Чем отличается Daseinsanalyse от психоанализа?
Психоанализ всё время спрашивает:
„Почему?”,
в то время как Daseinsanalyse спрашивает:
„А почему бы нет?”
Медард Босс
— Разумеется, нет; следует со всем тщанием самоустраниться, — скажут противники Daseinsanalyse, староверы.
— Не только имеет, но и обязан, — возразят им сторонники Daseinsanalyse, продвинутые люди.
Назло продвинутым буду самоустраняться. Долой произвол. Никаких „а почему бы нет?” Учиться, учиться и ещё раз учиться у исследователй старого закала, добросовестных и осторожных до смирения.
Образец для подражания — барон Александр фон Гумбольдт. Поясню на примере, почему именно Гумбольдт.
‹...› 23 июня 1829 г. Гумбольдт произвёл, пожалуй, самые любопытные измерения из всех сделанных им на Богословском Урале. Он провёл „определение позиций по углу возвышения гор, видимых из Богословска”. Записи об этом Гумбольдт сделал на двух страницах, при этом первая перечёркнута. Однако значительная часть вымаранного в более развёрнутом виде имеется на следующей странице. На ней представлен список из девяти гор: 1) Лялинский Камень, 2) Павдинский Камень, 3) Семичеловечной, 4) Сухой, 5) Конжаковский Камень, 6) Киртым (пик Вострая сопка), 7) Каквинский Камень, 8) Кумба, 9) Денежкин Камень. Для четырёх из них Гумбольдт указал расстояние от Богословска, взятое, судя по двум сноскам, c карты Бергхауса.Итак, во главе угла — добросовестность Александра фон Гумбольдта. Предмет исследования соответствующий: фобии. Фобии (страхи) Велимира Хлебникова.
Фобий Велимира Хлебникова море разливанное: аблютофобия, акрофобия, бат(е)офобия, гипнофобия, тестофобия и так далее. Куда ж нам плыть?
Есть количественный подход Роджера Бэкона: „Знание — сила”, есть качественный подход Оптинских старцев: „Сила — в ограничении”. Островное и материковое понятия силы. Выбирать не приходится: на соломке, да на родной сторонке; во имя православного благочестия ограничусь двумя фобиями: акро- и бат(е)о-.
Поприще за вычетом сего препоручую работягам умственного труда с островов Зелёного Мыса, неизбежным последователям своим. И к ворожейке не ходи: грант Фонда Зигмунда Фрейда на «Фобии Велимира Хлебникова» им обеспечен гумбольдтовской добротностью образцово-показательного «Целителя», см. выше, ниже и в упор.
Не сомневаюсь в деловой хватке островитян. Сами разберутся, куда пристроить рукопись. До изумления совестливые издатели — на Фиджи, к слову. Если уж печатать на Фиджи, то с картинками. Полцарства за коня, полгранта за картинки. Родоначальник я ограничился Паулем Клее, но это не догма. Ни в коем случае не разбрасываться. Это я себя, первобытного первопроходца, напутствую.
Итак, акрофобия и бат(е)офобия. Не чувствуете разницы? Именно поэтому Велимир Хлебников настаивал на обмирщении языка науки. Сердце замирает, голову кружит в предчувствии обмирщения языка науки. От страха за людей науки. Где набрать переводчиков с толмачами? На каждого научного работника — по толмачу. Маниловщина. Дорогу в ад мостят чем? Благими намерениями. Дорогу в ад обездоленных личным толмачом. Дорогу в ад большинства научных работников. Всеобщий психоз обеспечен. Страх письменного стола, табулафобия. За версту обходить будут свой письменный стол. Страшно писать в стол, страшно. Одно и останется будущим табулафобам: перенимать передовой опыт преодоления страха писать в ящик стола. Мой опыт, почему нет. Скачал «Целителя» — передай линк товарищу, не жмись.
Есть два определения фобии, развёрнутое и краткое.
ФОБИЯ, психическое расстройство, при котором человек непроизвольно испытывает болезненный страх, вынуждающий его избегать относительно безопасные ситуации или объекты. Хотя причины фобий сложны и не до конца поняты, эти расстройства, вероятно, развиваются у людей с богатым воображением и повышенной эмоциональностью, в своем семейном или социальном окружении не научившихся различать страх, вызванный воображаемой угрозой, и страх, связанный с угрозой реальной.Все надуманные страхи умных людей висят в Сети на плечиках, от Α до Ω. Примеривай на доброе здоровье. Примерил, ни один страх не впору. Не подвержен, тупица бесчувственный. Или список неполный. Если трезво себя оценивать, то неполный.
