оно и прелестней.
— Подробнее о прелестях.
— Детство, отрочество и юность памятливых полковников: сидят на горшке с Агнией Барто, спят с Гайдаром под подушкой и не вылазят из шинели Николая Островского. Хемингуэй много позже. Выходят в отставку — Велимир Хлебников. Крупнейший знаток и всё такое. С такой памятью, да не быть светилом?
— С вами выйдешь.
— А ты не гори на работе.
— Жизнь даётся один раз, и прожить её нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное существование.
— Жизнь даётся один раз, а потом смерть и Страшный Суд. Ладно, продолжим о больших кошках.
Лев и львица — общественники. Он при малейшей возможности заводит семью, она только в гареме спокойна и счастлива. Тигр и тигрица — одиночки. Поматросил и бросил, да и ей не больно-то хотелось. При этом львы живут на хорошо просматриваемой местности, а тигры — среди растительности, желательно буйной. Укрыть потомство не составляет большого труда, но и жертве спрятаться проще. Львиный рык раздаётся по ночам и только по ночам, это переговоры между своими и запугивание чужака. Сыты собеседники или голодны — дело десятое. Тигр постоянно в зарослях, днём и ночью. Безопасности потомству шум не прибавит, а охоте повредит наверняка. Вот почему богиня восседает на льве.
— Переходим к звону колокола.
— Переходим к звону колокола. Ты уверен, что лучше без выписок?
— А то.
Некий царь на склоне лет проиграл войну, за что был отрешён от власти. Низлагать его не стали, но распоряжаться войском и казной было уже нельзя. Царю это показалось обидно, и он тайком отправился к мудрецу-отшельнику за советом.
В обители мудреца он встретил простолюдина, который прибыл с той же целью. Человек этот сколотил состояние, но не сумел им воспользоваться: жена и дети обобрали, а потом выгнали его из дому. Бедняга не держит на них зла, а лишь грустит и недоумевает.
Царь вопрошает мудреца:
— У меня отняли царство, но я всей душой привязан к нему. Стал попугаем в золотой клетке, хотя понимаю, что надо бежать, пока цел. А этот человек оскорблён домочадцами, но сохранил свою любовь к ним. Оба мы в плену своей привязанности, и оба сознаём, что это величайшая глупость. Вроде бы в трезвом уме и твёрдой памяти, а сами себе враги. Что за наваждение, кто бы его мог наслать?
Мудрец отвечает ему, что видимый мир есть темница лжи и обмана, ничему нельзя верить; относительно наваждения — воистину так. Но боги мужского рода здесь не при чём, а виновата Махамайя.
Редкого индуса поставит в тупик смысл этого имени, а вот иноземцу надобен толковый словарь или придётся поверить мне, что ‘Маха’ значит Великий, но не в смысле заслуг (Great), а по размаху воздействия (Large, Heavy, Powerfull, Impressive); ‘Майя’ же из всех языков переводится только на русский, причём одним-единственным словом Охмурёж.
Разумеется, на поверхности такие находки не валяются, сначала подвернётся какой-нибудь Обман (Delusion, Täuschung, Aberration, Imbroglio, Engaño). Тот самый случай, когда не следует поддаваться первому впечатлению. Обман явно мимо, даже Самообман, ибо в понятии ‘Майя’ необходимо жирно подчеркнуть внешнее воздействие. Сказать Искажённое Восприятие Действительности, Основанное На Обмане Чувств — тоже мимо. Искажённое Восприятие Под Чутким Руководством, вот как надо. А это и есть русский Охмурёж.
Древнее слово откуда-то с Олонца. Сейчас его теснит Кидалово, новодел. Никакой не новодел, спросите у Даля. Кидалово молвил богатырь Илья Муромец, когда за победу над Идолищем Поганым угодил не на пир, а в подземелье.
Русский перевод кривоват в части половой принадлежности, но это не беда: у Махамайи полно других имён. Мудрец называет её просто Деви, то есть Богиня. Коротко и ясно.
А Великий Охмурёж — не коротко и не ясно. Во всяком случае, один индус пристал ко мне, что бы оно значило. А потом отстал и говорит: так это ваши выборы. Всенародный избранник раз, всенародный два, всенародный три. Причём договаривались на два.
