include "../ssi/counter_top.ssi"; ?>В. Молотилов
Плоть и кровь
И умный череп Гайаваты
Украсит голову Монблана.
Велимир Хлебников
Маис — наиболее надежный ключ
к познанию цивилизации майя.
С.Г. Морли
се знают, что у Велимира Хлебникова было прозвище Пума, которое присвоила ему в 1914 году Н.В. Николаева за удивительную способность ходить совершенно бесшумно. А.Н. Андриевский подтверждает опорно-двигательную особенность своего знакомца: „Это получалось у него непроизвольно, без всякого умысла”.
Прозвище — первая догадка современников о сопряжении загадочного Велимира и загадочного Нового Света. Бесшумная походка? сибирская кошка гуляет сама по себе ещё тише. А кто из них кровожаднее, это надо у пернатых спросить. С точки зрения пеночек, Пума (Хлебников) — милейшее существо. Да и на человека американский лев не нападает. А вот пума с индейской поминальной плошки — настоящий кугуар, а не Пума (Хлебников). Прозвища выдающихся людей — Эльдорадо исследователя, взялся бы кто. Почему-то Вяч.Вс. Ивáнова в детстве прозвали Кóма. Кома Иванов. Страшно как. А вот Камó — не страшно, а здóрово.
Раскидистое исследование «Младшее божество американских воинов» увязывает подсознание Хлебникова (средоточие покушений проф. В.Я. Анфимова, см. «Хлебников в 1919 году») и животный мир Западного полушария. Покамест полушария Земли, а не головного мозга.
Раскидистое исследование: никто не забыт, даже ископаемый заяц.
Покамест заяц как таковой, без перевода стрелок на заячьи душонки.
С травоядными определились, самое время поговорить о кормах. Растение умирает, а потом воскресает. Можно поверить в своё бессмертие, выйдя на проталинку весной. Но сначала нужно осознать себя травой. Догадаться, что ты — растительность.
Забегая вперёд: мудрецы древних майя догадались. Догадавшись, поддакнули мудрецам славян: кровь людская не водица.
И уточнили: не водица, а маис.
Первым о таинственной связи Велимира Хлебникова и американских индейцев заговорил П.В. Митурич:
Согласно Митуричу, Хлебникова и Гайавату объединяет забота о дальних, опёка рода человеческого. Проверим, так ли это.
Сначала о “трубке мира”. По Лонгфелло, её придумал Великий Дух Владыка Жизни. Дым изготовленной из подручного утёса Трубки увидели прорицатели всех индейских племён. Они истолковали это как призыв Верховного Божества, и сообщили вождям. Вожди покрыли боевой раскраской тела и явились к месту общего сбора. Там они слышат укоризны и наставления Владыки Жизни:
Я устал от ваших распрей, / Я устал от ваших споров, / От борьбы кровопролитной, / От молитв о кровной мести. / Ваша сила — лишь в согласье, / А бессилие — в разладе. / Примиритеся, о дети! / Будьте братьями друг другу! // И придёт Пророк на землю / И укажет путь к спасенью; / Он наставником вам будет, / Будет жить, трудиться с вами. / Всем его советам мудрым / Вы должны внимать покорно — / И умножатся все роды, / И настанут годы счастья. / Если ж будете вы глухи, — / Вы погибнете в раздорах! // Погрузитесь в эту реку, / Смойте краски боевые, / Смойте с пальцев пятна крови; / Закопайте в землю луки, / Трубки сделайте из камня, / Тростников для них нарвите, / Ярко перьями украсьте, / Закурите Трубку Мира / И живите впредь как братья!
Вожди смывают боевую раскраску, закапывают в землю луки, палицы и топорики, а затем в молчании изготовляют каждый себе по трубке. Не раскурив ни одной, они расходятся по домам. Поскольку войны продолжаются, делаем вывод о дальновидности Владыки Жизни: не обольщаясь природой людской, он все надежды возлагает на личный пример Пророка, мудрого Гайаваты.