Не поручусь за надуманные страхи мирового умнечества в целом, но фобии Велимира Хлебникова никакой глупостью не пахнут. Фобии Велимира Хлебникова, по мнению достойных доверия людей, пахнут вот чем:
Сам вижу: опять закидоны. Прыжки, рывки повествования. Бессвязность. Опасные, по Блёйлеру, проявления. Так не пойдёт. Сначала растолкуй занятым людям, чем акрофобия отличается от бат(е)офобии. Ещё раз, ещё раз: никаких “а почему бы нет?” Осторожная медлительность, неспешная осмотрительность. Сомнения.
Высотное головокружение обычно относят к психопатологическим феноменам, таким как невротическая акрофобия.Итак, мнения учёных относительно акрофобии разделились. Одни связывают заболевание с действительно испытанным на высоте головокружением и навязчивым страхом повторения дурноты; другие — с недоверием умного человека к своему здравому смыслу. Очень правильное недоверие, кстати.
Но что это за уродец такой бат(е)офобия? В скобочках — разночтение. Да такое — уму непостижимо. Судите сами:
Закавыка, и к ворожейке не ходи: закавыка. Или путаница. Если кто-то считает аэростат разновидностью батискафа, это его личное дело. Наука — не личное дело. На то и термины, чтобы жёсткая определённость. Термин — римский бог межевания. Тайком передвинешь межевой камень в ущерб соседу — Термин доложит Юпитеру, и тебя разразит гром.
Можно, конечно, высоту горы назвать глубиной неба, если ты родом из Зазеркалья. У вас небеса каменные, а горы из воздуха. Но мы поверяем себя Гумбльдтом. Качественный материковый подход. Два медведя в одной берлоге — не материковый подход. Или батофобия, или батеофобия. Не два горошка на ложку. Осторожная медлительность, неспешная осмотрительность. Сомнения.
Сомнение первое: с какой это стати у баснословного пловца и ныряльщика Велимира Хлебникова — навязчивый страх глубины водоёма?
Добросовестность этой свидетельницы вне подозрений. Не за силу, не за качество золотых её волос сердце враз однажды начисто от других оторвалось у молодого Асеева. Только истовенность любимой способна вызвать коренную перестройку кровоснабжения мужчины, не так ли.
Всё, с батофобией Велимира Хлебникова покончено. Остаются акрофобия и батеофобия.
Сомнение второе: лишайники. Лишайники исключают высотное головокружение как таковое. Иными словами, эти низшие растения, тело которых состоит из гриба и водоросли, исключают акрофобию, панический страх высоты. Задорное, если не хуже, сомнение. Заумное, я бы сказал. Корчило с непривычки, не буду скрывать. Потом привык, освоился. К хорошему быстро привыкаешь. Хорошо бы и других убедить в сомнительности акрофобии Велимира Хлебникова. Наберитесь терпения, кто желает убедиться. Никто не желает? Я так и знал. Нас всего двое таких дотошных, Молотилов и Гумбольдт. Итак, лишайники, барон.
Мхи к перелому XIX–XX вв. были изучены досконально, с исчерпывающей полнотой; лишайники — частично. Как известно, неприхотливцы сии произрастают где угодно, не избегая горных кряжей; при этом ботаники — весьма посредственные скалолазы. Карта Бергхауса — одно, альпеншток — совершенно другое. Не предвижу возражений, барон: альпеншток — принадлежность мужества самого отъявленного.
Разумеется, разделение труда есть благо величайшее. Отменными скалолазами у ботаников XX–XXI вв. слывут шерпы, балкарцы и студент Хлебников. Поэтому лишайники Гималаев, Кавказа и Северного Урала изучены все до единого, барон.
Навык скалолазания Хлебников приобрёл в Дагестане (1903 г.). К сожалению, подробности тамошних восхождений нам неизвестны. Зато поездка на Урал описана самым тщательным образом. Вот извлечения из отчёта.
