Е.Ф. Ковтун



Елена Гуро. Поэт и художник



итературное творчество Елены Генриховны Гуро (1877–1913), её стихи и, особенно, прозу ценили многие современники. Наиболее чуткие из них улавливали новизну её поэтических начинаний. Русский литературный символизм клонился к закату, и Гуро оказалась среди первых искателей новых путей в искусстве. Она была художником переходной поры, и, может быть, поэтому обаяние её творчества испытывали как символисты, так и молодые поэты-будетляне, совместно с которыми выступала Гуро.

А. Блок 25 марта 1913 г. записал в дневнике: „Футуристы в целом, вероятно, явление более крупное, чем акмеизм. ‹...› Подозреваю, что значителен Хлебников. Е. Гуро достойна внимания”.1

С Маяковским Гуро связывала недолгая, прерванная её смертью, творческая дружба. Он бывал у неё дома на Песочной ул.2 Они оба подписали манифест футуристов 1913 г.,3 входили в литературное объединение «Гилея»,4 вместе участвовали на диспутах «Союза молодёжи».5 М.В. Матюшин,6 муж Елены Гуро, записал в своём дневнике: „Так, Маяковский говорил, что наиболее интересен ему поэт Елена Гуро”.7 Ранние урбанистические стихи Маяковского, как отметил Н. Харджиев, несут на себе печать городской лирики Гуро.8

Литературный дебют Гуро состоялся в 1905 г. — вышел из печати её рассказ «Ранняя весна».9 В следующем году она публикует импрессионистский по характеру рассказ «Перед весной».10

1909 г. стал важной вехой в биографии Гуро. Выходит первая её книга «Шарманка». Гуро знакомится с Блоком, Вяч. Ивановым, А. Ремизовым. Матюшин писал:


         Помню нашу встречу с Блоком у Ивановых. Глубокий разговор Гуро с Блоком был очень мучителен для неё, как она мне потом сказала. Это был экзамен, а не обмен мнений равных. Но это тебе не Пяст.11 Лена обладала огромным разумом и живым творческим словом. С ней не так уже было просто тянуть канитель, а надо было и вспыхивать, и я видел, как Блок долго не мог оторваться от Гуро. Да, видимо, все заинтересованно смотрели на Гуро и Блока, делая вид, что разговаривают между собой. Вышли вместе от Ивановых. Блок шёл с женой, но продолжал разговаривать с Гуро. Мы звали Блока к себе, но вновь не пришлось встретиться, дороги пошли разные».12

Действительно, в том же 1909 г. произошли другие встречи, связавшие Гуро с иным литературно-художественным движением. Начинающий поэт В.В. Каменский знакомит с Гуро Хлебникова, братьев Бурлюков,13 несколько позже состоялось знакомство с Маяковским, Кручёных, Малевичем. Домик на Песочной, где жили Гуро и Матюшин, становится притягательным для многих. В 1910 г. Гуро и Матюшин организуют общество художников «Союз молодёжи».14 В апреле того же года выходит «Садок судей», I — первый сборник русских футуристов, в котором участвовала Гуро. С этого времени она выступает в печати только совместно со своими друзьями-футуристами.15



Летом 1910 г. были задуманы «Осенний сон», «Небесные верблюжата» и «Бедный рыцарь». Но только «Осенний сон» увидел свет при жизни Гуро. «Небесные верблюжата» были изданы в 1914 г. «Бедный рыцарь» остался в рукописи, которая хранится в архиве Публичной библиотеки в Ленинграде вместе с дневником Гуро, важным для понимания её творчества.16

В 1917 г. Горький, как сообщает Матюшин,17 предложил издать рукописи Гуро. Художник П.А. Мансуров18 вспоминает:


         В это время, когда я бывал у Горького, он и предложил мне передать Матюшину о его желании издать Гуро полностью. „Ещё не настало время”. — Он, Матюшин, так ответил. На другой день. Подумавши.19

