М.С. Киктев






О композизии поэмы Хлебникова «Труба Гуль-муллы».
Тезисы доклада.





ka2.ruруба Гуль-муллы” как цельное произведение, организуемое единством замысла и имеющее стройный план и чёткое согласование частей, тем, мотивов, символики. Её место среди поэм Хлебникова конца 1921 г.; её отношение к иранским стихам поэта. Проблема “незаконченности” поэмы и контаминации её текста в существующих изданиях; незавершённость как возможный момент творческого задания (незавершимость) и один из путей развёртывания сюжета. Основные тематико-композиционные комплексы поэмы, их взаимосвязи и иерархия; графические параллели им в творчестве М.В. Доброковского.
Обращают внимание два фактора, определяющих построение поэмы, или два аспекта, в которых раскрывается её цельность:

1) Образ героя, вынесенный в заглавие. Персидское народное выражение “Гол-е Моула” — “Цветок Владыки” (под “Владыкой” понимается почитаемый шиитами Али), которым называют странствующих (“поющих”) дервишей, осмысляется как Гуль-муллаСвященник цветов; подготовленность этого образа у Хлебникова. Идея и тема дервишества в его творчестве; значение «Путешествия в Арзрум». Особый интерес Хлебникова к исламу в 1920–1921 г.г. Русский дервиш как поиск и находка героя: Гуль-мулла в его отношении к Есиру | Поэту | Мехди харьковского периода, к Разину (в обоюдотолкуемом смысле) | Мирза-Бабу | юноше-пророку; Гуль-мулла и Зангези. Хлебниковская идея Корана в связи с поисками чистых законов времени (мера как сверхвера | Коран чисел | Мой Коран) и образ Корана Гуль-муллы. „Труба” Гуль-муллы в её отношении к Маяковскому как „трубному гласу” (Б.М. Эйхенбаум), „могучей иерихонской трубе революции, её рыкающему поэтическому льву” (Н.И. Бухарин); ср. в поэме образ льва и солнца. Герой как принцип построения поэмы; «Труба Гуль-муллы» как “дневник” и как утопия.

2) Поэма состоит из 19-ти глав. Сакральное значение этого числа в учении бабидов, как выражения “Единосущия” (ср. Всеединство). Столько же глав должен был содержать «Байян» — главная книга Баба (его “Коран”, также оставшийся незавершённым). Пристальное изучение и едва ли не проповедь бабизма Хлебниковым в 1920–1921 гг.; Мирза-Баб как один из учителей равенства.

Независимо от бабизма, 19 — одно из основных опорных чисел в собственных числовых изысканиях Хлебникова; его особое место в ряду простых чисел и связь с календарным циклом в масштабах года, человеческой жизни и “мирового года”. Его связь и с законами времени (как параллели и антитезисы числу 11 в связи с значением Хлебниковских два и три).

19 глав «Трубы Гуль-муллы» и 365 строчек поэмы «Поэт». “Девятнадцатиричность” как сюжетообразующий принцип — как обрамление и разграничение циклизуемого материала, которое, с одной стороны, само имеет ценностный и семантизированный характер, т.е. является несомненным моментом содержания, а с другой — требует соответствующей тематико-композиционной и синтаксической организации каждой части внутри целого.

Воспроизведено по:
Тезисы докладов III Хлебниковских Чтений. Астрахань. 1989. С. 13–14.

Благодарим Л.Л. Гервер за содействие web-изданию.

Персональная страница Максима Сергеевича Киктева
       карта  сайтаka2.ruглавная
   страница
исследованиясвидетельства
          сказанияустав
Since 2004     Not for commerce     vaccinate@yandex.ru