На это я ответил, что выборы дело житейское, а ваша Махамайя — бред сивой кобылы, несусветная несуразица. Канатчикова дача, говорю, а не мировоззрение. За что пустынножитель востребован царём и простолюдином? За просветленный ум. Если настаивать на имени Махамайя, то придётся уравнять мудрость и безумие. Но тогда никаким просветлением в келье отшельника и и не пахнет. Отщепенец, не более того. Блуждает в потёмках неведения, как и его посетители. Можно такое допустить? Ни в коем случае. Но мы отвлеклись на пустяки, довольно.
— Деви есть Великое Знание и Великая Путаница в умах, — подытожил мудрец.
Стало быть, он полагает, что сумбур мышления у царя и простолюдина (лично у себя никакого сумбура мудрец не наблюдает) — проделки Деви. Казалось бы, на этом и кончить разговор, не теребить святого человека. Он избрал одиночество и безмолвие, между прочим. Но сильные мира сего редко бывают хорошо воспитаны, достаточно вспомнить Нерона или Бориса Николаевича Ельцина. Царю невдомёк, что пора восвояси, этот репей настаивает на подробностях: чем ещё, кроме просвещения и обмана, занимается Богиня? Она умудряет и морочит испокон веку или с позавчера?
Наверняка ты отдашь должное долготерпению мудреца (или сумасброда, если верить учению о Махамайе), ибо его ответ оказался чрезвычайно развёрнут.
— Трудно сказать, — произнёс мудрец (если отрицать учение о Махамайе, что я и делаю). — С одной стороны, Деви вроде бы вечна, с другой — никак не проявляла себя довольно долго. Вот послушай.
Благие боги отнюдь не застрахованы от злоключений. Порой так насядет лихо, что только держись. К тому же силы Добра искони разобщены, а у врага наблюдается крепкая спайка и замечательная верность главарю. Разумеется, Владыка Мира одолеет любого супостата, но, к великому сожалению, наш главный благодетель то и дело впадает в спячку. И вот однажды он так почивал, а в это время два приблудных беса вознамерились его прикончить и захватить власть.
Пока отшельник откашливается, надо заполнить паузу. Заполняю.
Англичане строго разграничивают Добро и Зло, и в этом их коренная ошибка, утверждают мудрецы далёкой Индии чудесной. Однако вероучение индусов отнюдь не Булгаков с его Бедой, которая не так страшна, как беденята. Согласно Булгакову, Беда всё-таки способна творить добро, а беденята пакостят, и больше ничего. Таким образом, этот писатель размазывает по книге русскую поговорку „нет худа без добра”. Однако доказано, что все русские поговорки ходят парами, причём левая горько смеётся, а правая весело плачет. В данном случае поговорку „нет худа без добра“ держит под локоток поговорка “пришла беда — отворяй ворота”. Приходится идти отворять. А ворота дёгтем оплыли. Обман зрения? Тогда почему этот запах и глумливые хихоньки. Постепенно приходит понимание: ошельмовали на совесть, ввек не отмоешься.
В отличие от Булгакова индусы учат, что Добро сегодня (Alright Tonight) обязательно станет Злом завтра (Evil Tomorrow) и наоборот, поэтому Зло надо приветствовать и благословлять. Не задним числом, а именно в годину бед, в самое злострадание и муку приветствовать и благословлять. Чем хуже, тем лучше. Изгадили ворота? Это как посмотреть. Дёготь предохраняет от гниения, не зря им лодки смолят. Твоё
мясо станет пылью, а ворота пребудут новёхоньки, на диво всем и всяческим баранам.
— Приблизительно так, — соглашается невероятно головастый еврей из Принстона, но не Эйнштейн. — Зло хватает случайного прохожего и казнит как растлителя младенцев, после чего становится для глупца Высшей Справедливостью. Некого шельмовать — орудует в открытую, но глупец уже привык ему поклоняться. Однако при чём здесь нравственность, когда речь о Солнце и его спутниках.
А теперь вернёмся к приблудным бесам.