Ответ Матюшина позволяет догадываться о причине своего рода “закрытости” творчества Гуро.20 У неё были точки соприкосновения с футуристами, но различий было больше. Поэзия Гуро тяготеет к будетлянскому словотворчеству. Вот пример — небольшое стихотворение «Финляндия»:21


Это ли? Нет ли?
Хвои шуят, — шуят.
Анна-Мария, Лиза, — нет?
Это ли? — Озеро ли?
Лулла, лолла, лалла-ли,
Лиза, лолла, лулла-ли.
Хвои шуят, шуят,
ти-и-и, ти-и-у-у.
Лес ли, — озеро ли?
Это ли?
Эх, Анна, Мария, Лиза,
Хей-тара!
Тере-дере-дере ... Ху!
Холе-кулэ-нэээ.
Озеро ли? — Лес ли?
Тио-и
Ви-и ... у.

Но такое словотворчество не имеет ничего общего с “заумным языком” Кручёных, с его „дыр-бул-щыл”. Гуро стремится к углублению образности стиха, отсюда ритмико-звуковая его организация. Образ Финляндии с её хвойными лесами и озерами, хотя о ней прямо ничего не сказано, возникает благодаря уловленной музыке финской речи. Гуро объясняет:


         Говорить слова, как бы не совпадающие со смыслом, но вызывающие определённые образы, о которых не говорится вовсе. Говорить набор слов, ничего не имеющих (общего) со смыслом, но разбегом ритма говорящих о нарастании чувства.22

Благодаря такой позиции словотворчество у Гуро никогда не получало самодовлеющего характера.

Книги Гуро складываются из отдельных, решённых в определённом эмоциональном ключе отрывков. Эти миниатюрные рассказы сюжетно самостоятельны, но в то же время каким-то не всегда уловимым образом связаны в единство. Поэтому «Небесные верблюжата» или «Бедный рыцарь» не просто сумма рассказов, а нечто большее. Эти фрагментарные отрывки и стихи — своего рода кирпичики, из которых Гуро “возводит” книгу. Рассказ есть зодчество из слов. Зодчество из “рассказов” есть сверхповесть,— писал Хлебников о «Зангези».23 Предвосхищая его, Гуро создаёт свои сверхповести — «Бедного рыцаря» и «Небесных верблюжат».

В отличие от футуристов Гуро не увлекают ни урбанизм, ни моторы, ни бешеные скорости:


         Вы совершите перелёты в 1000 верст, а я такое напишу, что все закувыркается. Мысль действеннее сейчас, чем моторные полёты.24

Капиталистический город с его машинной цивилизацией для Гуро — средоточие душевных страданий, неустроенности и заброшенности человека:

         Иду под многоэтажными отвесами, их клеткостные высоты пробуждают мысль о жестокости и об удавлении души — там, на чердаках — унесённых заживо от спасающей земли. Слегка воют, уносясь, трамваи.25

Она чувствует враждебность этого города природе и душе, связывая эти понятия внутренним единством:

         Стеснённые настраивающимися стенами, несколько деревьев, последних спасителей души. Какая масса проходит мимо их, и никто не подумает: „Вот спасители души!”26

Гуро искала в творчестве гармоничных соответствий в тончайших движениях души и жизни природы, в которой для неё нет ничего инертного и мёртвого:


         Где бы вы ни стояли, в лесу или в поле, одинаково обращайте душу свою к тому, откуда исходит, — слышите, что исходит, и узнаёте голоса деревьев, травы и земли? И любовь услышите их, рассеянную в воздухе и переходящую волнами, облачками тепла и обращённую к вам, так как создания любят внимательных.27

В разгар урбанистических увлечений в поэзии, кубистической геометризации в живописи в творчестве Гуро происходит поворот к природе. Подобно П.Н. Филонову,28 но совершенно по-своему, она противопоставляет „механизму” „организм”. Гуро обращается к „спасающей земле” и стремится уподобить творческий процесс ритмам живой природы:


         Попробуй дышать, как шумят вдали сосны, как расстилается и волнуется ветер, как дышит вселенная. Подражать дыханию земли и волокнам облаков.29

В дневниках и произведениях Гуро проходит образ поэта, исполненного сострадательной любви ко всему живому: „Голосом неисчерпаемой любви”, пишет она, должно звучать произведение. „Как будто автор стал матерью всех вещей и любит их материнской и гордой любовью”.30 Такой поэт — „даятель, а не отниматель жизни”.31 Он чувствует боль всего мира и принимает на себя чужие страдания. Образ поэта, как свидетельствует Матюшин, „взят с Хлебникова целиком”.32 Как бы подтверждая это, Хлебников даёт глубокую характеристику последних вещей Гуро, которые, по его словам, „сильны возвышенным нравственным учением”:


         Здесь плащ милосердия падает на весь животный мир, и люди заслуживают жалости, как небесные верблюжата, гибнущие молодые звери „с золотистым пушком”. У русских больше хромает хороший или должный рассудок, чем должное сердце.33

Движение к природе получило в творчестве Елены Гуро редкостную в своей высоте и чистоте одухотворённость. Но в этой духовности нет отвлечённого схематизма и символистской многозначительности. Самые ёмкие, космически-грандиозные образы её поэзии всегда согреты чутким и непосредственным ощущением живой природы: „И наклоняли чашу неба для всех — и все пили, и неба не убавилось”.34

В 1917 г., когда Матюшин отклонил предложение Горького об издании «Бедного рыцаря», к кубофутуризму прибавились супрематизм и конструктивизм. Творчество Гуро с её своеобразным “возвращением к природе”, с ориентацией на „органику” в противовес „механике”, пришлось как бы „не ко времени”. Но не потому, что Гуро осталась в прошлом, напротив, для некоторых её начинаний в искусстве время ещё не пришло.

Если в литературную биографию Гуро внесены, как мы видели, хотя бы некоторые штрихи, то её живопись и графика до сих пор остаются вне поля зрения исследователей. А ведь Гуро, по словам Матюшина, была „столько же поэт, сколько художник”,35 и её работы в своё время были в экспозиции новейших течений Гос. Русского музея.36


Елена Гуро (1877-1913). Пейзаж. Этюд. 1905 г. Холст, масло. 23,5 х 28,7 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

У Гуро были две посмертные персональные выставки — одна в составе последней выставки «Союза молодёжи» в 1913–1914 гг., другая — в 1919 г. в Доме литераторов на Карповке, интимная и прошедшая почти незамеченной.37 Холсты и рисунки Гуро разбросаны в разных собраниях: в Гос. Русском музее и Музее истории Ленинграда, в фондах ГПБ, ИРЛИ, ЦГАЛИ. К сожалению, лучшие, наиболее зрелые работы оказались в частных коллекциях. Всё это затрудняет анализ её живописно-графического творчества.


Елена Гуро (1877-1913). Натюрморт на фоне пейзажа. 1905 г. Холст, масло. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

Рисовать Елена Гуро начала с детства в имении отца38 Починок под Лугой. В 1890 г. тринадцати лет она поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. „Самой ранней весной, — пишет Матюшин, — она выбиралась в деревню и очень поздно осенью возвращалась в свой „каменный карман”, как она называла своё пребывание в городе, привозя массу холстов и записей в стихах и прозе”.39

Окончив Рисовальную школу, Гуро три года (1903–1905 гг.) занимается живописью в мастерской Я.Ф. Ционглинского. Здесь она сближается с Матюшиным; их объединяют общие искания в живописи. 1905 год был поворотным в творческой эволюции Гуро и Матюшина. Они отходят от “серебристого”, свето-силового импрессионизма Ционглинского, повышая цветность и обостряя живописную контрастность своих холстов. Нарастающее взаимонепонимание приводит к конфликту с Ционглинским, и Гуро и Матюшин переходят в школу Е.Н. Званцевой,40 где занимаются у Л.С. Бакста и М.В. Добужинского (1906–1907 гг.).