На западе расположен Магдалинский камень (высота 709 м), Лялинский камень (852 м), к востоку тянется Сухогорский камень (1.200 м), Конжаковский камень (около 1.572). Конжаковский и Сухогорский, в особенности первый, состоят из целого ряда вершин, голых скал, соединённых лесистыми или безлесными хребтами. Речки и ручьи довольно многочисленны. Имея характер горных, они обычно текут с шумом и грохотом по камням, бросая пену на берега. В среднем поясе гор очень многочисленны маленькие ручейки, текущие под камнями россыпей. Стоит только прислушаться, чтобы услышать то здесь, то там их мелодичное журчание. Из древесных пород Павдинской дачи наблюдается больше всего сосны — около 40%, ели — около 20%, пихты — около 15%, лиственницы и кедра около 10% и около 5% берёзы (процентное содержание пород в тайге и высота гор, выраженная в метрах, взяты из статьи Сидоренко Поездка на Павдинский завод). Хотя количество древесных пород немногочисленно, характер тайги, благодаря неровному рельефу почвы, чрезвычайно разнообразен. Наиболее низкие места — болотистые берега озёр, болота, часто тянущиеся на много вёрст, имеют характер, близкий к моховым северо-средне-русским болотам; такие же чахлые, редкие сосенки и сплошной моховой ковёр под ними, весь усыпанный прошлогодней клюквой, и лишь иногда присутствие чахлых кедров и бородатого лишая сразу напоминают о севере. Такие места очень слабо заселены. Кое-где видны следы белых куропаток, оленей, медведей, редко-редко залетит ореховка или синица, и лишь свиристели регулярно прилетают полакомиться прошлогодней клюквой, да по вёснам летят на них токовать тетерева. В общем, болота производят гнетущее впечатление своей мертвенностью. Кажется, всё живое лишь мимоходом бывает в них. Несколько более высокие места обычно заняты мшистыми густыми кедровниками, такими же густыми, часто трудно проходимыми ельниками, пихтовниками или соснами. Как и болота, они отличаются безжизненностью, в особенности в наиболее густых местах. Изредка прозвучит песнь дрозда или вьюрка, пролетят синицы или кукши, и лишь в период созревания орехов кедровники сильно оживляются массами прилетевших ореховок. Приблизительно на такой же высоте по долинам рек и на пожарищах встречаются густые березняки. Почва в березняках бывает обычно покрыта мхом, ягодниками и травянистыми растениями. Это наиболее оживлённые места тайги. Здесь охотно гнездуют тетерева, вальдшнепы, встречаются выводки глухарей, рябчиков; массы мелкой птицы оглашают эти леса своим пением; особенно здесь многочисленны овсянки, коньки, пеночки и синички-гаечки; налетают хищники, сойки, кукши; в тех же местах, где над березняком подымается отдельные деревья лиственниц, бывают заняты раскидистыми, не очень густыми, но часто огромными соснами, елями, кедрами, пихтами; иногда лес бывает смешанный. Но особенно характерен для этого пояса мачтовой бор. Это, так сказать, пояс наиболее мощной тайги. Выше по горам картина начинает повторяться, но в обратном порядке: сперва не очень большие, часто чрезвычайно густые ельники, сосняки, пихтовники, кедровники, затем на границе лесов, у гольцов, характер растительности начинает меняться, приближаясь к растительности болот, но лишь со следами долгой борьбы с ветром: деревья не только чахлые, но страшно изогнутые и часто стелящиеся; не стелясь, выше всех заходит лиственница. На гольцах среди лиственниц часто встречаются деревья с древесиной спирально закрученной. По-видимому, благодаря этому закручиванию, дерево часто лишается коры и гибнет; по крайней мере, у вершин очень много встречается таких оголённых, отмерших деревьев. Среди них на вершине Конжаковского камня нам удалось встретить дерево удивительной формы: древесина ствола у него так сильно закрутилась, что кора почти вся погибла и отпала, за исключением узкой полоски, спирально обмотавшей ствол. Края у этой полоски сблизились и слились, как бы образуя новый ствол, дающий жизнь вершине с ветвями. На вершинах деревья пользуются всяким прикрытием от господствующего ветра, с удивительной точностью принимая контуры скал и камней, за которыми они таятся. Наконец, на самых вершинах наиболее высоких — камней — деревья почти совсем отсутствуют, занимая ямы, расщелины и промежутки между скалами. Сходство в распределении растительности книзу и кверху средней части гор, как кажется, можно всецело обьяснить влажностью, так как на вершинах чрезвычайно часто выпадают дожди и сильная роса, и почва там не менее влажна, чем на болотах: часто при ходьбе по оленьему мху вода буквально, как из губки брызгала во все стороны.Засим позвольте откланяться, барон. Не смею задерживать, ибо сам спешу. Die Wanderung nach den Stellen Ihres Rufes. Auf Theologischen Ural, вот именно.
