Бабков В.В.


Доски Судьбы


Контексты «Досок Судьбы»

Продолжение. Предыдущие главы:


 Мы дети страны советованной.
 Это было в общежитии
 Где звенело бэ Баба,
 Бэ Бакунина в Баку.
 5.Где Баилова утёс.
 Из Берлина до Бомбея
 За Бизант и за Багдад
 Мирза Бабом в Энвер бея
 Бил торжественный набат
10.Бэ лучами не слабея
 Это черный глаз Арменiи
 Скрывши белой мглою глаз бока
 Ка керенок современнее
 Это в черных взорах азбука.
15.Говор моря не верь морю
 Воин моря стань войн мор.
 Трубка мира пушки порох.
 Я выкуриваю войны.
 Эй смелее в разговорах
20.Будьте снова безпокойны
 Ала поло ала ал.1



Повелевающее Время

ka2.ruчевидно, Бог Ветхого Завета задавал Хлебникову те же вопросы, что и Иову: „Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место её ‹...›?”2
Ведь на что-то же отвечал Хлебников Досками Судьбы («Взятие неба»):

Я, человечество, мне научу
Ближние солнца
Честь отдавать:
Ась! два!
Рявкая солнцам сурово.
Я воин; время — винтарь.
3

Возможно, душа Хлебникова отзывалась, среди других имён, на ‘Брахмо’ (Brahman), ведь на вопрос Вед:


Кто его одел одеждой?4

именно Хлебников ответил:
Числа! голыя вы вошли в мою душу,
И я вас одел одеждою земных чувств и памяти.
5

На той же странице тетради «Мой Коран» он записал:


счёт чисел, счёт времени — вот очи бога. Это сильнее Корана.


1. Коран чисел

Доклад «Коран чисел» был подготовлен и прочитан в Баку. Из окон общежития на Баиловской улице была видна тюрьма, где в своё время побывал Иосиф Джугашвили. Бэ — буква силы и мощи. Персидский пророк Мирза Баб, провозгласивший конец эпохи старых законов и приход новых, — герой Хлебникова. А Энвер-бей, поддержанный Берлином, был организатором резни армян — первого в XX веке геноцида, модели Освенцима, — разгул которой приходится на 1915 год.

О докладе Хлебников сообщил своей любимой сестре Вере в письме от 2 января 1921 года.


Веринька, заинька! ау!
         Летите письма, как листочки берёзовые, на русые головы дорогих, падайте на очарованных у Волги.
         Пора разочаровывать змей, то-то будет шипение змеиного царства.
         Этот год будет годом великой и последней драки со змеем. Все что в моем сознании: чёрные ночные окна, дыхание запыхавшихся дров, торопящихся стать золой, — всё подымаю за мою победу над змеем.
         За это время я выковал дрот для борьбы с ним — это предвидение будущего: у меня есть уравнения звёзд, уравнения голоса, уравнения мысли, уравнения рождения и смерти.
         Я первый взошёл на новый материк — повелевающее время, первый вступил на него, я был пьян от радости, но люди всегда люди, — и из первого сражения со змеем я вышел в цепях: от меня вдруг улетели все мои мысли, и мой очарованный мир покинул меня, точно я изменил ему. Все видения будущего вдруг покинули меня, точно ненужное дерево стая отдыхавших на нём голубей.
         Это случилось после того, как я в последний раз в жизни поверил людям и прочёл доклад в учёном обществе при университете «Красная Звезда».
         Правда, я утончённо истязал их: марксистам я сообщил, что я Маркс в квадрате, а тем, кто предпочитает Магомета, я сообщил, что я продолжение проповеди Магомета, ставшего немым и заменившего слово числом.
         Доклад я озаглавил Коран чисел.
         Вот почему все те, чьё самолюбие не идёт дальше получения сапог в награду за хорошее поведение и благонамеренный образ мысли, шарахнулись прочь и испуганно смотрят на меня. Но всё-таки жребий брошен, и змей будет проткнут в самое пузо. Пока же жизнь обвита его жирным животом с мрачными узорами смерти тела и духа.
         Но и но! поединок будет!
         Свидетель — мой нераскуренный окурок, мой одинокий друг сейчас.
         Кстати, я курил из трубки из пушечного пороха и писал ручкой из пороха. Так как я рассеянный человек, то я клал окурки на порох, и он зажигался и воспламенялся, тогда я тушил его пальцами. На деле это безопасно, пушечный порох горит очень тихо, и из его длинных чёрных трубок выходят превосходные ручки для будаков (будетлян), но звучит всё это очень громко. Я преследовал свою одинокую цель с мрачным ожесточением, и только твоё письмо меня пригрело весенними каплями, и я болтлив. Утверждаю, что я был в оттепели и кап-кап.
         Вся его мрачная правда, что мы живем в мире смерти, до сих пор не брошенной к ногам как связанный пленник, как покоренный враг, — она заставляет во мне подыматься кровь воина “без кавычек”. Да, здесь стоит быть воином. Здесь я не скажу, как сказал недавно, что я не буду „хороводиться с ружьём”, отказываясь освящать своим согласием этот старинный и гнусный обряд.
‹...›
         Я забыл мир созвучий; их я как хворост принёс в жертву костру чисел.
         Но ещё немного — и мне вернется священная речь.
‹...›6