В 1905 г. Гуро иллюстрирует книгу Жорж Санд,41 в 1909 г. — альманах издательства «Прибой»,42 в том числе исполняет рисунок к стихам Блока; в том же году выходит «Шарманка» с её рисунками.43 Гуро работает пером и тушью, её рисунки, исполненные тонкой непрерывной линией, графически изысканны, но на них лежит печать ещё не изжитого модерна.

Но с 1910 г. манера меняется. Линия становится свободной и живописной, художница отказывается от пера и рисует кистью. Модернистский “графизм” исчезает. Так исполнены иллюстрации к «Небесным верблюжатам»44 и цикл рисунков, связанных с работой над «Бедным рыцарем». “Импровизируя” кистью, Гуро смело обращается с “натурой”, добиваясь нужной ей выразительности.



Непринуждённость, с какой она строит форму, можно определить как принцип “свободной пластики”, и в этом отношении её работы близки к некоторым книжным рисункам М.Ф. Ларионова и В.Н. Чекрыгина.45



Особенно значителен круг работ, посвящённых образу Бедного рыцаря, Вильгельма. Впервые этот образ появляется пьесе «Осенний сон». В книгу включены два рисунка Гуро, передающие облик Вильгельма, высокого хрупкого юноши с трагическим изломом бровей. Художница многократно рисует его карандашом и тушью, пишет акварелью и маслом. В образ Вильгельма вошли некоторые черты внешнего и внутреннего облика молодого живописца Б.В. Эндера.46

Быструю эволюцию художницы можно проследить и по альбому рисунков и акварелей Гуро, хранящемуся в архиве Пушкинского дома. Она начинает с точных натурных зарисовок, затем переходит к импрессионизму и позже — к „синтетизму”, как назвал Матюшин зрелые работы Гуро, максимально обобщающие цвет и форму.


Елена Гуро (1877-1913). Поляна. 1890-е-1913 гг. Холст, масло. 22 х 24,5 см. Таганрогский музей-заповедник.

Гуро не прошла через кубизм, но воздействие его принципов можно уловить в её живописи — в конструктивной организованности и пластической простоте картин художницы. В кубизме живописное начало отодвинуто на второй план; ведущую роль играют форма и конструкция. Гуро не хотела приносить цвет в жертву форме. Она ценила живописную вибрацию в импрессионизме, драгоценную „цветную пыль” его фактур. Как и Михаил Ларионов, Гуро стремилась к гармоничному взаимодействию цвета и формы.


Елена Гуро (1877-1913). Лесная сторожка. 1890-е-1913 гг. Холст, масло. 22 х 30 см. Таганрогский музей-заповедник.

В живописи Гуро, как и в поэзии, ощутимо то же движение к природе. Палитра Гуро противоположна кубистической — никаких умбр, охр, тяжёлых земель и локально окрашенных плоскостей, красных, синих или жёлтых. Если кубисты в своих соприкосновениях с природой тяготели к неорганическим формам — к миру кристалла и камня, то Гуро ориентирует свою живопись на формы и краски живой природы, на мир органики. Её краски — от природы, от тончайших её цветовых переходов и переливов. В холстах Гуро прозрачно светятся различные градации и оттенки зелёного, избегаемого кубистами как слишком “земного” по своим природным ассоциациям. О живописных устремлениях Гуро можно судить и по строкам её дневника:


         Я построю дворец из просветов неба. Все приходящие туда получат светлые, зеленоватые, чуть розовые или водянисто-голубые кристаллы неба. И ещё там будут пушковатые, серебристые одежды, нежные.47

Думается, что колористические качества полотен Гуро преемственно восходят к живописи Борисова-Мусатова.