Первыми из европейцев обряд курения в подробностях наблюдали Эрнан Кортес и его сподвижники. Как известно, суеверный властелин ацтеков Мотекусома II добровольно сдался теуле, что в переводе с науа — божества. Божество Берналь Диас дель Кастильо вспоминает:
На стол также ставили три трубки, ярко разукрашенные и золочёные, в них помещали жидкую амбру, смешанную с некоей травой, которую индейцы называют табаком. Когда Моктесума заканчивал трапезу, прекращались пение и танцы и убирались скатерти; он имел обыкновение вдыхать дым из одной из этих трубок. Он занимался этим очень недолго, а потом засыпал.
Берналь Диас дель Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании.
www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext6.htm
Оказывается, смысл обряда курения ацтеками был извращён. В промежутках между затяжками Мотекусома отправлял своих бойцов на стяжание воинской славы. Вот и поплатился: с Владыкой Жизни не шутят.
Гайавата, будущий изобретатель письменности, врачевания и погребального обряда (азартная игра в кости, т.е. искусство счёта, уже налицо), начинает свои подвиги со строгого поста. Именно тогда он впервые озаботился благом индейской ойкумены, что и подвигло скупого на похвалу Митурича к лестному (для Гайаваты) “сопряжению далековатых имён”:
Вы услышите сказанье, / Как в лесной глуши постился / И молился Гайавата: / Не о ловкости в охоте, / Не о славе и победах, / Но о счастии, о благе / Всех племён и всех народов.
(здесь и ниже выделено мной. — В.М.)
Итогом семидневного поста Гайаваты стало изобретение земледелия. В сени сосен и елей он выращивает початки маиса, „новый дар Владыки Жизни”. Дикий рис при этом остаётся предметом собирательства женщин. Его не пропалывают и не охраняют от птиц. Лонгфелло заодно с Туром Хейердалом в решительном отрицании Юго-Азиатских заимствований любого рода, однако его Гайавата почему-то забрасывает маисовую делянку. Возможно, в Северной Америке опять наступило похолодание, и Ледник пополз на юг.
Чингачгук, Оцеола и Винету остались охотниками, т.е. застыли в величии своём на низшей, как считается, ступени развития. К Земледелию нужно пробиваться через Скотоводство, теряя по пути лунный календарь. Правила введения високосов (от латинского bis sextum, ‘дважды шестой’) совершенно не нужны ни пастухам, ни — тем более — охотникам.
Строгости подобного рода понадобились майя, когда они обожествили кукурузу, т.е. себя.
Маис и майя соблазнительно сопрягать через календарь. Ещё бы! Мыслящее кукурузное тесто боялось раскиснуть с наступлением очередного Потопа. Считается, что жрецы майя знали его точную дату и приняли меры к спасению не только правящей знати, но и простонародья: высотные молельни широкоступенчаты (а уж там кому как повезёт).
Раз Потопы уже бывали, они повторятся. Простая мысль, казалось бы. Отнюдь. Ужасы вытесняются человечеством в “коллективное бессознательное”, и Карл Юнг одобрил бы избыточную (?) предусмотрительность майя:
Незнание не укрепляет безопасности, оно, напротив, увеличивает опасность — так что уж лучше знать, несмотря на все страхи, о том, что нам угрожает.
Опять я забежал вперёд с этим кукурузным тестом. Нет уж, всё по порядку.
Ветхозаветный мир и Адам созданы почти одновременно, с разницей в дни.
Боги-творцы майя гораздо менее искусны: современный человек создан ими с третьей попытки.
Из земли, из глины они сделали (человеческую) плоть. Но они увидели, что это получилось неудачно. Она расплывалась, она была мягкой, без движения, не имела силы; она падала вниз, она была слабой; голова её совершенно не могла двигаться, лицо было скошено на одну сторону; зрение полностью затуманено, и она не могла видеть сзади. Хотя она и могла говорить, разума у неё не было. Она быстро намокла в воде и не могла стоять.
Затем
‹...› были созданы фигуры из дерева. Они имели лица подобно людям, говорили подобно людям и населили поверхность земли. Они существовали и умножались; они имели дочерей, они имели сыновей, эти деревянные фигуры, но они не имели ни души, ни разума, они не помнили свою Создательницу и своего Творца; они бесцельно блуждали на четвереньках.
