еглого взгляда на перечень литературы достаточно, чтобы обнаружить вопиющее зияние в корпусе введённых в научный обиход текстов Хлебникова. Честный исследователь приходит к неизбежному — пусть и не всегда высказываемому публично — выводу: адекватный анализ едва ли не каждого произведения, правильная трактовка практически любой конкретной темы Хлебникова подразумевает отнюдь не поверхностное знакомство с
Досками Судьбы, где авторское истолкование
законов времени принимает окончательный, итоговый вид.
Таким я уйду в века — сказано именно об этом произведении.
Доски Судьбы в том виде, в каком они
собраны-решены самим Хлебниковым в последние месяцы его земного бытия, состоят из семи Листов. В начале 1922 года, вместе с редактором А.Н. Андриевским, он подготовил к печати Лист 1-й (центральная вещь его, «Зарёй Венчанный», датирована 16-м января 1922). Хлебников выправил сигнал, особенно выделив ошибку набора в формуле
Девон и современность, однако указания его не были учтены типографией. Цензурное разрешение только что созданного Главлита датировано 21-м марта 1922; книжка напечатана в долг тиражом 500 экз. в мае 1922 и ровно через год поступила в продажу:
Велемир Хлебников. Отрывок из Досок Судьбы (б/м, б/г).
Вскоре вышла вторая, а в начале августа 1923-го третья книжка:
Велемир Хлебников. Отрывок из Досок Судьбы (Лист 2-й);
Велемир Хлебников. Отрывок из Досок Судьбы. (Лист 3-й). На этом издание, содержащее многочисленные ошибки в тексте и формулах (в двух последних выпусках и цензурные изъятия), прекратилось.
«Собрание Произведений» (1928–1933) включает стихотворения и некоторые прозаические фрагменты из всех семи Листов и набросков к ним, однако ни опубликованные ранее 1, 2 и 3-й Листы, ни книги «Новое учение о войне» (
Пг., 1915) и «Время мера мира» (
Пг., 1916) в издание не вошли, что отметил сам составитель (V, 339). Тем не менее, важные в этом плане сведения содержат «Учитель и Ученик» (V, 171–182) и «Наша Основа» (V, 228–243).
Составители «Неизданных Произведений» (1940) исключили эту тему из рассмотрения. ‹...›
Хлебников принадлежит к тому типу культуры, в котором наука, искусство, религия, философия, мораль и право — европейская культура последних столетий числит их по разным департаментам — отнюдь не выступают изолированно и автономно: Хлебников целостен в нашем расколотом мире. ‹...›
Во всём корпусе
Досок Судьбы единицей ритма является произведение в целом: фрагменты разных лет написания переслаивают друг друга, сводка событий, разобранных в одном Листе, зачастую повторяется в другом.
Поздней осенью 1986 года, за 64 дня, в ЦГАЛИ были прочитаны рукописи
Досок Судьбы, расшифрованы менее ясные части текста и пересчитаны уравнения. ‹...›
Доски Судьбы В.В. Хлебникова даются (по крайней мере, я старался их дать) именно в том виде, в каком автор предполагал их обнародовать. Сохранена и пометка:
Прошу эти записи не показывать академическим кругам, но если можно напечатать, то напечатайте.Василий Бабков. Контексты Досок Судьбы. // Велимiр Хлѣбников. Доски Судьбы.
Реконструкция текста, составление, комментарий, очерк — В.В. Бабков. М.: Рубеж столетий. 2000. С. 130–132.