М.С. Киктев

Доброковский М.В. (1895-1942). Иллюстрация к рассказу Ю. Слёзкина



Доброковский / Хлебников



Буквица Мечислав Васильевич (Войцехович) Доброковский родился 25 мая 1895 г. (по старому стилю), арестован весной 1938 г. и расстрелян в 1942-м.

Этого самобытного художника, создателя запоминающейся графической манеры, ещё предстоит открыть: сейчас это имя связывают разве что с пребыванием Велимира Хлебникова в Баку, а затем в Иране (1920–1921), на излёте гражданской войны с её попыткой разворота мировой революции на Восток.

Доброковскому посвящено одно из лучших стихотворений Хлебникова — «Иранская песня» (опубликовано в мае 1921 г. в «Литературном листке» газеты «Красный Иран», органе Политотдела Персидской Красной армии):

Как по речке по Ирану,
По его зелёным струям,
По его глубоким сваям,
Сладкой около воды
Ходят двое чудаков
Да стреляют судаков.
Они целят рыбе в лоб.
Стой, голубушка, стоп!
Они ходят, приговаривают.
Верю, память не соврёт:
Уху варят и поваривают
„Эх, не жизнь, а жестянка”.
Ходит в небе самолёт
Братвой облаку удалой.
Где же скатерть-самобранка,
Самолётова жена?
Иль случайно запоздала,
Иль и острог погружена?
Верю сказкам наперёд:
Прежде сказки — станут былью.
Но когда дойдёт черед,
Моё мясо станет пылью.
И когда знамёна оптом
Пронесёт толпа, ликуя,
Я проснуся, в землю втоптан,
Пыльным черепом тоскуя.
Или все свои права
Брошу будущему а печку?
Эй, черней, лугов трава,
Каменей навеки, речка!

“Воля к Востоку” осенью 1920 г. привела Хлебникова в Баку. Военмор Доброковский (в феврале 1917 г. — выпускник Школы прапорщиков по Адмиралтейству в Петрограде) вследствие болезни лёгких весной 1919 г. был переведён с Балтийского флота на Каспий и приписан в качестве художника к Политотделу флотилии. ka2.ruВ июне 1919 г., когда назначенный командующим Астрахано-Каспийской флотилией Ф.Ф. Раскольников значительно расширил Культурно-просветительный отдел при Политотделе, Доброковский становится художником-декоратором театральной секции. Здесь же, при Политотделе, лектором школьно-библиотечно-лекционной части с 27 октября 1920 по январь 1921 г. числился Хлебников. В мастерской Доброковского в Морском общежитии на Баиловской он и поселился.

С писчей бумагой было плохо, и тогда же, в ноябре или декабре, Доброковский подарил Хлебникову свой альбом для рисования (на первых листах сохранились рисунки) — ныне всем известный “Гроссбух”, поэтическую лабораторию поэта. Точно такой же альбом, но меньших размеров (так и хочется назвать его младшим братом “Гроссбуха”), художник заполнял дневниковыми зарисовками, когда в январе–августе 1921 г. был в Иране.

“Русские дервиши” встретились в Баку, пересеклись в Иране — и разминулись, уже навсегда. Но Доброковский — на фоне трагических событий, которые сопровождали революцию, в сплетении с темой добра и прометеевского приручения огня (К печке, к работе / Молнию с неба свели) — в творчестве Хлебникова остался. Воспоминания о нём открывают самое значительное, по мнению поэта, его произведение, итог всей жизни — «Доски судьбы»:

         Чистые законы времени мною найдены ‹около 17.XII› 20 года, когда я жил в Баку, в стране огня, в высоком здании морского общежития, вместе с Доброковским.
         Громадная надпись “Доброкузня” была косо нацарапана на стене, около вёдер с краской лежали кисти, а в ушах неотступно стояло, что если бы к нам явилась Нина, то из города Баку вышло бы имя Бакунина. Его громадная лохматая тень висела над нами. Художник, начавший лепить Колумба, неожиданно вылепил меня из зелёного куска воска. Это было хорошей приметой, доброй надеждой для плывшего к материку времени, в неведомую страну. Я хотел найти ключ к часам человечества, быть его часовщиком и наметить основы предвидения будущего. Это было на родине первого знакомства людей с огнём и приручения его в домашнее животное. В стране огней — Азербайджане — огонь меняет свой исконный лик. Он не падает с неба диким божищем, наводящим страх божеством, а кротким цветком выходит из земли, как бы прося и навязываясь приручить и сорвать его.

Надпись и тень — два внешних знака — определяют создаваемое впечатление. Громадная надпись “Доброкузня” теряется в нависающей над ней лохматой тени Бакунина. Доброкузня не только обыгрывает фамилию художника (подобно тому, как из города Баку вышло ‹...› имя Бакунина), но и перекликается со стихотворениями Хлебникова «Кузнец», «Молот», «Кавэ-кузнец».