Гуро достигает высокой степени обобщения цвета и формы, не утрачивая непосредственности природных впечатлений. Наверное, это свойство и вызывает ощущение обострённой духовности её живописи. Такие холсты Гуро, как «Женщина в платке» (1910г.) и, особенно, «Утро Великана» (1910 г.),48 по живописным качествам сравнимы с импрессионистскими полотнами Ларионова с той разницей, что её живопись вызывает впечатление более тонкой духовной организации. Кажется, что материальная субстанция красок без остатка претворилась в светоносно-вибрирующие, нежно-мерцающие, дымно-клубящиеся цветовые образования, как бы наделённые свойством духовности. Таков фон в её картине «Утро Великана».

Кажется, что предметы в холстах Гуро теряют тяжесть, пребывая в парящей лёгкости и невесомости. Удивительны в этой просветлённой живописи “касания” вершин деревьев к небу — неуловимо лёгкие и трепетные. Они как бы образно воплощают строки из дневника Гуро:


         В самых верхних, существующих в небе веточках, такая радость и лёгкость. Вот если наша душа достигнет света и отделается от тяжести, наверное, ей будет так.49

Есть ещё одна особенность цветовой организации картин Гуро: одновременное ведение, как голоса в фуге Баха, нескольких цветов, которые, развиваясь и взаимозависимо меняясь, оттеняют и обогащают друг друга. Принцип, который придаёт качественное своеобразие и новую ценность живописи Гуро. Матюшин, работавший вместе с нею, и его ученики в 1920-е годы разработали этот приём одновременного цветоведéния. Он получил обоснование в положениях о динамике трёхцветия: „основной цвет”, „среда” и возникающий между ними „цвет-сцепление”.50

Живописи Гуро, как и её поэзии, в высшей степени присуще музыкальное начало. Она чувствовала, как отмечал Матюшин, „связь цвета со звуком”,51 и её начинания в этой области были продолжены самим Матюшиным и его учениками Борисом и Марией Эндер.52

Художественные идеи Елены Гуро, развитые Матюшиным, не прошли бесследно для русской живописи. Это чувствовали и современники.53 Новое движение к природе, зародившееся в недрах геометризации и конструктивизма, оказалось жизнеспособным, принеся плоды уже в 20-е годы. Здесь примечательны живописные работы группы Матюшина, которая тоже ждёт своих исследователей.


————————

         Примечания

1    Дневник Ал. Блока. 1911–1913. Т. 1. Л. 1928. С. 194.
2    См.:  О.К. Матюшина. Призвание // Звезда, 1973, №3.
воспроизведено на www.ka2.ru

3    См.:  «Садок судей», I. СПб. 1913.
4    Членами «Гилеи», кроме Маяковского и Гуро, были В. Хлебников, В. Каменский, Давид и Николай Бурлюки, Б. Лившиц.
5    Общество художников «Союз молодёжи» (1910–1914 гг.) было основано по инициативе Гуро и Матюшина. На диспуте о новой русской литературе, организованном «Союзом» 24 марта 1913 г., приняли участие Маяковский, Гуро, Кручёных, Давид и Николай Бурлюки.
6     Михаил Васильевич Матюшин (1861–1934) — скрипач, композитор, живописец и теоретик искусства.
7    М.В. Матюшин.  Дневники. Тетрадь №15. Пушкинский дом, Рукописный отдел, ф. 656. Ссылки на материалы Пушкинского дома, а также на архив Музея истории Ленинграда даются без указания единиц хранения, так как фонды Гуро и Матюшина в этих архивах находятся в процессе обработки.
8    См.:  В. Харджиев, В. Тренин.  Поэтическая культура Маяковского. М. 1970.
9    Сборник молодых писателей. СПб. 1905.
10   «Счастье». СПб. 1906. №3.
11   Псевдоним Владимира Алексеевича Пестовского (1886–1940), поэта и переводчика.
12   М.В. Матюшин.  Творческий путь художника. 1934. Рукопись неизданной книги // Архив Музея истории Ленинграда.
13   Бурлюки: Давид Давидович (1882–1967), поэт и художник; Владимир Давидович (1886–1917), живописец и график; Николай Давидович (1890–1920), поэт.
14   На выставках «Союза молодёжи» участвовали М.В. Матюшин, П.Н. Филонов, О.В. Розанова, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.В. Маяковский, В.Е. Татлин, Д.Д. и В.Д. Бурлюки и другие художники Петербурга и Москвы.
15   Её стихи и проза публиковались в «Садке судей», II (февраль 1913) и в сборнике «Союз молодёжи», №3 (март 1913).
16   ГПБ, ф. 1116. Рукопись «Бедного рыцаря» (так же, как и «Небесных верблюжат») была подготовлена для печати Матюшиным и сестрой Гуро Е.Г. Низен.
17   М.В. Матюшин.  Биография Ел. Гуро. Рукопись, начало 1930-х годов // Архив Музея истории Ленинграда.
18   Павел Андреевич Мансуров (род. 1896) — живописец и исследователь искусства, руководитель «Экспериментального отдела» ленинградского Государственного института художественной культуры (ИНХУК, 1919–1927). С 1917 г. дружески и по совместной работе был связан с Матюшиным.
19   Из письма П.А. Мансурова от 4 декабря 1970 г. к автору настоящей статьи.
20   К уже упомянутой литературе о поэтическом творчестве Гуро можно добавить немногое: рецензию Вяч. Иванова, посвящённую «Осеннему сну» Гуро (Труды и дни. СПб. 1912, №1); статью Н. Харджиева п Т. Грица «Елена Гуро» (Книжные новости, 1938, №7); и раздел в исследовании Вл. Маркова «Russian futurism: A history». Los Angeles. 1968.
Гл. «Импрессионизм» из книги В.Ф. Маркова на www.ka2.ru