Раздосадованные очередной неудачей, боги уничтожают людей №2:
‹...› Это (было сделано), чтобы наказать их, потому что их мысли не достигали до лица их матери, до лица их отца, Сердца небес, что зовется Хураканом. И по этой причине лик земли потемнел, и начал падать чёрный дождь; ливень днём и ливень ночью.
Обратите внимание: люди №2 уничтожены за беспамятство и недальновидность, т.е. за отсутствие предусмотрительности, матери науки о времени.
Наконец, боги
‹...› собрались, сошлись вместе и совещались в темноте и в ночи, ‹...› они искали и открыли, что должно войти в плоть человека ‹...›. И тогда, размолов початки жёлтой кукурузы и початки белой кукурузы, Шмукане изготовила девять напитков, и из этой пищи пришла сила и плоть, и из кукурузы были созданы мускулы и сила человека. Вот что сделали Великая мать и Великий отец, Тепеу и Кукумац, как именовались они. После этого они начали беседовать о сотворении и создании нашей первой матери и отца; только из жёлтой кукурузы и из белой кукурузы они создали их плоть; из кукурузного теста они создали руки и ноги человека. Только тесто из кукурузной муки пошло на плоть наших первых отцов, четырёх людей, которые были созданы.
Пополь-Вух. Пер. Р.В. Кинжалова.
Глина → дерево → кукуруза.
Связки Охота → Скотоводство → Земледелие (сотворенный из глины Адам после грехопадения должен в поте лица своего добывать хлеб насущный, т.е. немедленно заняться земледелием) не получается.
И не должно получиться. Потому что к индейцам пришли белые боги и сразу всему научили.
Охоту и Скотоводство они отменили, повсеместно учреждая Земледелие.
Бородатые боги до Колумба — так назвал их Тур Хейердал.
Предания чибча объясняют их культурные достижения наставлениями чужеземца, которого они именуют Бочика или Цуэ. Этот пришелец был белый, с бородой до пояса, одетый в длинный халат. Он научил диких чибча строить,
сеять, жить в селениях, подчиняясь организованному правлению и законам. Он правил сам много лет, потом удалился, назначив преемника, коему повелел управлять справедливо. Ещё одно имя Бочики — Суа, как здесь называют солнце, и, когда появились испанцы, их приняли за его посланцев и называли суа или гачуа, что также означает солнце.
1 По преданию, Бочика, он же Суа, прибыл с востока. К востоку от земель чибча, в Венесуэле и соседних областях, мы снова встречаем воспоминания о странствующем культурном герое. Его именуют по-разному, где Цума, где Суме, и всюду он научил народ
земледелию и прочим благим вещам. В одном предании говорится, что он собирал людей вокруг высокой скалы, а сам с её вершины читал свои наставления и законы.
2 Прожив какой-то срок с народом, он уходит. В одних местах предание сообщает, что он ушёл по своей воле, в других его изгоняют строптивые слушатели, которым надоели наставления. ‹...›
Человек, направившийся с Юкатана на запад, неизбежно должен был очутиться в области цендалей, в лесах Табаско и Чиапаса в Мексике. Цендальская легенда, посвящённая культурному герою Вотану, пришедшему со стороны Юкатана, была записана со слов представителя этого племени на его родном языке. Ссылаясь на эту рукопись, Бринтон сообщает:
„Трудно назвать другой героический миф, который дал бы повод для таких фантастических догадок, как миф о Вотане ‹...› В некие давние времена Вотан пришёл откуда-то с востока. Он был послан всевышним, чтобы разделить между разными народами землю, на которой они обитали, и даровать каждому народу свой язык. Землю, откуда он явился, называли просто уалум уотан — страна Вотана. Его проповедь была обращена прежде всего к цендалям. До его прихода они были невежественными варварами, не знавшими постоянной обители. Он собрал их в селения,
научил возделывать маис и хлопчатник, изобрёл иероглифические знаки, которые они стали вырезать на стенах своих храмов. Говорят также, что он написал этими знаками свою собственную историю. Он ввёл гражданские законы, которыми они руководствовались, научил их надлежащим религиозным ритуалам... Именно ему они приписывали создание их календаря”.