Один, один, совсем один. И это к лучшему. Зачтётся. Воровство — смертный грех. Досуг есть истинное богатство человека образованного. Никого не обокрал, а Гумбольдту торопиться некуда: Die Ewigkeit.
Досуг есть проклятие человека образованного, если не ублажать себя бумагомаранием. Какая роскошь. Говорят, общение — роскошь. Глупости. Общение — тяжкий труд, каторга. Как хорошо, что не для кого заботиться о связности повествования. Мне сызмалу мила бессвязность путевых дневников мечтателей. Tu-tu auf Theologischen Ural. C привалами по собственной прихоти.
В преклонном возрасте Вячеслав Иванов действительно обладал обонянием святости, поэтому и опочил хранителем библиотеки Ватикана. Трудно сказать, насколько изощрён был нюх мэтра, когда студент Хлебников посвятил ему произведение «Зверинец». Мэтр отдарил новичка произведением «Подстерегателю». Верх близорукости, судя по глагольной сцепке подстеречь–подсидеть–подгадить. Верх прозорливости: Велимир Хлебников постоянно сравнивал себя с кошкой, которая подстерегает мышь. Стукоток коготочков числа. Цап-царап числовую закономерность.Известно, чем занимался студент Хлебников на Павдинском Камне. Собирал Cladonia alpestris (L.) Rabenh, f. sibirica Mer. nova forma. Отвлечёмся от лишайников ради роскошного плетения словес этого отрывка. В конце концов, Хлебников терпел лишения в уральской тайге не только ради Карла Линнея, и мы люди.
По правилу обратного подобия, Сибирь — это хвост, который cиний красивейшина роняет долу. Таким образом, cиний красивейшина — Московия, Русь Ивана Грозного. На современной карте Китая Сибирь — наш разнообразно оттененный от неровностей почвы хвост — выкрашен в жёлтый цвет по самый Урал, но не в этом дело (нашествие синголов — одно из грозных пророчеств Хлебникова). Речь не о прирастании Сибирью государства Китай, а о страхе высоты.
Роняет долу ‹...› по золоту пала.
Cамое тёмное место в «Зверинце» — по золоту пала.
Пал — угольно-чёрного цвета, потому что обгорелый лес.
Пал — траур по зелени, а не золото.
Но студент Хлебников — человек действия, поэтому мыслит отглагольными существительными, взахлёб мышечно мыслит. Оговорки молодого Хлебникова неспроста. Чрезвычайно любопытна оговорка по золоту пала вместо по золоту пади.
Итак, золотой пал невозможен, а золотая падь вполне в духе кержацко-чалдонского фолка. У сибиряка Залыгина есть произведение «Солёная падь».
Но речь не о духе языка, а о букве. Огневой пал — даже и не оговорка вместо ‘падь’ с её ‘распадками’ и ‘отпадками’ — дружит с глаголом ‘падать’. Пал на поле брани. Пал на колени. Смерть Паливоды. Мервонцы! Мервонцы! вы пали! Не только дружит, но и роднится: пал огнь с небес.
Такая вот правда Павды́ разверзается в «Зверинце» Велимира Хлебникова. Пал создателя «Зверинца» ох как неспроста.
Такая вот правда Павды́ разверзается в «Зверинце» Велимира Хлебникова. Надуманная, высосанная из пальца правда Daseinsanalyse. Потому что без должного внимания, с пятого на десятое пробежали мы отчёт братьев Хлебниковых. Пробежали, походя измышляя всевозможные „а почему бы нет?”
Из отчёта же братьев Хлебниковых следует: палом братья Хлебниковы называют пожарище (гарь):
То есть понимать по золоту пала и зелени леса следует так: вечнозелёные кедровники (ельники, пихтовники, сосняки) перемежаются золотой листвой березняков на старых гарях (пожарищах, палах). В багрец и золото леса одеваются осенью. Производя сбор лишайников, студент Хлебников обозревал Сибирь с Павдинского Камня до зазимков, но не раньше бабьего лета.
Обозревал? Собирая лишайники, человек сосредоточен. „С мордой, упёршейся вниз”, — язвил Маяковский. Cосредоточенно собирая лишайники на Павдинском Камне, студент Хлебников выпрямился утереть струящийся за воротник пот, и...
Ничего подобного: Павдинский Камень братья Хлебниковы посетили 5 июня 1905 года. Вот дневниковая запись:
Даже с поправкой на старый стиль с привеском 12 суток золотой осени не получается. И золото пала становится ещё более тёмным местом. Всю Сибирь заволакивает непроглядный мрак.