21   Сб. «Трое». ‹СПб. 1913›.
22   Дневниковая запись. ‹1912› // Пушкинский дом, Рукописный отдел, ф. 631.
23   Велимир Хлебников.  Зангези. М. 1922. С. 1.
24   Дневник Ел. Гуро. Октябрь 1912 // ГПБ, ф. 1116, ед. 1, л. 83. Гуро здесь полемизирует с поэтом В. Каменским, одним из первых русских авиаторов.
25   Там же, л. 3. Запись 15 октября ‹1908 г.›.
26   Там же, л. 3. Запись 16 октября ‹1908 г.›.
27   Е. Гуро.  Бедный рыцарь // ГПБ, ф. 1116, ед. 3, л. 36.
28   В 1912 г. Филонов в неопубликованной статье «Канон и закон» выступил с критикой Пикассо и кубофутуризма, „пришедшего в тупик от своих механических и геометрических оснований” (Пушкинский дом, Рукописный отдел, ф. 656).
29   Е. Гуро.  Бедный рыцарь // ГПБ, ф. 1116, ед. 3, л. 48.
30   Дневник Ел. Гуро, л. 39. Запись 24 мая 1910 г.
31   Е. Гуро.  Небесные верблюжата. СПб. 1914. С. 14.
32   М.В. Матюшин.  Наши первые диспуты // Литературный Ленинград, 1934, 20 октября.
33   Письмо М.В. Матюшину от 18 июня 1913 г. //  Велимир Хлебников.  Неизданные произведения. М. 1940. С. 365.
34   Е. Гуро.  Бедный рыцарь // ГПБ, ф. 1116, ед. 3, л. 72, об.
35   М.В. Матюшин.  Творческий путь художника. 1934. Рукопись неизданной книги // Архив Музея истории Ленинграда.
36   См.:  Государственный Русский музей. Краткий путеводитель. Л. 1928.
37   Выставка Е. Гуро // Искусство Коммуны, 1919, №15, 16 марта;  Э. Спандиков.  Е. Гуро // Искусство Коммуны, 1919, №19, 13 апреля:

Выставка Е. Гуро

         На Карповке в доме Художников и Литераторов (Литераторская 19), открылась небольшая, но весьма интересная выставка картин и рисунков Елены Гуро, скончавшейся в апреле 1913 г. в Финляндии.
         Имя покойной Гуро стало известным большинству читающих.
         Ею написаны и изданы «Осенний Сон», «Шарманка», «Небесные Верблюжата», а также и сборники «Трое», «Садок Судей» I и II-й. Во всех этих книгах много рисунков самого автора, после окончания школы «Общества поощрения» работавшей в мастерский Ционглинского и Бакста.
         Елена Гуро примыкала к крайне левому течению в литературе и живописи. Ей принадлежит инициатива общества молодых художников «Союз Молодёжи», основанного в 1908 г. Вокруг ея имени сорганизовался кружок молодых поэтов, выпустивший совместно с ней несколько значительных по времени сборников, где были помещены, впервые в России, футуристические рисунки, стихи, проза и манифесты, подписанные именами Хлебникова, Кручёного, Маяковского, Малевича, Гуро, Матюшина и других.
         На выставке собрано много рисунков карандашом, углём, сепией, акварелью, несколько больших эскизов и довольно большое количество этюдов, писанных маслом.
         Выставка открыта по праздникам от 12-ч. до 5, и по будням от 2 до 6 ч. Входная плата 1 р. Трамваи: 2, 24, 31, 8-й.

38   Отец — Генрих Степанович Гуро, офицер русской армии, скончался в 1917 г. в чине генерал-лейтенанта. Годом раньше умерла мать Анна Михайловна, урожд. Чистякова, дочь писателя и издателя журнала «Детское чтение».
39   М.В. Матюшин.  Биография Ел. Гуро. Рукопись, начало 1930-х годов // Архив Музея истории Ленинграда.
40   Частная студия Елизаветы Николаевны Званцевой (1864–1922) существовала в Петербурге с 1906 г. по 1916 г. В студии преподавали Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, К.С. Петров-Водкин.
41   Жорж Санд.  Бабушкины сказки. Харьков. 1905.
42   Литературно-художественный альманах. Кн. 1. СПб. 1909. В иллюстрировании книги, кроме Гуро, приняли участие Матюшин и Н.И. Любавина, их соученица по мастерской Ционглинского.
43   Три рисунка в этой книге принадлежат Н.И. Любавиной.
44   Некоторые рисунки из этой книги были опубликованы ещё при жизни Гуро в «Садке судей», II (1913).
45   См. его иллюстрации к сб. Маяковского «Я!» (1913).
46   Борис Владимирович Эндер (1893–1960) познакомился с Гуро и Матюшиным в 1910 г. или 1911 г. С 1918 г. учился у Матюшина в «Мастерской пространственного реализма» Академии художеств; с 1923 г. работал в ленинградском ИНХУКе на отделении «Органической культуры».
47   Дневник Ел. Гуро, л. 78. Запись 5 июня ‹1911›.
48   Обе работы в Гос. Русском музее.
49   Дневник Ел. Гуро, л. 78. Запись 5 июня ‹1911›.
50   См.:  М.В. Матюшин.  Справочник по цвету. Л. 1932.
51   М.В. Матюшин.  Дневники. Тетрадь №15. Запись 9 февраля 1934 г.
52   Мария Владимировна Эндер (1897–1942), живописец, ученица Матюшина в Академии художеств (мастерская «Пространственного реализма»), затем сотрудница отдела «Органической культуры» ленинградского ИНХУКа.
53   После распада «Союза молодёжи» Матюшин пытался организовать новое художественное общество. В письме к нему Филонов отметил: „Вы хотите связать идею вашего общества с идеями Елены Гуро...” (письмо М.В. Матюшину. 1914 или 1915 // Архив ГТГ, ф. 25, ед. 11, л. 1 об.
Воспроизведено по:
Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология.
Ежегодник 1976. М: Наука. 1977. С. 317–326.

Передвижная  Выставка современного  изобразительного  искусства  им.  В.В. Каменского
       карта  сайтаka2.ruглавная
   страница
свидетельстваисследования
          сказанияустав
Since 2004     Not for commerce     vaccinate@yandex.ru