Подробности отказа хороводиться с ружьём находим в дневниковой записи: 19 XII 20 отказался идти в карат‹ели› в Баку.7 Нелицеприятный отклик на злобу дня в цитированном выше письме из V тома Собрания произведений вымаран:8


Ещё спасибо, тебе, сестричка,
‹вычеркнуто›
         Вот уравнение звёзд (Юпитер, Сатурн, Уран) моей работы:
         tR = 365(3n+1 + 3) – 48(1 +3(n – 1)) + 365n–2
подставляем n = 1, 2, 3 — получим t =4332, 10759, [...] — времена вращений этих звёзд.
         Это маленькое развлечение.
         Со мной в общежитии живёт тов. Курносов, и он рассказал, что его дед служил у Хлебниковых, и дал мне шапку (я из Харькова до Баку как изгнанный пророк ехал без шапки).
         Но, в общем, Баку — город. Что такое город как таковой? Это место, где люди внимательно лижут сапог, господин Сапог, если таковой найдётся, провозгласив: „Я как сапог”. „Внимайте и покоряйтесь, языцы, яко я сапог”.
         А на меня нашла причуда, прихоть такая, махонькая-махонькая: стать гвоздём для этого сапога. Пусть хоть маленькая дырочка на сапоге. Ась?
         А потому меня зовут горные реки, где царапал до крови руки, обрывая дикий виноград, лазил над обрывом.
9


2. Небесное родословие

Как Хлебников строил законы времени?

Первое число, что понятно, было священное 365 — отношение земного года к суткам.  Год богов,  365 лет, соединяет, по Хлебникову, подобные события в истории и людей с повторяющейся жизненной задачей.


Я, Хлебников, 1885.
За (365 + 1)3 до меня Шанкарья Ачарiя, творец Вед, в 788 году.
За 365·9 до меня в 1400 Аменхотеп IV.

‹...›
Аменхотеп IV — Евклид — Ачарья — Хлебников.

Эта запись поражает очевидными отсылками и умолчаниями, богатством контекстов осмысления, и невозможно удержаться от некоторых замечаний.

Своё небесное родословие Хлебников строит на интервале в 365 лет. Это число отсылает нас к космогонии Василида (II век): на некоем этапе весь мир раскрывается в проявлении 365 космических сил или небесных сфер, число которых обозначается таинственным словом ‘Абраксас’.

Нельзя не вспомнить и учение Оригена о перевоплощении души в физическое тело. Эта мысль не пришлась по вкусу императору Юстиниану (Хлебников называет его Управда), и тот провёл на V Вселенском Соборе (533) осуждающий её эдикт. Не удивительно, что нынешние богословы, почитая авторитет Оригена, умалчивают о его позиции по вопросу кармы и перевоплощения.

Хлебников объяснил идею родословия в письме к Вячеславу Иванову.


         Мне иногда казалось, что если бы души великих усопших были обречены, как возможности, скитаться в этом мире, то они, утомленные ничтожеством других людей, должны были избирать как остров душу одного человека, чтобы отдохнуть и перевоплотиться в ней. Таким образом душа одного человека может казаться целым собранием великих теней. Но если остров, возвышающийся над волнами, несколько тесен, то неудивительно, если они время от времени сталкивают одного из бессмертных опять в воду. И таким образом состав великих постоянно меняется.10

Заметим, что в сверхповести «Дети Выдры», в Парусе11 «Душа Сына Выдры», тени великих спасаются от пошлости нигилизма и позитивизма бегством на остров Хлебников.