— Надо сказать, что благие боги, как и обыкновенные смертные, далеко не ровня друг другу по трудовым навыкам и силе воображения, — продолжил несомненный и безоговорочный мудрец. — Точно так же, как и у нас, подавляющее большинство их — середнячки. Назовём таких небожителей богами средней руки. Но есть и боги высокого полёта, самую малость не всемогущие. Таковых раз-два — и обчёлся. Назовём их Могучая Кучка.
Хорошо такое неравенство или плохо? Как посмотреть. Дело в том, что Могучая Кучка неотлучно состоит при Владыке Мира, оберегает его покой и сон. Вроде постельничих бояр при царе Фёдоре Иоанновиче. Стерегут сон властелина, сколько бы тот ни длился. Будить — да вы с ума сошли.
Будить — ни-ни, а тут надо позарез. Позарез, но чтобы не обвинили в самоуправстве. Кому нужна опала.
И вот один такой ближний боярин догадался произвести на свет Деви. Из дерева или глины каждый дурак произведёт, но где взять их в безвоздушном пространстве. Одни камни с высоким содержанием железа да глыбы грязноватого льда.
И этот умник произвёл Богиню из самого себя, то есть родил. Родил из глаз, рта, ноздрей, рук, сердца и груди. Родилась — дайте имя. И Богиню назвали Тамаси, от слова ‘тормошить’.
Наверняка она громыхала на совесть, ибо Владыка Мира проснулся и одолел этих двух негодяев с красными глазами.
Не сразу и не вдруг одолел — понадобилась тысяча лет борьбы, причём на исходе противостояния весь мир погрузился в воду. Ни островка суши.
— Твоя взяла, — говорят красноглазые бесы Владыке Мира. — Проси у нас чего хочешь.
— Смерти вашей.
— Жалко, что ли. Но мы выставляем одно условие.
— Какое?
— Убей нас не в воде.
— Будь по-вашему, — сказал Владыка Мира и отсёк им головы на своём колене. Воды ему было по щиколотку, всё честно.
Считается, что внушила бесам ошибочное представление о мокром и сухом эта самая Тамаси. Шумела она при этом или нет, предание умалчивает.
Спустя какое-то время на благих богов опять навалилась нечистая сила. Но уже не двое бесов, а чёрт знает сколько. Целая шайка. А где шайка, там и главарь. Лично в разбое не участвует, а только наказывает за ослушание. Бей своих, чтоб чужие боялись.
Битва продолжалась ровно сто лет, и боги средней руки отступили. Пришлось покинуть небеса и спуститься на грешную землю. Прозвища красноглазых бесов никому ничего не скажут, а новоявленного главаря звали Махиша. Понял, о ком речь? Молодец, но помалкивай.
Изгнанные с небес Махишей, сонмы богов бродили по земле, подобно цыганам в Бессарабии, но без кибиток. Несчастные проклинали судьбу, и вопли эти дошли до ушей Могучей Кучки.
Почему-то на сей раз ближних бояр у Владыки Мира оказалось только двое, зато гораздых на выдумку. Зачем шуметь. Кроме звука, есть же и свет.
Сказано — сделано. И эти двое разом испускают из своих лиц неимоверно яркий свет. Мощный поток то ли волн, то ли частиц. Какое-то излучение. Оно воспламенило сердца богов средней руки, и те полыхнули, причём все разом, одновременно; затем сияние отделилось от их тел и слилось в один сгусток.
Всё-таки не волны, а частицы, судя по сгущению. Волны имеют обыкновение разбегаться, не так ли. А тут образовался сгусток света в виде ослепительно сиявшей горы, и лишь потом огонь объял всё пространство.
Объял, то есть распространился. Следовательно, не частицы, а волны. Поскольку волна женского рода, боги мигом сообразили, что и новоявленный свет женского рода. Поэтому вскоре гора приняла очертания той самой богини, которая наилучшим образом проявила себя в предыдущем случае, за что из Тамаси была торжественно переименована в Деви.
Всем известно, что краткая молитва достигает небес, а длинная не достигает. Совершенно то же самое имена языческих богов и богинь. Чем короче имя, тем скорее божество пособит в беде. Поэтому благочестивые индусы называют Деви просто Ма. Тамаси называть её никто не запрещает, но желающих нет.