Тур Хейердал. Древний человек и океан. М.: Мысль. 1982. С. 90–95.———————
1 Осведомлённость Хлебникова поражает: На небо восходит Суа. / С востока приходят с улыбкой Суэ. / Бледнея, шатаются нашей земли / Не могут набег отразить короли. / Зовут Суэ князя Веспуччи, / Разит он грозою гремучей. / Чипчасы шатаются, падая, / Победой Суэ окровавленно радуя. ‹...› («Суа», 1915). В примечании сказано: Суа — солнце. Суэ — сыны Солнца (испанцы). Хлебников полностью на стороне коренного населения. Более того, земля чипчасов (чибча-муисков) названа им нашей. 2 Как не вспомнить скалу Зангези: Горы. Над поляной подымается шероховатый прямой утес, похожий на железную иглу, поставленную под увеличительным стеклом. Как посох рядом со стеной, он стоит рядом с отвесными кручами заросших хвойным лесом каменных пород. С основной породой его соединяет мост-площадка упавшего ему на голову соломенной шляпой горного обвала. Эта площадка — любимое место Зангези. ‹...› Отсюда он читает свои проповеди к людям или лесу.
Тур Хейердал предполагает, что богами Нового Света могли быть мореплаватели из Малой Азии. Возможно, это хатти, чей язык близок протоабхазо-адыгскому. Бог-творец майя Тепеу вполне мог бы прослыть двойником Телепинуса хатти, известного на Кавказе и поныне как Тлепш, если бы не назывался Созидательницей... Зато теуле — что с науа, что с греческого — theos. Это подметили ещё в XVI веке:
Храм называли они — teucalli, что означает дом Бога, это составлено из teutl, что означает Бог, и саlli, что означает дом, слово это больше подходит Богу истинному.
Франсиско Лопес де Гомара. История завоевания Мешико.
Шлиман раз и навсегда отучил нас вышучивать предания древних. Боги запретили охоту? Учредили Элизиум, где человек надрывается на маисовой делянке, а её затаптывают непуганые олени, и следом полчища наглых индюков истребляют урожай?
Зачем гадать на кофейной гуще — вот же они, свидетельства очевидцев:
Эта провинция (Юкатан — В.М.) на языке индейцев называется у луумил куц йетел к.ех, что означает страна индюков и оленей.
Диего де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане.
———————
‹...› охота здесь была чудесная на оленей и кроликов, и с одной лишь гончей собакой мы в один день заполевали 10 оленей и множество кроликов. Собаке нашей так тут понравилось, что она сбежала, и лишь впоследствии, когда мы были здесь с Кортесом, мы вновь завладели ею: стала она вся круглая, так и лоснилась от жира.
Берналь Диас дель Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании.
А я верю, что бородатые боги запретили охоту. На сильные болезни нужны сильные лекарства. Кочевье за дичью слишком затянулось — и во времени, и в пространстве. Впереди тупик Панамского перешейка.
— У вас нет будущего. Оставьте индюков, кроликов и оленей кугуару, ягуару и оцелоту. Питайтесь плотию Бога, добываемой в поте лица своего. И станете сами как боги. И тайны Вселенной откроются вам.
Величие свершений древних майя озадачивает тружеников науки о питании человека. При этом в своих расчётах гигакалорий, потребных для возведения каменных сооружений этого народа, белок животного происхождения они исключают совершенно. Потому что строителям надо было съесть всё и вся в Гондурасе и Гватемале, вплоть до улиток и дождевых червей.
Маис, только маис.