За 3·365 лет до Хлебникова жил Шанкара Ачарья, основатель школы Адвайта Веданта, автор Веданты (“окончания Вед”) и наиболее авторитетных комментариев к Упанишадам.

За  год богов, взятый шесть раз до рождения Хлебникова, Евклид составил “свод законов” геометрии.

Аменхотеп IV (Эхнатон) был великим религиозным реформатором. Он противопоставил солнечного бога Атона жреческому верховному богу Аммону, порвал с традицией Мемфиса и перенёс столицу к низовьям Нила, в нынешнюю Тель-Амарну. Жрецы жестоко отомстили Эхнатону после его смерти: отменили все нововведения, объявили еретиком и стёрли с памятников его имя, что было равносильно убийству Ка, астрального двойника фараона, соответствующего линга-шарира системы Санкхья.

В Листе 2-м читаем: к 2250-ому году до Р. Хр. относятся глиняные доски законов Хаммураби. Хлебников сообщает дату древнейшего кодекса-предшественника; собственно законы Хаммураби датируются ок. 1765 до н.э., за 10·365 лет до рождения Хлебникова. Таким образом, прекрасный древний царь — его законный “первопредок”: Хаммураби (за 10·365 лет) → Аменхотеп IV (за 9·365 лет) → Евклид (за 6·365 лет) → Ачарья (за 3·365 лет) → Хлебников.

2. Тамга Хлебникова

Из родословия выпал 1155-й (за 365·2 лет до 1885), год рождения Чингис-хана. Между тем, в одной из записей Хлебникова находим: Богдан Хмельницкiй родился через 365 + 1 после смерти Чингис-Хана. Чингис Хан 1161 родился через 365π после смерти Октавия. Отметим, что в декабре 1885 (примерно через 26 – 2 дней после Хлебникова) родился Р.Ф. Унгерн фон Штернберг. Своей жизненной задачей он считал объединение мира под знаменем монгольской расы. “Чёрный барон” почитался реинкарнацией “бога войны” — Чингис-хана. Их рождения связаны 365·2, двойным  годом богов.

Хлебников ошибся в дате рождения Чингис-хана, но, вероятно, чувствовал некую с ним соотнесённость. В рассказе «Есир» читаем:


черноволосая девушка этих мест ходила с медной деньгой, вплетённой в косу. И надпись древнего хана: „Я был — моё имя высоко” — тонуло в чёрном шелку её кос.12

Деньга = ‘тамга’. Алая яшмовая тамга Чингис-хана несёт слова: „Бог на Небе. Ха-хан — Могущество Божье на Земле. Печать Владыки Человечества”.

Председатель Земного Шара стремился объединить мир отнюдь не мечом. Ответ Чингис-хану, поверх веков, дан тамгою Хлебникова, изображённой на рисунке Круг (который выглядит как крест).


Бабков В.В.Круг отсылает нас к полярным координатам, связанным с изменением во времени. Их символике — св. Троице геометров: точке, углу, лучу — 8 августа 1920 Хлебников посвятил интересный текст «Если взять круг...» (см. Приложение).

Итак, на рисунке Круг:

Ось (+1) — ось наличного: война, рождение мёртвых. На языке первых трёх это 1 + 1 = 1.

Ось (–1) — ось ожидаемого: любовь, брак, рождение живых. На языке первых трёх это 1 + 1 = 3.

Ось (+i = +√–1) — взыскуемое, но запредельное наличному: ось веры (Бог, Будда, Христос). Девиз этой оси: Я в степени все.

Торговля и храм относятся друг к другу, как война и любовь; четвёртая ось (–i = –√–1) обозначает наличное враждебное или постороннее: торговлю. Девиз: все в степени Я.

Истолкование осей Круга находим в мистерии «Ка2». Иная трактовка полярных координат дана во фрагменте «Починка мозгов» Листа 2-го Досок Судьбы.

Кругу как эмблеме Хлебникова соответствует девиз: вся власть уравнениям через вычисления. Хлебников стремится накормить весь земной шар хлебом одного и того же числа,13 ради чего он строит чистые законы времени.


         Законы времени одинаковы для государства и человека, славы, памяти, божества, храма и вещи.14

У пифагорейцев был иной промежуток времени между двумя метампсихозами,  психогоническое число   216 = 63; Хлебников строго держится  естественных единиц.  Он признаёт таковыми год и сутки, а затем строит ряд убывающих в 365 раз величин.