В семейном обиходе, кстати, то же самое. Катя вышла замуж и ни в чём супругу не отказывает. Сама напрашивается, чтобы пристал. Пошли дети. Подай то, подай это, мама. Мама уже не напрашивается, но всё-таки старается угодить. И в Кате два слога, и в Маме ровно столько. Вот сын женится, приводит домой образованную, в очёчках. Будьте так добры, Екатерина Поликарповна. Зыркнет былая Катя и мама на образованную, и чёрта с два будет так добра, как той бы хотелось. Пошли внуки. Хитренький внучек канючит: баба то, баба это. Или даже просто ба. И Екатерина Поликарповна не только ни в чём не отказывает этому вымогателю, а сама напрашивается на разорение. Но мы опять отвлеклись на ерунду.
Итак, Деви налицо. Именно Деви, потому что давеча тоже была безоружна. Рук, правда, стало вчетверо больше. Или впятеро, не суть важно. Главное, все до единой верхние конечности гуляют порожняком. Надо приспособить их к делу борьбы за счастье народное, догадался кто-то из богов, наверняка не бог песен и плясок.
И снова Могучая Кучка и боги средней руки сошлись в едином порыве, как Минин и Пожарский в Смутное время.
И вот они снабдили Богиню наилучшими о ту пору средствами ведения ближнего боя за счастье народное, числом десять предметов и одно живое существо.
Или восемь и одно, тут знатоки расходятся во мнении. Лично я за восемь, потом объясню. Во всяком случае, молния, колокол, раковина и лук оказались в руках Деви, а сама она оседлала льва.
Ты правильно заметил, что прирученные львы непригодны для войны, потому что придётся держать своих всадников подальше от передовой. Лев не разбирает, союзный конь или вражеский. Но если биться в одиночку, такому соратнику цены нет.
Льва подогнал бог Хималайя, то есть это был горный лев. Именно лев, а не снежный барс. Животные гор обладают отменной сноровкой, наверняка и гималайский лев был невероятно прыгуч. А главное — ни капли не боялся буйволов. Львы сражаются с ними только в случае бескормицы и зачастую гибнут. А погибать нельзя: растоптав обидчика, буйвол отправляется на поиски его детёнышей и мокрого места от них не оставит. Поскольку высоко в горах пасутся только яки, гималайскому львёнку незачем впитывать страх перед буйволами с молоком матери.
Первое, что сделала Богиня, воссев на льва, — расхохоталась. Она разразилась неистовым смехом, ещё и ещё раз, и нескончаемый, страшный, безгранично великий рёв объял всё пространство. Прокатилось грозное эхо, всколыхнулись моря, сотряслась земля и покачнулись горы.
Следует заметить, что давешнее сравнение Деви с горой совершенно справедливо. Одно уточнение: это был остроконечный пик. Огненный остроконечный пик, далеко превосходяший Монблан, Эльбрус, Эверест, Килиманджаро, Мак-Кинли, Аконкагуа и Конгур, вместе взятые. Пошатнуть горные кряжи нелегко даже изнутри, что говорить о внешнем воздействии. Луна не так мала, но вызывает одни только приливы. Сколько же таких Лун придётся скатать в один колобок, чтобы обрушить стену морской воды на вершины Анд, а ведь так оно и было.
Второе, что сделала Богиня, — огласила пространство пением тетивы. Не раз и не два огласила. Причём никаких стрел в полчище Махиши посылаемо не было: Деви просто играла на своём луке, как на контрабасе без смычка.
Завязалась битва. Лев только потрясал гривой в ярости, но не рыкал, как говорят. И тут Богиня ударила в боевой колокол.
Колокола (гханта) индусы применяли для дополнительного запугивания коней противника, пуская в битву слонов. Лошади опасаются их даже в полной тишине; поставьте себя на место коня, когда на вас прут окованные железом бивни, под которыми что-то громыхает. Ваше сердце уходит в копыта, вы дико ржёте, шарахаетесь и сбрасываете со спины всякую дрянь. Самые степенные ваши сослуживцы дичают на глазах, а некоторые даже теряют рассудок, и образуется такая кутерьма и давка, что только врагу и пожелаешь.