Свойственные земледельческим народам потребности предопределяют, что в ходе своего культурного развития они вынуждены изобрести или заимствовать календарную систему. Исходя из периодичности земледельческих циклов и желая точно знать время, когда следует сеять, чтобы воспользоваться сезоном дождей, люди с давних времен вели наблюдения за небесными светилами. Майя, когда закладывали начала собственной культуры, чётко отличавшейся от остальных мезоамериканских культур, унаследовали календарные знания, приобретённые другими народами за несколько веков до этого, и дополнили их новыми идеями и изобретениями, разработав таким образом весьма сложную календарную систему ‹...› календарь из 365 дней, или хааб, — астрономического характера. Он связан с земледельческими работами, то есть он изобретён оседлыми земледельческими народами. Наблюдение за восходом Солнца на горизонте, за смещением точки восхода с севера на юг, а затем обратно, за летним и зимним солнцестоянием позволило уточнить длительность солнечного цикла. Исходя из 365 дней, протекающих между двумя последовательными повторениями одного и того же крайнего положения точки восхода Солнца, древние мезоамериканцы изобрели гораздо более логичное деление этого промежутка времени, чем наше: 18 месяцев по 20 дней и еще 5 “лишних” дней, считавшихся неблагоприятными, вместо наших месяцев из 30 и 31 дня, которые должны чередоваться, но не делают этого два раза в год, и одного странного месяца из 28 дней, который каждые четыре года имеет 29 дней.
Майя знали, что длительность солнечного цикла была больше 365 дней, но не уточняли свой календарь посредством добавления одного дня каждые четыре года. В момент регистрации даты в какой-либо надписи они объясняли, что к этой дате нужно добавить определённое количество лет, месяцев и дней, чтобы компенсировать ежегодное накопление доли дня, не учтённое с даты, когда был изобрётен календарь, до этого момента (“вторичная серия”). Согласно подсчётам специалистов, коррекция календаря, сделанная майя, была на одну десятитысячную долю дня в год точнее, чем коррекция нашего календаря с добавлением високосного месяца.
Всё равно непонятно, зачем сеятелям кукурузы особо точный солнечный календарь с учётом високосов. Н.С. Хрущёв продвинул „царицу полей” аж до самого Заполярья. И ничего, растёт. Початки только маленькие.
Раз такой вопрос возник, мы вынуждены напомнить: майя начали возделывать маис в такой местности и с такими приёмами возделывания, что весенний день год кормил. Я назову этот день, не подглядывая в книжку. С раннего детства запомнил. 12 апреля. Потому что это День Первого Полёта Человека в Космос.
Только майя не сеяли в этот именно — именно этот, ни днём позже! — День, а поджигали. По команде из ЦУПа, Центра Управления Поджиганием. „Ключ на зажигание!” — раздавалось из ЦУПа, — „Поехали!” — доносилось со всех уголков необъятной сельвы со стартовых площадок-мильп.
Да, у майя не было тягловых домашних животных, следовательно, не было колеса. Да, майя жили в каменном веке, не знали ни выплавки, ни ковки металла. Да, занимались преимущественно подсечно-огневым земледелием.
А теперь подробности.
1. Плодородная целина в Мезоамерике это не залежные степи, а тропический лес. Чем он гуще, тем богаче почва.
2. У вас в руках каменный топор. Зачем валить дерево, когда лучше ободрать ствол, ошкурить кольцом, да и пускай себе сохнет на ветерке до времени. Землю майя не пахали. Поэтому пней не корчевали. Главное — сжечь дотла, убрать преграды солнечному свету. А с поливом бог Чаак пособит.
3. Но ещё Диего де Ланда удивлялся:
к концу января и в феврале бывает короткое лето с палящим солнцем; дождь не идёт в это время, кроме как в новолуние. Дожди начинаются с апреля и продолжаются до конца сентября; в это время жители делают все свои посевы, которые созревают, несмотря на постоянные дожди; они сеют в день св. Франсиска особый сорт кукурузы, который вскоре собирают.
Вот и получается, что астрономы из майанского ЦУПа не даром кукурузный хлеб ели. 11 апреля еще рано поджигать сухостой на мильпе, 13 — поздно: проливные дожди на полгода.
Велимир Хлебников — и парни из майанских ЦУПов (в каждом городе — свой). Поговорим о цене ошибки.
Как известно, Велимир предполагал войну в 1927 году. Вера Хлебникова пишет родным в Астрахань:
В Москве о войне совсем не говорят. В газетах тоже определённого ничего не пишут, пишут о Китае и Англии. Но, тем не менее, надо запастись продуктами. Мы купили большой фосфорный ящик и запасли фонд — запасал Петя. Ждёт войну, главное — по Витиным вычислениям, который предсказывает победу Азии, Азийские Штаты, Мировые советы и падение Европы, кроме России. Но допускает, что всё будет улажено более мирно.