         Не будет глупых секунд и минут, но будут сутки, делённые на 365 частей: “день дня” равен 237 секундам; следующая единица 0,65 секунды.15


3. ‘Ять’ и ‘есть’

Хлебников стремится заменить веру мерой, а голос смерти — приказом „Смерьте!” По старой орфографии слово ‘мера’ пишется через ѣ. При этом Е и ѣ звёздного языка Хлебникова имеют противоположный смысл: Е упадок, упадать;16 напротив: понимая ять, как самого краткозвучного носителя бытия и ять соприсутствует бытию льнения кверху.17

В драме «Маркиза Дэзес» Е и И ‘смерти’ противостоят ѣ и Е ‘смѣрьте’ („смерьте до смерти, — каламбурил тайный ученик Хлебникова. — Потом будет поздно”):


         Маркиза Дэзес:  Но ты весь дрожишь? Ты плачешь?
         Спутник:    Так! Я плачу. Чертоги скрылись, волшебные, с утра.
Развеяли ветра. Над бездною стою.
Не ять и Е, а Е и И ! Голос не умолкший смерти.
Кого — себя? Себя для смерти! Себя, взиравшего! О верьте, мне поверьте!
18

С ‘ять’ и ‘есть’ связана шутка Пушкина, переделавшего девиз Аракчеева  Безъ лести преданъ  в  Бѣсъ лести преданъ.  Хлебников откликается в «Ка»: Я живу в городе, где пишут „Бѣсплатныя купальни”.19

Через ять пишутся мѣра, вѣрить, вѣдать, хлѣбъ. Запись Я предвижу ужасные войны из-за того — через ять или е писать моё имя20 говорит об уверенности Хлебникова в зависимости своей посмертной судьбы от звёздного смысла этих букв:


И я, как камень неба, нёсся
Путем не нашим и огнистым.
Люди изумлённо изменяли лица,
Когда я падал у зари.
Одни просили удалиться,
А те молили: озари.
21

4. Дробь души

Первыми числами были 365 и 317 (где 317 = 365 – 48).


         В учёном труде «Учитель и Ученик» пришёл к мысли, что подобные события в истории происходят через 365 ± 48 лет (мост к звёздам).22

Книга вышла в 1912 году в Херсоне. Описывая встречные волны Запада и Востока, Хлебников предсказал крушение Российской империи в 1917 году:


         Если Византия освободилась от Рима в 393 году, то освобождение Америки произошло через
(365 + 48·2)3 = 1383 — в 1776 году
‹...›
         Завоеванию Египта в 1250 году соответствует падение Пергамского царства в 133 году.
         Половцы завоевали русскую степь в 1093 году, через 1383 года после падения Самниума в 290 году.
         Но в 534 году было покорено царство вандалов;  не следует ли ждать в 1917 году падения государства?

Ещё примеры с 365 + 48 = 413 лет:


         Через 413 лет подымаются гребни волны объединения народов. Так, в 827 году Эгберт соединил Англию, через 413 лет в 1240 году немецкие города объединились в Ганзу, а ещё через 413 лет в 1653 году трудами Хмельницкого соединилась Малая и Великая Русь. Что будет в 2066 году, если этот ряд волн не прервётся?23

Mip есть естественный ряд чисел и его тень, — писал Хлебников в заметках к Доскам Судьбы.24Мера, победившая веру; Победа брёвен Эм над бревнами Вэ. На том же листе Хлебников приводит название двух статей-таблиц, напечатанных в 1918 году:


“Ину Анум Сирум”. Поединок с Хаммураби.
Сборник законов Велимира.
Свод законов, для которых
не нужно правительств и Судей и цепей,
но достаточно звёзд наверху.
Так я писал во временнике 4-ом.

“Ину Анум Сирум” следует читать:  Энума Анум Энлиль.25 Месопотамские астрологи времен Хаммураби применяли методы математической астрономии. Правила, связывавшие небесные знамения с земными событиями, содержались в специальных текстах для предсказаний. Важнейший из этих текстов — клинописная серия, названная по первым словам „Энума Анум Энлиль”, то есть „Когда боги Анум и Энлиль”.

Статья 1-я, Поединок с Хаммураби, построена на годе богов в 365 лет. Статья 2-я основана на числах 365 и 317. Число 317 = 365 – 3·222 часто соединяет косые события, то есть такие, в которых часть признаков повторяется, а часть заменяется противоположными.26 Но как получено 317? Число 317, к которому Хлебников явно подгонял, как ученик, заглянувший в ответ задачи, число 48?