Но брезжит заря надежды.C Павдинского Камня. Иначе в «Зверинце» павлин так и остался бы павлином, а не синим красивейшиной. ‘Павлин’ и ‘Конжак’ превосходно сочетаются, не хуже ‘павы’ и ‘Ляли’. Ляля не на тигре, а таёжная речка. В Лялю Хлебников излил камской водицы. Зачем? Пусть утекает на полудень, а не в Сигай-море. Поворот рек вспять, неважно, что пригоршней воды. Нарочно привёз во фляжке из Перми.
Другой бы не привёз, не выдумщик.
Выдумщиков на Руси — через одного. Один загнёт, другой поддакнет. Москва, дескать, — третий Рим; Русские — новый Израиль, народ-богоносец. Все Русские — поголовно избранники.
Если поскоблить, то избранники — татары, ехидничают хохлы. Относительно Рима замечу: истинно Москва. Умудренная бунтами знать досыта продовольствует плебс, и тот чванится гражданством. Доход самого затёрханного московского плебея втрое выше заработка уральского сталевара. „Перекорм вреднее переедания”, — учит Конфуций. Выжидая упадок северного соседа, синголы строят четвёртый Рим, Пекин.
Нет, студент Хлебников ещё не был избранником, когда зачерпнул водицы у камского причала. Он преобразился чуть позже.
Нет, не на Конжаковском Камне. На Конжаке стоял самый настоящий Велимир Хлебников, а не студент Хлебников. Настоящему Велимиру Хлебникову лишайники и чучела птиц — без надобности. Даже чучела. Над отчётом и чучелами корпел Шура Хлебников. Очевидец преображения брата. Был зануда и скупердяй в тужурке. И вдруг вылупился из тужурки. Чудеса.
Где барон Александр фон Гумбольдт производил измерения уральских гор? На Богословском Урале. Ни на одной карте нет Богословского Урала, а Гумбольдт именно там замерял давление воздуха и высоту Камней. Что за притча? А Богословский Кавказ есть? А Богословский Тибет?
На Тибете — Лхаса. Богословский Кавказ — Горный Дагестан. Лето 1903 году Хлебников провёл в окрестностях Гуниба. Переломных событий во время пребывания на Богословском Кавказе не отмечено.
А весной 1905 года началось хождение за водораздел Волга–Лена. Странствие. С важными последствиями для странника в сыромятных броднях до пояса.
Люди, которые кормятся Хлебниковым, старательно замалчивают его полугодовое пребывание в Верхотурском уезде Пермской губернии: неудобно перед иностранцами. Верхотурье — твердыня дремучего суеверия, урало-сибирский Лурд.
Поверьте опытному человеку: сойтись в едином порыве с Роном Врооном или Хенриком Бараном невозможно. Nevermore. Восток есть Восток, Запад есть Запад. Ленин правильно завещал: прежде, чем объединиться, следует хорошенько размежеваться. Золотые слова. Добавлю от себя: и не двигать межевые камни во избежание недоразумений. Со времён Древнего Рима много воды утекло в Тибре, Каме и Павдé. У Термина появился личный посланец, Терминатор. Ещё вопросы по размежеванию есть?
А коли уважать межу — никаких помех гумбольдтовской непредвзятости: чудесатые места сей Богословский Урал.
Другим занятием праведного Симеона было ужение рыбы. Для этого он нередко уходил в уединённое место и там, на берегу Туры, под развесистой елью, садился с удочкой в руках и занимался ужением рыбы, размышляя о величии Творца, сотворившего небо и землю. Но и в этом занятии он проявлял умеренность и воздержанность: ловил рыбы столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания. И теперь ещё указывают на тот камень на берегу Туры, на котором сиживал праведник во время ловли рыбы. Камень этот как бы нарочно приспособлен для ужения: нижняя часть его выступает вперед, так что сидящему на нём весьма удобно ставить на него свои ноги.
С того времени и стали именовать праведного Симеона “Верхотурским”, а в память торжественного перенесения мощей установлено было ежегодно 12 сентября совершать церковное празднование.Дух веет, где хочет: портняжка-неумеха избирается в чудотворцы. Перекати-поле без роду и племени. Напортачит — побьют. Ещё раз напортачит — ославят косоруким. Кому лишь бы срам обновой прикрыть, и то накланяешься. Мзда известная: щи с пустом да пироги с таком. В Туре водится рыба нельма. Купят с поцелуем. Не у тебя, косорукий. Пошёл куда подальше. Удобный для ужения камушек Праведника — в десяти верстах от села Меркушино.