Каким образом колокол оказался у Деви? Очень просто: Индра снял с царя слонов по имени Айравата. Вот и гадай, каких он размеров. Зачем гадать, когда этот же Индра вручил Богине свою ваджру, то есть молнию. Молнию обязательно сопровождает гром, не так ли. Удар в колокол Деви означает раскат грома, вот и всё.
Нет, не всё. Молния молнии рознь. Есть, например, шаровая молния. Вот она влетела в окно и медленно подплывает к человеку. Потрескивая. Бедняга собрался отойти ко сну, а тут светящийся шар в спальне. Б-бах — и всё кончено. Ни шаровой молнии, ни ночной рубашки, ни колпака. Пронесло, облегченно вздыхает человек и ложится спать нагишом.
Оружие Индры не имеет никакого отношения к подобным явлениям природы. Светящееся русло разряда между грозовыми тучами? Да вы Бал Гангадхара Тилака не читали, как я погляжу. Ведический Индра сражается с врагом не просто во мраке ночи, а во мраке довольно-таки затяжном, суток до ста из трёхсот шестидесяти возможных — остальные пять Владыка Мира о ту пору ещё не прибавил. Причём на небе ни облачка, одни россыпи звёзд. И холод стоит собачий. Мрак и лёд, в общем. А Индра охаживает врага своей ваджрой. Вот какого рода молния в руке Деви. И колокольный звон соответствующий.
Но с этой головоломкой наверняка можно разобраться, если хорошенько напрячь правое полушарие и заткнуть рот левому; совсем не то раковина.
На бесчисленных изображениях Деви колокол чрезвычайно редок, зато раковина, причём на современных изваяниях, просто в обязательном порядке. Однако зачем она вообще? Я приступаю к исследованию с усталостью наперёд, ибо не знаю ответа.
Итак, этот здоровенный дар тёплых морей называется шангха. Её почитают священной и до сих пор используют в храмах Индии для изгнания духов тьмы. Закавыка в том, что Деви не в храме, а на войне. Известно, что в сражениях индусы издревле применяли бычьи рога; однако в руке Деви не рог, а именно раковина.
При этом злых духов нужно истребить, а не изгнать. Изгонишь, а они снова нагрянут. Нетушки. Боги произвели Деви для того, чтобы не просто вернуться в небесные вотчины, усадьбы и поместья, а пановать там без хлопот до скончания века. Такое возможно, только если Пугачёв казнён, а его сподвижники уничтожены до последнего, включая грудных младенцев.
Напрашивается вывод, что ничего священного в раковине Деви нет. Образует колебания воздуха, не более того. Звон тетивы и удары медного колокола — набор высоких частот, трубный звук раковины — набор низких. Она же толстостенная, шангха.
Чему я поражаюсь, так это хладнокровию очевидцев. Сущее светопреставление, а они спокойнёхонько раскладывают звуки по полочкам. Один говорит: это щелканье бича из воловьей кожи. Другой возражает: вовсе не бича, а тетивы лука. И впрямь тетива, соглашается первый, а вот сейчас дунули в раковину. Или это, по-твоему, бычий рог? Пожалуй, да, именно раковина, отвечают ему. Так и запишем: тетива и раковина.
И записали в памяти, потому что презирают письменность за выцветание чернил. Мою грудь распирает от расовой гордости, когда я воображаю такие пререкания.
Всё, первая битва с Махишей позади. Лев оказался не у дел: рыскал среди трупов, как сказано. Якобы издавая при этом громовой рык. Но мы-то знаем, что это враки: одновременно рыскать и рыкать львы не умеют. Рычать — другое дело. То есть лев Богини рыскал и рычал.
Итоги сражения: 1. нескончаемый, страшный, безгранично великий смех, он же рёв (но не рык); 2. звон тетивы лука; 3. гул боевого колокола; 4. звуки первобытной валторны, она же раковина.
Глаза Махишы, когда он гневался, наливались кровью. Совершенно как у предыдушей пары супостатов, чьё нашествие якобы вызвало Всемирный Потоп. И вот глаза Махиши достаточно налились кровью, чтобы перестать отлынивать от единоборства, и он сразился с Деви.
— Случайный прохожий, — опять вмешивается еврей из Принстона, — не более того. Толкнули с обочины, а по мостовой летит грузовик. На древних изваяниях здоровенная тётка попирает недоноска. Что говорить о его свите. Просто мошкара, и всё.