Всё тогда уладилось мирно. И скудный свой запасец Митуричи-Хлебниковы мигом пустили в дело. Москва — большой город, даже художники в нём выживают. А гватемальская глубинка? какова цена вопроса там?
Исследователь майя В.И. Гуляев пишет:
То, какое значение имел календарь для земледельцев майя, лучше всего видно на примере племен, утративших его. Чешский путешественник Норберт Фрид в своей книге «Улыбающаяся Гватемала» приводит один любопытный факт: „В 1950 году многие мексиканские газеты сообщили об отчаянном положении индейцев-лакандонов в районах Хатате и Чулехуице. Им грозила голодная смерть. Но самоотверженные и бескорыстные люди сумели собрать достаточно большую сумму денег и доставили на самолетах в джунгли несколько тонн фасоли и маиса. Индейцы сообщили своим спасителям необыкновенную причину постигшего их бедствия: умер Панчо Вьехо — последний из лакандонов, кто разбирался в тайнах календаря и мог по звездам определить сроки основных полевых работ. После его смерти у племени было два неурожая только потому, что лесную поляну, которую они выжигали, заливало дождем, и индейцы опаздывали с севом”.
Тайна заброшенных городов майя не может не волновать любого человека с хозяйственной жилкой. Строили, надрывались — и ушли. Иной знаток ещё и подскажет: не ушли, а улетели. Они же со Звезды. Вернулись на родину. Чертёж космического аппарата с гробовой плиты покажет. Нет, ушли. И снова надрывались, таскали камни для храмов-ЦУПов. С лёгкой душой довожу до вас подробности: я всегда был против улёта майя на Звезду.
Потому что это предательство матери-Земли.
Группа учёных под руководством профессоров Цинциннатского (Cincinnati) университета Николаса Даннинга (Nicholas Dunning) и Вернона Скарборо (Vernon Scarborough) раскрыли главную причину изменения окружающей среды, из-за которой майя покидали свои города. Почему майя жили на местности, где водоёмы, из которых они брали воду, более чем на полгода превращались в грязь?
Исследования показали, почему многие ранние центры майя были заброшены за полтора тысячелетия до того как в Южной Америке появились первые европейские колонизаторы. Также была обоснована причина перемещения майя в новые области, где они создали тщательно продуманные системы водохранилищ, которые способствовали процветанию их цивилизации на протяжении веков.
Первые поселения майя появились около 2000 лет до нашей эры. К 950 году нашей эры бóльшая часть городов майя, расположенных в низменных районах, были покинуты. Некогда густонаселённые города поглотили леса, пока археологи не приступили к их расчистке в середине XIX века.
Многие города были расположены вблизи ‘баджо’ — большой низины, находящейся в известняковых скалах. „В настоящее время воду в этих естественных прудах (и при том не слишком чистую) можно обнаружить только с июля до ноября, а затем баджо полностью высыхает. Вокруг городов не было других источников воды — рек, озёр или хотя бы родников. „Если баджо высыхали и при майя, совершенно непонятно, откуда люди брали воду в течение восьми месяцев” — говорит Николас Даннинг.
Чтобы разобраться в этом, учёные тщательно изучили топографию и гидрологию района Ла-Милпа в северо-западном Белизе в 1997 и 1998 годах, а также области между Яксхой и Тикалем в Северо-восточной Гватемале в 1999 году. К тому же, они проанализировали множество образцов осадка из баджо и котловин.
Исследования показали, что баджо некогда были чистыми мелкими озёрами. В сезонные топи их превратило постепенное изменение экологической обстановки от 400 года до н.э. до 250 года нашей эры. Примерно к концу первого века баджо стали мелеть. Воды в них становилось всё меньше — прежде всего из-за массовой вырубки лесов, вызванной увеличением населения городов майя. Леса поредели, в результате чего ускорилась эрозия (выветривание) почвы. В конце концов озерца оказались частично засыпанными пылью, торфом и остатками растений, а майя потеряли возможность использовать баджо как источник воды и покинули города.