Зарыт мелко, на сыром месте, в щелястой домовине, почти нагим. Оказывается, так и надо: ни кола, ни двора. И будет от тебя великая помощь людям: исцеление.
Дух веет, где хочет: царь-неумеха избирается в чудотворцы. Отрёкся и стал частное лицо. Трупы вывезли за город сбросили в затопленную шахту. Предварительно обработав серной кислотой и бензином. Обработали, потом сгребли золу в воду. Шито-крыто. Ганина Яма, святыня Православия. Страждущие получают исцеление по вере своей. Девочка из интерната для глухонемых на Ганиной Яме стала слышать. Привезли, приложилась. Девочка восьми лет, глухонемая. Врачи освидетельствовали: чудо исцеления. Вот вам и царь-неумеха. Косорукий, а вот поди ж ты. Дух веет, где хочет. Уже второй раз на Урале почему-то. Или третий.Престарелому Льву Толстому показались дикими ужимки оперных певцов. Пропишись он сызмалу на галёрке, знал бы толк и в этом деле. Правильно сказал Пушкин: опыт — сын ошибок трудных. Разглядывать оперных певцов нельзя ни в коем случае. Надо плыть в их пении с закрытыми глазами, а не пялиться на источник звука. Прекрасные были певцы, один Мазини чего стоит. Мазини, Таманьо. Валентин Серов запечатлел их порознь, потому что два золотых горла одновременно — перебор, потомки не поверят.
Велимир Хлебников взошёл на Конжаковский Камень уже с начатками слушательского опыта:
Я непримиримый враг Daseinsanalyse, но ведь на всю Сибирь единственная была святыня. А почему бы и нет, в самом деле? Дух веет, где хочет.
Павдинский камень лежит под 29° 30′ с.ш. и 76° 58′ в.д., в 7 в. от водораздела, в 70 в. от Богословска и в 36 в. от Николае-Павдинского селения–завода. Дорога к камню идёт всё время лесом и нередко болотами. Ехать можно верхом.На что похож Павдинский Камень? На камень Медного Всадника. Отлогий с запада, чрезвычайно крутой с востока. И никакой треноги наверху. Никакого столпотворения.
Возможно, кое-кто из человеколюбия добрёл аж до сих пор моего кропотливого исследования значения лишайников в жизни умных людей. Восхищен и приветствую. Ну и?
Вы ждёте от меня доказательств, что Велимир Хлебников преобразился не в тайге, а на этом Камне? Ишь чего. Замыкаю уста.
Ибо человека, который не держит своего слова, ожидают большие неприятности. Обещал фобию? Держи слово, не виляй. Впрочем, снисходительные к непомерной дотошности моей доброхоты наверняка дошли своим умом: на Павдинском Камне Велимира Хлебникова прохватил до мозга костей страх высоты, именно там. Или на Конжаке. Конечно, на Конжаке: никаких удобных для въезда на лошади покатостей, единообразная круча.
— Ничего подобного.
— Но ведь где-то же Хлебников подцепил эту заразу. Или очевидцы лгут?
— Очевидцы никогда не лгут, они измышляют.
— C чего же приключилась измышленная очевидцами фобия? Где корень зла?
— В Баку. Конжак не имеет отношения к страху высоты, равно и Павдинский Камень. Всё дело в обетовании, которое дал Велимир Хлебников летом 1905 года. Но вначале был Адам.
Вынужден предупредить самых отъявленных доброхотов: это надолго. Нет, пересказывать целиком Священное Писание я не предполагаю, но всё же. Русские начинают от печки только в состоянии опьянения. Трезвый русский человек начинает от Адама. Адама пропускаем, будем плясать сразу от Евы.

Их было двое, впервые способных к деторождению человеческих существ. Мелани Кляйн (1882–1960) и Карен Хорни (1885–1952). Плод познания сорвала младшая, Карен. Отдельно свой, женский плод познания. Совершенно не яблоко Адама, то бишь Зигмунда Фрейда. Совсем другой вкус. Тоньше. Женское чутьё. О первозданной прелести Мелани Кляйн мы ещё поговорим, но не сейчас. Сейчас поговорим о следах мышечного мышления, глаголах.Страдать здоровая душа может из-за внешней причины: несовершенства окружающих, например. Или несовершенства самой себя, что значительно реже. Страждущая душа — болит. Так и называется: душевная болезнь.