В книге «Время мера мира» Хлебников заметил:


         Происхождение числа 48 остается тёмным, но в законе света и земель кругом солнца оно одинаково распространено по солнечному миру и выходит за пределы земного. Чтобы сузить исследование, далее повсюду вместо 365 ± 48n взят его частный случай 317 дней или лет.27

Вот некоторые Хлебниковские ответы о происхождении  317  и  48.  317 = 365 – (√365 +29), где √365 = 19 (точнее, 365 = 192 + 22), а 29 — число суток в месяце. Далее, 48 получается из суток Солнца: 365 ± (25·2 –1)n; 25 суток — сутки Солнца.28 Наконец, 48 — это число азбуки:


         Покорные жречески умному „сочти”, следует заметить, что азбука в языке, на котором говорим, состоит из 19 вещественных звуков и 5 гласных, т.е. 24 звуков.
         Грубая и нежная азбука вместе имеют 48 звуков.
29

Известно 48 познавательных способностей Буддхи (они вместе с Майей, которая вмещает их всех, составляют 49). Вот ещё одно замечание Хлебникова:


число чародей 48, которое в детстве запомнили мы в игре в лото ‹...›.30

Отчасти дело здесь всё-таки в цифрах числа  317: те же священные числа, известные как  тройка, семёрка и туз,  котрыми, среди прочего, построено замечательное  137:  постоянная тонкой структуры α связывает заряд электрона е, постоянную Планка ħ, скорость света с соотношением α = е2/ħс = 1/137.31

Число 48 обсуждается в Листе 5-м — значение формулы х = 3·22n при n = 2, как эмпирическое обобщение, выведенное из исследований различных циклических процессов. Оно замечательно тем, что на нём строится октава от земного года к месяцу. В «Разговоре двух особ»:


         Вспомни про семь небес учения древних. Вычитая из 365 по 48 и дойдя до 29 (вращение месяца кругом земли происходит в 29 дней), мы имеем семь чисел-небес, окружающих число месяца и заключённых внутри числа земли. Эти числа: 29, 77, 125, 173, 221, 269, 317, 365. Крайние числа суть числа года и месяца, вероятно священные. Отчего бы не летать событиям по сводам этих чисел? резвясь и порхая? подобно младенцам с крыльями и трубами для возвещения своей воли.32

Кинорежиссёр Елена Саканян заметила, что Булат Окуджава (1924) — дробь Пушкина, они связаны рождением через 125 лет. Взглянув на обложку книжки «Чапаев и Пустота», она обнаружила, что Виктор Пелевин (1962) — дробь Хлебникова: рождение через 77 лет.

Об этом же идёт речь в «Песни мирязя» (1907):


         Ах, эти звучащие мысли и рокот сих струн! Кем вы повешены на то место, откуда я взял вас? Вы, высокие струны от звёзд к камням и рощам. Качались мысловыми верхушками прекрасные грезоги. Синь, ветер, и песнь, и ночная тишина, и ночная вышина струн, оттуда сюда, как копья времен, как стража усталого ропота, как воины с зовом оттуда сюда!33

В сентябре 1914 Хлебников писал в «Законе поколений»:


Истина разно понимается поколениями. Понимание её меняется у поколений рожденных через 28 лет ‹...›

Хлебников родился через 28 лет после отца. Его странствия, его занятия стихами и числами были непонятны родителям, которые желали видеть его математиком, натуралистом, или кем-либо другим, состоящим на службе.

‹...› через это число лет истина меняет свой знак и силачи за отвлеченные начала выступают в борьбу от поколений, разделенных этим временем.34

Посмотрим на германский Генштаб: одно поколение в 1917 разрушало русскую государственность, другое в 1945, через 28 лет, подписывало капитуляцию.

Взглянем на Берлинскую стену: одно поколение возвело её в 1961 году, а другое снесло в 1989 году, то есть через 28 лет.

5. Основной закон времени

В конце 1920 или в 1921 году Хлебников пришёл к заключению о природе степеней 2 и 3, на которых основаны Доски Судьбы.