Человек не удосужился вникнуть в учение о Махамайе, а берётся рассуждать. Хорошо, случайный прохожий. Но не один, а со спутниками. Никакая не мошкара. Мал клоп, да вонюч, велика Федора, да дура. Запрещаю обзывать Махишу недоноском. Крепыш, коренастый крепыш.
Было то ли два, то ли дважды два спутника. Сдаётся мне, что дважды два, причём те же самые. Они до сих пор видны в тёмное время суток, если взять подзорную трубу поувесистей. Однако просветленный отшельник утверждает, что разглядеть их ничего не стоило даже при свете дня. Но я увлёкся и перебиваю, довольно.
— Нет, Махиша повременил с единоборством. У него был засадный полк, даже два засадных полка. И он бросил их на Деви. Не одновременно бросил, вот дурак. Замечательной храбрости были полководцы, вот уж кто не прятался за спины рядовых бойцов. Первой полкан выехал на колеснице, но колёса внезапно разлетелись в разные стороны, бейся в пешем строю. И этот удалец бьёт мечом по голове льва и по левой реке Богини.
Ну и что по левой руке, только царапина. Эвона их сколько у неё, левых рук. Тогда полкан метнул копьё. И тут неуспех: оно угодило в метательный снаряд, брошенный наперерез. Сражаться больше нечем, и удальца прикончили.
Второй выехал на боевом слоне, это вам не двуколка с парой гнедых. И что. На левой руке Деви царапина, зато льву не понравилось, что бьют по башке, и он вскочил на то же самое — на голову слона. Невероятно прыгучие львы обитали в Гималаях, зачем понадобилось вымирать — ума не приложу.
Если первый полкан бился довольно долго, то второму сразу не повезло: вгрызаясь в загривок слона, ударом задней лапы лев снёс голову наездника. И покатилась голова, утверждают очевидцы.
То, что сотворила Деви с рядовыми бойцами, не поддаётся описанию ни в строчку, ни столбиком. Поэтому наблюдатели затвердили наизусть. Правда, одна только правда. Но столько подробностей, что мы никогда не доберёмся до развязки, если вникать.
Короче говоря, вот тут-то Махиша и принял облик буйвола, который воспроизводят ныне тысячи раз, причём ежегодно. Из глины. Слепят, раскрасят, оплюют и утопят в реке. Богиню и льва тоже слепят, раскрасят и утопят, но не оплюют. Наоборот, всячески ублажают. Называется Дурга Пуджа, но я забегаю далеко вперёд.
Отбегая замечу, что такие вот пары доблестных полканов повстречаются нам ещё не раз, пока Деви не угомонится.
Что такое Дурга Пуджа? Поклонение Дурге; но кто такая Дурга? Именно тот случай, когда выражение „хинди-русси бхай бхай!” особенно уместно.
Дело в том, что имя Дурга не требуется переводить, и так понятно. Охмурёж и Дурга — одно и то же. Я этого не знал, пока давешний клеветник на выборы не надоумил. Охмурёж, говорит, это когда дурачат русского. Когда дурачат индуса, называется Дурга.
Раньше называлось Махамайя, пока Никита Сергеевич Хрущёв не побывал у Джавахарлала Неру. Стоило русскому мудрецу потолковать с нашим, как Индия разом отреклась от Махамайи в пользу Дурги. То же самое природное явление, зато не надо ничего переводить. Братья русский с индусом или не братья, в конце-то концов?
Но мы отскочили слишком далеко в сторону от Махиши. От Махиши, льва и Дурги.
Уже сказано, что Махиша принял вид буйвола. То есть настолько приблизился к Земле, что полумесяц на освещённой стороне принял устрашающие размеры. Совершенно как рога грозы львов. Но не только рога, Махиша и вёл себя соответственно.
Он издавал свирепый рык, в злобе колотя копытами землю, сметая высокие горы парой своих рогов. Раздавленная его быстрым кружением, трескалась земля, а от ударов хвоста расплескивались моря. Пронзенные взмахами рогов, в клочья рвались облака; сорванные вихрем дыхания, лавиной низвергались с неба горы.