Страдать можно безнадёжно, не уповая на усовершенствование нравов, например. Своей привычки осуждать ближнего, в частности. Страждущий ждёт исцеления, жаждет. И получает по вере своей.
Нами доказано, что некоторых навязчивых страхов у Велимира Хлебникова не было. Не было акрофобии, не было батофобии.
— А батеофобия? Была у Хлебникова батеофобия?
— Была, к счастью.
— Пошла Настя по напастям. Душевная болезнь — к счастью?
— Не клин да мох, так и плотник бы сдох. Я тоже думал, что навязчивый страх высоты унижает. И был посрамлён Карен Хорни. Пройду-ка по живому следу свой путь за пядью пядь. Без прихотливых привалов. Без привалов сморит последнего, как печень или поджелудочная железа, попутчика. Зажгу-ка маяк, пусть будоражит. Зажигаю: страх высоты — болезнь достижения высокой цели.
Как известно, летом 1905 года, незадолго до превращения в Велимира Хлебникова, студент Хлебников постановил найти оправдание смертям русских моряков. Спустя семнадцать лет он исполнил обещанное. Изложил свой подход к оправданию смертей. В домашнем обиходе я называю изыскания Хлебникова оправданием Бога, но не жду собеседников на кухню.
Зимой, похожей на Нерчинские рудники, он придал оправданию смертей окончательный вид: похожее на крону раскидистого дерева ветвление двоек и троек, ловчая сеть. Просто и хорошо. Красиво.
Будда говорил о семеричном пути, Гёте — о четверичном. Будда — воплощенное упадничество, вредный мыслитель. Четверичный путь Гёте воодушевляет.
Гёте учит: cначала у тебя получится просто и плохо. Потом сложно и плохо. Потом сложно и хорошо. Не унывай, возможна удача: просто и хорошо.
Хлебников долго шёл к просто и хорошо.
Достиг вершины — и устрашился.
Тогда-то Вячеслав Иванов и почувствовал запах святости от старинного знакомца своего. В Баку, а не в Судаке, спустя три года после хождения на Богословский Урал. Святости Велимира Хлебникова в Судаке не наблюдалось. Наблюдался выпендраж перед отдыхающими, Вячеславом Ивановым в том числе: преодоление залива Судака (3 версты).

Переплыть залив песни задача только ставилась, и довольно нечётко. Переплыть залив песни делом всей жизни отнюдь не считалось. Оправдание смертей русских моряков — это да, обжалованию в Судаке не подлежит.
Карен Хорни учит: именно ты можешь оказаться былинным витязем на распутье. Никакого камня с рунами, но выбор тот же: три пути. Идти придётся к людям, против людей или прочь от них. Именно сейчас придётся идти, а не после подвигов богатырских.
Карен Хорни учит: cамообольщение (и вся погоня за славой, развивающаяся вследствие самообольщения) представляет собой невротическое решение.
И вдруг я соображаю, что перестал идти путём чести. Я перевираю Карен Хорни. Превратно толкую. Приспосабливаю к предвзятым выводам. Страх высоты — болезнь достижения высокой цели? Возможно. При одном условии: не было самообольщения и погони за славой, невротического решения.
В случае невротического решения всё выйдет с точностью до наоборот:
Если будет доказано, что Велимир Хлебников — невротик, никакая Оксана Асеева нам не поможет. Придётся-таки дать объяснение странному поведению баснословного пловца перед его погружением в водоём:
Долго сидит носом в колени, потому что прессует мучительный страх глубины водоёма, сиречь батофобию. Которую мы отвергли с порога. Нет, ты докажи, что Хлебников рвался в воду, до самозабвения любил плавать. А не воспитывал в себе неустрашимость. Девочка-трусиха у Карен Хорни тоже переплывала залив с акулами. Девочку едва не утопили в младенчестве, небрежно окунув в лохань. Няня попалась косорукая. И девочка заработала невроз.
