Однако, несмотря на прямое указание, эти стихотворения не были первыми стихотворными опытами Маяковского. Даже если не говорить о детских экспромтах, которые Маяковский часто вспоминал, и об увлечении грузинскими частушками “шаири”, в сочинении которых он состязался на берегу Риона, то мы располагаем достаточно определённым свидетельством преподавателя кутаисской гимназии В.А. Васильева:
В каком же смысле Маяковский мог назвать первыми стихотворения, предназначенные для «Порыва»?
Вернёмся к автобиографии «Я сам».
Нетрудно заметить, что каждый этап своего поэтического становления Маяковский неизменно характеризует отношением к публикации.
Естественно предположить поэтому, что стихотворения, упомянутые в связи с журналом «Порыв», были первым опытом публикации Маяковского.
«Порыв» был задуман как общемосковский журнал учащихся средних учебных заведений. Это было нелегальное издание, печатавшееся на гектографе предельным для этого способа тиражом — до 100 экземпляров. Всего вышло три номера журнала — в феврале, марте и апреле 1907 года. Нам удалось обнаружить казавшийся безвозвратно потерянным полный комплект журнала в архиве профессора С.С. Чемоданова (участника журнала), с материалами которого нас любезно познакомила вдова профессора Фелиция Станиславовна Зелинская. В «Порыве» все материалы подписывались псевдонимами.
Нас, естественно, прежде всего интересуют стихи.
В трёх номерах журнала напечатано 13 стихотворений 9 авторов. Если верить автобиографии Маяковского, то задача представляется достаточно ясной и вполне разрешимой. Требуется определить два стихотворения, принадлежащие одному автору, причём одно стихотворение „невероятно революционное” и невероятно „безобразное”, другое — „лиричное”.
Из 9 авторов мы сразу же можем исключить 7. Почему? 6 из них напечатали только по одному стихотворению. Один (М) — 3 стихотворения, и притом все лирические. Остаются 2 автора, напечатавшие по 2 стихотворения. Это Волна и –Ъ. Но стихотворения «Весна» и «Очи», подписанные псевдонимом Волна, вне всякого сомнения, — оба лирические. Таким образом, остаются два стихотворения, подписанные –Ъ: одно — лирическое, другое — революционное.
Кроме того, если остальные псевдонимы никак не ассоциируются с Маяковским (исключая М), то именно в подписи –Ъ мы получаем подтверждение авторства Маяковского. (Как было установлено, псевдонимом –Ъ Маяковский подписал рассказ «Давно прошедшее», который в 1914 г. был опубликован в газете «Новь».) Следовательно, перед нами — два самых ранних напечатанных стихотворения Маяковского.
В первом стихотворении банальнейшие приметы весны — солнце, снег, грачи, ручьи, даль — вдруг оказываются сконцентрированными во вращении колеса, в звоне н сверкании стали. Точильщик — как образ весны! Это уже не просто хорошо. Здесь есть предощущение динамики нового искусства.
Другое дело — второе стихотворение. Не удивительно, что Маяковский, при всей его необычайной памяти, не мог вспомнить из него ни одной строки. О чём или о ком это написано? Какой личный, внелитературный смысл вкладывал тринадцатилетний мальчик в тему «Вы жертвою пали в борьбе роковой»? Стихотворение это Маяковский вспоминал как «революционное». В той же автобиографии в главке «905-й год» он писал: „Для меня революция началась так: мой товарищ, повар священника — Исидор, от радости босой вскочил на плиту — убили генерала Алиханова. Усмиритель Грузии”. Здесь ошибка: на самом деле имеется в виду убийство другого „усмирителя Грузии” — генерала Грязнова рабочим Арсеном Джорджиашвили. Подвиг и смерть Арсена имели широкий отклик по всей Грузии, о нём слагались песни, он стал народным героем. В стихотворении «Владикавказ — Тифлис» (1924) Маяковский писал:
В связи с этим стихотворением В.О. Перцов высказывал соображение, что образ „мстителя Арсена” опирается на известную народную песню, которую Маяковский слышал в гимназические годы в Кутаиси. Симон Чиковани вспоминал, что Маяковский и через два десятка лет помнил эту песню по-грузински и часто читал её своим тифлисским друзьям. Вот несколько строф из неё в подстрочном переводе:
Нетрудно увидеть, что „невероятно революционное” стихотворение Маяковского повторяет основные мотивы грузинской песни, является чем-то вроде вольного переложения. Особенно наглядно начало: „Не плачь, мать, и не ропщи, отец...” — «Полно плакать над ним...». Судьба „мстителя Арсена”, вероятно, была для Маяковского самым ярким впечатлением и сохранившимся надолго образом всей революции 1905 года. Но это интересно и с другой стороны: судьба героя и народная песня о нём, конечно, были для Маяковского и впечатлением эстетическим. „Это была революция. Это было стихами”.
Таким образом, разъясняется весь автобиографический рассказ Маяковского о его литературном дебюте. «Полно плакать над ним...», очевидно, он считал неудачей, чувствуя, что не может ещё „вплотную овладеть революционной темой”. «Весенняя картинка» представлялась ему, так сказать, полуудачей, „полустихотворением”, но несовместимым с его “социалистическим достоинством”.
У нас есть основание утверждать, что в «Порыве» были напечатаны ещё два произведения Маяковского. Это юмористический рассказ в чеховском духе «Гимназисты», подписанный псевдонимом Константин («Порыв», №1, стр. 12–15), и статья «Бранд и русская действительность», подписанная псевдонимом Югов («Порыв», №3, стр. 8–9). Но говорить всё-таки следует, видимо, не о трёх псевдонимах Маяковского в «Порыве», а об одном: Константин –Ъ Югов.
Имя Константин не случайно выбрано Маяковским: так звали его деда, его рано умершего старшего брата и — что особенно интересно — это имя через год стало партийной кличкой Маяковского в том подпольном кружке, среди которого были и участники «Порыва». Что касается фамилии Югов, то образование псевдонима по месту рождения является вполне традиционным.
Значение этих фактов трудно переоценить. В сочинениях тринадцатилетнего мальчика, оказывается, уже можно узнать черты, предсказывающие будущего Маяковского: попытку сочетать лирическое и эпическое начала, глубоко личное переживание с общественным, гражданским пафосом.
Персональная страница Р.В. Дуганова | ||
карта сайта | главная страница | |
исследования | свидетельства | |
сказания | устав | |
Since 2004 Not for commerce vaccinate@yandex.ru |