Доброковский М.В. (1895-1942). Пейзаж с конной повозкой. 1920/1921. Б., тушь, граф. карандаш.  13,1×25,2 см.
Это иносказание противостоит другому — страшному: Доброказня и доброкузня, — читаем в одном из бакинских набросков; Им мало казней. День и ночь // Они пытают и казнят — такое у Хлебникова почти в каждой рукописи той поры. Казням, жестокости, зверству — “казни добра” или казням, совершаемым от имени добра, — поэт противопоставляет “кузню добра” (К печке, к работе...), и противопоставление это связано у него с Доброковским. Хлебниковский прорыв в грядущее — под знаком Доброкузни. Поскольку речь об изобразительном искусстве, полагаю уместным привести совершенно противоположный по смыслу образчик словотворчества: недавно опубликована дарственная Хлебникова Малевичу:
Казнимиру — Велимир
Наверняка не случайно именно Доброковский записал и сберёг для потомков хлебниковское четверостишие, не известное более ни в одном источнике. В нём чеканная формула обстановки конца 1920 г.:

Слова пороли королей.
Былого мир — детей плевательница.
Над ней безглавый Водолей,
А голова — толпы приятельница.

Короли и прошлое (былого мир), бичуемые будущим (Гонец детей — их нет, но будут — так назвал себя Хлебников в одном из бакинских черновиков) напрямую отсылают к «Ладомиру». Но эти же слова отзываются срединной, ударной строфой «Петербурга» Иннокентия Анненского:


А что было у нас на земле,
Чем вознёсся орел наш двуглавый,
В тёмных лаврах гигант на скале —
Завтра станет ребячьей забавой.

Предчувствие Анненского становится у Хлебникова “злобой дня”. Но Водолей, голова которого стала игралищем толпы, — не просто подробность российского Февраля, обезглавившего самодержавие (поверженный “хищник двуглавый” Анненского), корни образа глубже. Читаем эпиграмму (в изначальном смысле этого слова) Владимира Соловьева «Надпись на книге “Оправдание добра”»:


Явился я на свет под знаком Водолея.
Читатель, не страшись и смело воду пей:
Она — не из меня, её нашёл в скале я.
Из камня истины выходит сей ручей.

Философ надписывал это четверостишие на всех даримых друзьям экземплярах своей главной, итоговой книги «Оправдание добра».

Заимствование у Соловьёва (отнюдь не единственное у Хлебникова) чрезвычайно важно для понимания смысла, вкладываемого будетлянином в саму идею добра. “Камень”, “вода”, “ручей” (речка) — важные у Хлебникова символы — по-новому раскрываются в «Иранской песне». Связанное с Доброковским стягивается у поэта в единый цикл. Видимо, что-то родственное почувствовал в его творчестве Хлебников.


О работах художника пусть скажут они сами. А за то, что мы можем увидеть их, спасибо большое Вере Ивановне Костериной (1903–1991), вдове Алексея Евграфовича Костерина (1896–1968),


Доброковский М.В. (1895-1942). Иллюстрация к рассказу Ю. Слёзкина

редактора газеты «Красный Иран» в 1920–1921 гг., а в шестидесятых — активного правозащитника. Спасибо сыну художника, Велимиру Мечиславичу Доброковскому, и его семье.


Доброковский М.В. (1895-1942). Решт. Персия. 1921


Они сделали возможной эту выставку и, будем надеяться, последующие. Спасибо Софье Вячеславовне Старкиной и Вилю Николаевичу Гудкину-Васильеву за плодотворные разыскания о Доброковском и Хлебникове в Центральном государственном архиве Военно-Морского флота СССР.


Воспроизведено с незначительной стилистической правкой по:
Каталог выставки «Доброковский/Хлебников». Буклет.
СПб.: издание Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. 1992. (б.п.)

Благодарим Д.К. Бернштейна и С.А. Грушевскую за содействие web-изданию.

Заглавное изображение заимствовано:
Доброковский М.В. (1895–1942). Иллюстрация к рассказу Ю. Слёзкина
«Товарищ Сакинэ». Журнал «30 дней», №8 (1926).

Мечислав Доброковский  на Хлебникова поле:
•   А. Костерин.  Силуэты 20-х годов. Из истории советского искусства
•   А. Костерин.  “Русские дервиши”
•   О. Самородова.  Поэт на Кавказе


Персональная страница М.С. Киктева на ka2.ru
           карта  сайтаka2.ruглавная
   страница
исследованиясвидетельства
                  сказанияустав
Since 2004     Not for commerce     vaccinate@yandex.ru