         Мой основной закон времени: во времени происходит отрицательный сдвиг через 3n дней и положительный через 2n дней; события, дух времени становится обратным через 3n дней и усиливает свои числа через 2n дней; между 22 декабря 1905 московским восстанием, и 13 марта 1917 прошло 212 дней; между завоеванием Сибири 1581 г. и отпором России 1905 25 февраля при Мукдене прошло 310 + 310 дней. Когда будущее становится благодаря этим выкладкам прозрачным, теряется чувство времени, кажется, что стоишь неподвижно на палубе предвидения будущего. Чувство времени исчезает и оно походит на поле впереди и поле сзади, становится своего рода пространством.35

События, достигшие возраста 3n дней, меняют свой смысл на обратный. Крупные показатели степени заняты сдвигами государств, управляют нашествиями, переселениями народов, а малые степени относятся к жизни отдельных людей, управляя возмездием, или сдвигами в строении общества. Возьмем 35 = 243 дня (из Досок):


         Правительство Милюкова–Керенского 10.III.1917 г. возникло за 35 до правительства Ленина–Троцкого 10.XI. 1917 г.36

36 + 36, подзаголовок поэмы «Ночной обыск», как указала Елена Саканян (1985), значит переворот от восторга к отвержению революции, убившей Бога: между октябрем 1917-го и октябрем 1921-го, когда написана поэма «Ночной обыск» (Переворот советов), прошло 4 года, то есть 36 + 36 дней.

Спору нет, самое интересное занятие — самому собирать текущие события в ансамбли и находить для них формулу времени. В мае 1986 г. Елена Саканян сообщила, что между Челленджером и Чернобылем прошло 34 дней. Оба события обозначены словами на Ч, что на звёздном языке означает одно тело в оболочке другого. Однако события такого масштаба можно ожидать разделёнными промежутком времени 35 = 243 дня; 35 связывает событие с противособытием, а здесь два подобных события связаны интервалом 34= 81 день.37

Было предположено, что мощный начальный импульс разряжается не сразу через 35, а повторными ударами подобных событий падает по ступенькам 34, заканчивая ряд обратным событием через 3·34 = 35. Чрезвычайно драматичным было разыскание событий, долженствующих наступить в назначенное время. Оказалось, что Челленджер и Чернобыль начали два сопряжённых, но автономных ряда событий, советский и американский.

Американский ряд:

28 января 1986Челленджер
22 апреля 1986утечка радиоактивности в Неваде
12 июля 1986гибель секретного самолета F-19
30 сентября, через 35 дней, обратное событие:
испытание «Лэбкварк» в Неваде и противоспутниковой системы АСАТ.

Советский ряд:

26 апреля 1986Чернобыль
16 июля 1986неудача с “саркофагом”, утечка радиоактивности
3–5 октября 1986гибель атомной подлодки в Бермудском треугольнике
23 декабря, через 35 дней, обратное событие: возвращение из ссылки А.Д. Сахарова.38




         Примечания 

1  ФХ: 77, 55. Варианты: 6. От Берлина до Бомбея; 10. Бэ пожаром не слабея; 11. Каждый раз как глаз Арменiи; 13. Ка Керенских современнее; 14. Предо мной стояла азбука.
2  Иов 38, 12.
3  «Зангези». СП III: 358–359.
4  Атхарваведа X. 2, 15.
5  ФХ: 83, 4об. Вариант прочтения: ‹...› понятий.
6  СП V: 315–317.
7  ФХ: 97, 5об.
8  Когда Сталин навестил в Баку Орджоникидзе, тот опубликовал запредельно льстивое заявление АзербЦК (местный Сапог лизал сапоги Сапогу кремлевскому): „К нам в Баку прибыл тов. Сталин, рабочий вождь исключительной самоотверженности, энергии и стойкости, единственно испытанный и признанный знаток революционной тактики и вождь пролетарской революции на Кавказе и на Востоке. ‹...› нашему дорогому вождю и учителю ‹...› закалённого пролетарского бойца т. Сталина — первого организатора и вождя бакинского пролетариата.” — Газета «Коммунист», 4.XI.20.
9  ФХ: 141, 9об.
10  СП V: 296.
11  Парус — глазом зодчего — это  паруса сводов — расписные косые грани свода, соединяющие квадрат пола с окружностью купола. Поэтому-то в храмах Земля (квадрат) встречается с Небом (круг). А паруса решают задачу квадратуры круга. Можно ли не заметить, что произведения Хлебникова суть храмы?
12  «Есир». СП IV: 94–95.
13  ФХ: 89, 74.
14  ФХ: 89, 24.
15  СП V: 160–161.
16  Неизданная статья. СП V: 189.
17  «Изберём два слова...» НП: 328. Дореформенная орфография позволяет различать оттенки понятий, связанных с одним фонетическим образом, например, тремя случаями мира, которые пишутся через и восьмеричное (мир как отсутствие войны), и десятеричное (мiр как вселенная), ижицу (мұро для помазания).
18  СП IV: 236.
19  СП IV: 47.
20  «Ка». СП IV: 47. И ещё: Ах, драки знаков свинцового набора, что они лежат в другом порядке, в порядке другого слова, чем то, которое им по сердцу, их кладёт свинцовой пылью одетая рука, а они обвиняют друг друга, и думают, что ять больше виноват, чем е (СП IV: 307).
21  «Гонимый — кем, почём я знаю?» СП II: 111.
22  Автобиографическая запись. СП V: 279.
23  Также: СП V: 176, 178–179.
24  ФХ: 71, 19. Естественный ряд чисел — это целые положительные числа (натуральный ряд). Верно ли, что их тень — циклические числа (Хлебников интересуется одновременно циклическими и Пифагорейскими числами)?
25  ‘Сирум’ — личный бог молодой женщины, один из возможных, что неуместно для сакральной формулы. По-армянски ‘сирум’ значит люблю.
26  ФХ: 82, 7об.
27  Пг., 1916, с. 3(§7).
28  ФХ: 85, 21 об.
29  РО ГПБ, ф. 1087, № 25, л,2.  48 — это не только число букв  деванагари,  но и удвоенное число рунического алфавита. В «Саге об Эгиле» приводится  нид,  две строфы заклятий, где выдержаны магические числовые соотношения между рунами: в каждом четверостишии по 72 руны — трижды общее число рун в руническом алфавите.
30  ФХ: 82, 7об.
31  2 /ħс = 1/137, k = 1/4π. Так в системе Лоренца–Хевисайда. У Гаусса k = 1; выражение по-прежнему не имеет размерности. В системе СИ k = 1/4πε0, где ε0 = 8.85...10n , при этом выражение получает некоторую размерность.
Апокалиптическая числовая символика Санкт-Петербургского текста фокусируется, по В.Н. Топорову, вокруг числа 17 и чисел 1,3,7 (то есть, 1917 и 1937). — В.Н. Топоров.  Миф. Ритуал. Символ. Образ. М.: 1995. С. 356–358.
32  СП V: 183.
33  СП IV: 10.
34  «Битвы 1915–1917 гг. Новое учение о войне». СПб.: Журавль. 1915. C.18.
35  СП V: 324. В Древнем Египте перемножение целых чисел заменялось умножением одного из них на разложение второго на последовательные целые степени двоек. К этому способу восходит идея сопоставления арифметической и геометрической прогрессий, источник учения о логарифмах (см.  Р. Гутер, Ю. Полунов.  Джон Непер. М.: 1980. С. 97). В этом же мы усматриваем источник хлебниковского приёма разложения целых чисел на степени двоек и троек.
36  Противоположные события, связанные интервалом 35  дней, легко извлекать из потока текущих событий. Например, Е.М. Примаков отстранён от должности премьера 12 мая 1999, через 35  = 243 дня после утверждения Госдумой 11 сентября 1998.
37  Впоследствии, при выяснении точной даты, оказалось, что интервал равен 88 дням; они соединяют подобные события формулой 26  + 24  + 23.
38  Vassily Babkoff.  Between science and poetry: Velimir Chlebnikoff’s “Metabios”. Theory of Evolution — In Need of a New Synthesis? Tampere. 1993. Р. 99.



Приложение 
Бабков В.В.


Воспроизведено по:
Василий Бабков.  Контексты Досок Судьбы. // Велимiр Хлѣбников. Доски Судьбы.
Реконструкция текста, составление, комментарий, очерк — В.В. Бабков.
М.: Рубеж столетий. 2000. С. 151–186.

Окончание ka2.ru



Персональная страница В.В. Бабкова на Хлебникова поле
       карта  сайтаka2.ruглавная
   страница
исследованиясвидетельства
          сказанияустав
статистика  посещаемости  AWStats 7.6:
востребованность  каждой  страницы  ka2.ru  (по убывающей);  точная локализация  визита
(страна, город, поставщик интернет-услуг); обновление  каждый  час  в  00 минут.