Что делает Дурга. Якобы набрасывает на него аркан. Стало быть, притяжение Дурги если не превзошло, то сравнялось с притяжением Земли, поэтому Махиша перестал метаться. Не только перестал метаться, но даже рога куда-то подевались. Именно полное затмение, я тоже так подумал. А рога частичное, вот именно.
Но любое затмение рано или поздно кончается. Почему новым серпом, ничего подобного. Сказано, что Махиша на аркане принял облик льва, то есть превратился в чёрный диск с огненной шевелящейся короной. Никакого рыка, одна грива.
Дальше — больше. Буйвол и лев пропали, показался огненный меч. Меч передвигался в одиночку, но Дурга сообразила, что это военная хитрость, и рубанула где-то рядом. Охнуло, и меч пропал из виду.
Рано радуетесь — вместо меча появился слон. Ну и дела, кто бы мог подумать. Именно слон, потому что затрубил, а потом обвил хоботом и поволок льва.
Почему сам себя обвил хоботом. Это не тот лев, что был до меча, а постоянный и неизменный лев. Пока неизменный, дальше видно будет. Вот слон тащит к себе льва, а в это время Дурга отсекает ему хобот. Пора бы и льву отрастить бивни, но тут Махиша из слона снова превратился в буйвола. Видал, что творится?
Опять эти рога, чёрт бы их побрал. Что делает Дурга. Ничего не делает, перерыв на обед. Надо подкрепиться. И вот она подкрепляется, а Махиша свирепствует. Летают горы, расплескиваются моря и тому подобное.
Дурга не только ест, но и хохочет при этом, как пьяная гопница. Раскраснелась, особенно губы. Очевидцы отмечают: удивительно красные губы, как у Малявинских баб. Она бешено хохочет, а буйвол ревёт во всю глотку и швыряет рогами в неё скалы. Жуть какая.
Наконец, Дурга насытилась. Или напилась. Толкуют про какой-то мёд. Во всяком случае, сил прибавилось, да и решительности тоже. И вот она вскочила прямо на горло Махише и пронзила его копьем. Внимание, самое важное. Пронзила не буйвола, а именно Махишу. Нечто попёрло изо рта буйвола, и тот уже не мог орудовать рогами и копытами. Этого и дожидалась Дурга, оказывается.
Представь себя выползающим из норы. Представил? А теперь вообрази у норы зубы. Ты велез только наполовину, ноги застряли в зубах норы, а тебе наступают на горло. Не разгуляешься.
Вот так, перекатываясь и кувыркаясь, Махиша и бился с превосходящими силами противника. Лётчик Мересьев тоже воевал без ног, но слава досталась ему совершенно другая. Никто не оплёвывает, как Зою Космодемьянскую. А Махишу проклинают уже тысячи лет, из года в год. Так пусть хоть Фома Фомич восхитится его доблестью: слава тебе, несгибаемый боец!
И что, Махиша-таки погиб? Ничего подобного, живёхонек. Venus ans Mars are alright tonight. Но это уже другая песня, а пока продолжим обучение у премудрого пустынножителя.
Деви-Махатмья. Пратхама чарита. Мадхьяма чарита (частично).
http://mahadevi.narod.ru/devimaha.html
Пересказ мой. — В.М.
— Правильно говорят, что ты враг.
— Чей?
— Народа.
— Какого?
— Ты государственный преступник, Фома.
— Что-то новенькое.
— Оскорбление чувств верующих. Мы потеряем Индию.
— Потеряем Индию, зато приобретём Пакистан. Он уже отгребает от Америки.
— Отгребает, да не к нам.
— Дело поправимое. Кто, по-твоему, отколол носы Дурге и льву?
— Англичане.
— Откололи сами индусы, перейдя в ислам. Англичане раскололи страну по трещине вероисповедания.
— Тогда и пуштунские вожди будут за нас. А там и Кабул вернём под свою руку.
— Это вряд ли. Но сократить посевы мака — мыслимое дело.
— И тысячи русских мальчиков не сядут на иглу.
— Семьи создадут, деток нарожают.
— Надо посоветоваться.
— Стало быть, несчастный случай со мной откладываем?
— Живи пока.
Продолжение
include "../ssi/counter_footer.ssi"; ?> include "../ssi/google_analitics.ssi";>