По словам исследотваелей, их работа демонстрирует, что последствия уничтожения тропических лесов могут оказаться необратимыми: что бы ни произошло, баджо уже никогда не смогут превратиться в те чистые озёра, которыми они были когда-то.
Источник: 07.08.2002
University of Cincinnati News: Maya Research with Dunning, Scarborough
Цивилизация майя в Центральной Америке погибла в результате продолжительной засухи. Это удалось установить в ходе детальных климатических исследований, проведенных под руководством Геральда Хауга (Gerald Haug), профессора геологии из Потсдамского университета (Германия).
Основой довольно сложно организованного общества майя служили крупные города на полуострове Юкатан (ныне часть Мексики). Население их достигло максимума в восьмом столетии и составляло 15 млн. жителей, но в течение девятого столетия цивилизация пришла в упадок по причинам, которые оставались до сих пор не до конца ясными. Теперь исследователи, изучившие образцы осадочных пород, высверленные из глубины бассейна Кариако (расположенного к северу от Венесуэлы), идентифицировали три периода интенсивной засухи, которая произошла в 810, 860 и 910 годах н.э. Эти даты соответствуют трём стадиям краха майя, утверждают учёные.
Хауг и его коллеги сопоставили полосы в образцах ежегодным влажным и сухим сезонам. После этого они детально проанализировали концентрацию титана в осадках, проводя замеры с промежутками в 50 микрометров. Титан — индикатор ливней, потому что интенсивные дожди вымывают больше металла из земли, и он попадает в больших количествах в океанские донные отложения. Ежегодное различие в концентрации между влажным и сухим сезоном составляет целых 30 процентов. В промежутке, соответствующем IX–X столетиям, было проведено 6 тыс. замеров в 30 см. осадочных пород и найдены эти три абсолютных минимума.
Кроме того, всё девятое столетие страдало от недостатка дождей, так что это был очень засушливый период с тремя интенсивными засухами. Изменение климата было тем, что подтолкнуло общество майя к краху.
Майя были умелыми астрономами, они постоянно следили за движениями солнца и луны, предсказывали затмения, объяснили движения планет и изобрели сложный календарь солнечного года. Они пытались предсказать своё будущее. Учёные нашли, что повторение засухи соответствовало циклу в 208 лет. Этот период почти идентичен известному циклу солнечной интенсивности в 206 лет, о котором, впрочем, майя не могли знать. Если бы они знали, что неблагоприятный период вскоре закончится, то, возможно, выжили бы.
Эксперты по майя, впрочем, воспринимают эти выводы с осторожностью. „Любое объяснение не должно сводить весь комплекс проблем к одному фактору. Перенаселённость, экологические проблемы и экономические факторы также сыграли свою роль в том, что эта мезоамериканская цивилизация оказалась столь уязвимой, — говорит Джереми Саблофф (Jeremy Sabloff), директор Музея археологии и антропологии при Пенсильванском университете. — Однако уверенность в том, что изменения климата сыграли определяющую роль, возрастает. Возможно это была та соломинка, которая сломала спину прегруженного верблюда.”
А вот археолог Норман Хаммонд (Norman Hammond) из Бостонского университета вовсе не уверен, что засуха принесла гибель майя. Он обращает внимание на то, что северный город Юкатана — Чичен-Ица не был покинут до XIII столетия.
Ищут — и находят точки соприкосновения Древнего Египта и майя. Об этом непременно поговорим в другой раз. Я, кстати, намеренно ввёл вас в заблуждение насчёт первых вдыхателей заморской табачной вони. Это были отнюдь не испанцы. Потом, потом.
В заключение два слова о боге Воды, который гораздо сильнее майанского бога маиса или египетского Осириса с его пшеницей.
Наука времени у египтян рождена мутным потоком разлива Нила — водой снизу. Наука времени майя рождена ливнями на полгода — водой сверху. Нил как разливался, так и разливается. А дождь 14 апреля на Юкатане однажды не пошёл и не пошёл.
Не зря в этот день Маяковский застрелился.
include "../ssi/counter_footer.ssi"; ?> include "../ssi/google_analitics.ssi"; ?>