Карен Хорни на то и Ева психоанализа, что мудра аки змии. Спорить с Карен Хорни придётся во всеоружии доказательств. Плавание + скалолазание? Извольте:
Влечение к саморазрушению, направленное против тела, легче всего поддаётся наблюдению. Физическое насилие против себя, в общем, ограничено психозами. При неврозе мы встречаемся с меньшим размахом саморазрушительных действий, которые в основном сходят за “вредные привычки” — грызение ногтей, расчёсы, вечная спешка при сборах, выдёргивание волос. Но бывают и неожиданные позывы к чистейшему насилию, которые, в противоположность психозу, остаются в воображении. Они, видимо, случаются у тех, кто живёт воображением до такой степени, что презирает реальность, включая реальность себя самого. Они часто наступают после вспышки глубинного озарения, и весь процесс идёт с такой молниеносной скоростью, что его последовательность удаётся уловить только в аналитической ситуации: внезапное глубоко проникающее видение некоего несовершенства, быстро вспыхивающее и исчезающее, так же резко следующий за ним безумный порыв вырвать себе глаза, перерезать себе глотку или воткнуть нож себе в живот и выпустить кишки. Этот тип личности по временам испытывает позывы к суициду (например, его тянет спрыгнуть с балкона или с обрыва), позывы, которые возникают при сходных условиях и кажутся неизвестно откуда взявшимися. Они исчезают так быстро, что вряд ли имеют шанс осуществиться. С другой стороны, желание прыгнуть с высоты может быть неожиданно столь сильным, что человек вынужден схватиться за что-нибудь во избежание искушения. Но оно может привести и к настоящей суицидной попытке. Даже если так, у этого типа всё равно нет реалистичного представления об окончательности смерти. Он, скорее, видит, как он спрыгнет с двадцатого этажа, затем подберёт себя с полу и пойдёт домой. Часто зависит от случайности, удастся или нет такая суицидная попытка. Да будет мне позволено сказать, что увидев себя мёртвым, он сам удивился бы больше всех.И тебе страх прыгнуть с балкона, и тебе плавание через залив Судака, и тебе Конжак. И всё можно свести к скверному пеленанию в младенчестве.
Можно свести — если перед вами невротик большого города, а не чадо cтатского советника Хлебникова В.А. Мы ещё не раз вернёмся к статскому советнику и его жене, выпускнице высшего учебного заведения для благородных девиц. Забегая вперёд: золотую медаль девического благородства она оправила самоцветами небывалой красоты. Один из них — загадка до сих пор. В недрах Земли, россыпях и скальных обнажениях ничего похожего не найдено.
Но вернёмся к завещанию Карен Хорни. Её книга «Neurosis and Human Growth. The Struggle Toward Self-Realization» — итог всей жизни. Проклят любой, кто переврал завещание человека. Чёрным по белому:
Более того, как и любое другое компульсивное влечение, погоня за славой обладает характерной чертой ненасытности. Она должна продолжаться, пока личностью движут неведомые (ей самой) силы. Человек может испытать прилив восторга от благосклонного отношения к проделанной им работе, от одержанной победы, от любого знака расположения или восхищения — но этот прилив быстро спадает. В первую очередь, успех едва ли переживается им как успех, по крайней мере, он оставляет место для идущих вслед за ним уныния или страха. В любом случае, неустанная охота за бóльшим престижем, бóльшими деньгами, бóльшим числом женщин, побед и завоеваний продолжается и продолжается, вряд ли принося хоть какое-то удовлетворение или обещая отдых. И наконец, компульсивная природа влечения видна из реакции на его фрустрацию. Чем больше субъективная важность влечения, чем настоятельнее потребность достичь цели, следовательно, тем более интенсивна реакция на фрустрацию. Собственно говоря, таким путём и можно установить силу влечения. Хотя это не всегда видно непосредственно, погоня за славой — самое могущественное влечение. Оно похоже на одержимость дьяволом: человека словно поглощает чудовище, им же и созданное. Поэтому и должна быть ужасной реакция на фрустрацию. На это указывает ужас перед гибелью и позором, которые для столь многих людей входят в понятие неудачи. Реакции паники, депрессии, отчаяния, ярости по отношению к себе и другим за то, что они полагают “неудачей”, очень часты и совершенно несоразмерны действительной важности происшествия. Фобия высоты — частое внешнее проявление страха упасть с высоты иллюзорного величия. Рассмотрим сновидение одного пациента с фобией высоты. Оно посетило его как раз тогда, когда у него появились сомнения в своем неоспоримом превосходстве, в которое он прежде верил безоговорочно. В сновидении он был на вершине горы, но ему угрожала опасность падения, и он отчаянно цеплялся за гребень пика. „Я не могу подняться выше, — говорил он. — Держаться за это — вот всё, что мне остаётся в жизни”. На сознательном уровне он относил эти слова к своему социальному статусу, но в более глубоком смысле они были верны относительно его иллюзий о себе. Имея (в своём представлении) богоподобное всемогущество и космическое значение, он действительно не мог подняться выше!И только теперь показания свидетелей:
