алеksейКручёных

     одился 9 (21) февраля 1886 г. в пос. Оливский Херсонской губ.
     В 1902 г. окончил Херсонское городское трёхкласное училище и уехал в Одессу, где поступил в художественное училище.
     По окончании училища в 1906 г. вернулся в Херсон и стал учителем рисования. Через год оставил работу и, под влиянием знакомства с Д. Бурлюком, уехал в Москву. В Москве сотрудничал с юмористическими журналами как художник.
     В 1909 г. принял участие в художественной выставке в Петербурге. Тогда же состоялось его знакомство с будущими соратниками по художественному и литературному авангарду — Е. Гуро, В. Каменским, М. Матюшиным. В 1909 г. переехал в Херсон и там дебютировал как прозаик, поэт, фельетонист, эссеист, художественный, литературный и театральный критик. В 1910 г. вернулся в Москву и стал активным участником возглавляемой Бурлюком группы «Гилея».
     В 1912 г. совместно с В. Хлебниковым написал поэму «Игра в аду». В 1913 г. принял участие в сборнике «Пощёчина общественному вкусу».
     Теория “зауми” была обоснована Кручёных в совместном с Хлебниковым сборнике «Слово как таковое» (1913 г.) и далее разрабатывалась в сборниках «Взорваль» (1913 г.), «ТЭ-ЛИ-ЛЭ» (1914 г., совместно с Хлебниковым) и др. В 1913 г.была поставлена футуристическая опера Кручёных «Победа над солнцем» на музыку Матюшина.
     Спасаясь от мобилизации, в 1915 г. уехал на Кавказ и работал учителем рисования в женской гимназии г. Баталпашинска. Живя в 1916–1919 гг. в Тифлисе, принимал участие в деятельности художественно-поэтической группы «Синдикат футуристов», из которой в 1918 г. выделилась группа «41°». Для пропаганды “зауми” Крученых много работал как критик, а также читал лекции в рамках программы «Футур-всеучбище».
     В 1919 г. переехал в Баку, где работал в Бакинском отделении РОСТА, сотрудничал в газетах, выпускал поэтические и теоретические сборники.
     В 1921 г. Маяковский содействовал возвращению Кручёных в круг московских поэтов, организовав его вечер в Политехническом музее. В 1921–1923 гг. продолжал разрабатывать теорию “зауми” в применении к различным видам искусства.
     В 1923 г. вошел в постфутуристскую группу «Леф». В 1928 г. подготовил сборник «15 лет русского футуризма. 1912–1927 гг. Материалы и комментарии».
     В 1928 была издана последняя книга Кручёных «Приёмы ленинской речи», после чего он был отлучён от типографского станка. Зарабатывал собиранием книг и продажей своих рисунков и рукописных сборников в архивы и музеи. Во время Великой Отечественной войны остался в Москве и сотрудничал в «Окнах ТАСС».
     Жил в полной нищете. Умер 17 июня 1968 г.

Алексей Елисеевич Кручёных  на ka2.ru

• Наш выход
От автора
 Велимир Хлебников
  Детство и юность будетлян

Знакомство с Бурлюками, Маяковским и Хлебниковым. Первые выступления.
 “Первые в России вечера речетворцев”

Первые в мире спектакли футуристов
 О П. Филонове
  Сатир одноглазый (о Д. Бурлюке)

Рождение и зрелость образа
 Итоги первых лет
  Неизданные документы
   Воспоминания о Маяковском и футуристах
    Первые в мире спектакли футуристов

Об опере «Победа над солнцем»
О Велимире Хлебникове



Розмари Циглер. Поэтика А.Е. Кручёных поры  «41°». Уровень  звука
Розмари Циглер. Группа «41°»
Левинтон Г.А. Заметки о зауми
Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме II
Корней Чуковский. Футуристы
Янечек Дж. «Мирскóнца» у Хлебникова и у Кручёных
• Янечек Дж. Стихотворный триптих А. Кручёных Дыр бул щыл
Арватов Б.И. Речетворчество (по поводу “заумной” поэзии)
Шкловский В.Б. О поэзии и заумном языке

на Главную