В.А. Дымшиц, С.В. Чебанов


оворя о месте Велимира Хлебникова в русской культуре первой трети XX столетия, следует иметь в виду и его биологические идеи. Последние нашли выражение в серии биологических статей студенческого периода и в поздних мировоззренческих работах, представляющих интерес и для биологов.Во-первых, видно, что статья принадлежит начинающему исследователю. Это проявляется и в излишнем наукообразии изложения, и в бедности и невыразительности примеров, и в стремлении пользоваться учёной символикой, и в том, что новое понятие вводится как точная аналогия уже известного (симбиоза).
С другой стороны, “алгебраичность” построения, стремление к представлению материала в виде таблиц, матриц отображает как математический стиль мышления автора (проявляющийся и в других его произведениях), так и стиль одного из направлений научной мысли начала века, непосредственно связанного с исследованием симбиоза.3![]()
![]()
Характерен и выбор тематики — взаимоотношение организмов в начале века становится центром интеллектуальных интересов и, в частности, в связи с актуализацией интересов в обществе к социальным проблемам (ср. идущий от Г. Спенсера социал-дарвинизм, учение идеолога анархизма П.А. Кропоткина о взаимопомощи как факторе эволюции и т.п.). Потому неслучайно то, что строится биологическое понятие, которое сразу переносится в социальную сферу и именно в ней интересует автора. Таковы работы гуманитариев, вторгающихся в естественные дисциплины. При этом источником творческой активности является какая-то социально значимая идея, обоснование которой ищется в биологии.
Отражает эта статья и биографические реалии. Так, выбор темы связан с тем, что В. Хлебников учился у К.С. Мережковского5![]()
![]()
![]()
![]()
Таким образом, в этой характерной ученической статье того времени, как это бывает в работах талантливых студентов, налицо некоторый прорыв и вводится новое и достаточно важное понятие — метабиоз, которое двойственно ‘симбиозу’.
Итак, если симбиоз — это отношения между жизнями, протекающими в одно время в соседних, но разных частях пространства, то метабиоз — это жизнь, протекающая в разное время, но на одном и том же участке пространства.9![]()
![]()
Первая — хорологическая — интерпретация рассматриваемого понятия делает его приложимым к двум классам ситуаций. Прежде всего, это организмы и их скопления, фиксированные в пространстве. Онтогенез таких образований и будет выступать как метабиоз. Таковы высшие растения, прикреплённые животные, обрастания подводных предметов, экстрасоматические образования животных (гнёзда, норы, логова и т.д.), колонии бактерий. При этом, однако, обычно имеет место некоторое изменение объёма в ходе онтогенеза при фиксированной локализации. В случае же бактерий речь идёт о популяции, но тесно сближенных особей, а потому этот случай можно связать со вторым классом ситуаций.
Во второй класс ситуаций входят популяции и биоценозы, локализованные на одной и той же территории. В этом случае как одно и то же место мыслится не конкретный локус территории, а территория в целом, в любой точке которой возможно пребывание рассматриваемого организма.
В хорологической трактовке метабиоз может быть сопоставлен со следующими биологическими понятиями. Во-первых, как метабиоз выступает онтогенез прикреплённых организмов. При этом в ходе онтогенеза происходит резкое изменение организации особей, что и дало основание Аристотелю говорить о последовательном вселении в зародыш разных душ. Таким образом, в этом случае метапсихоз выступает как частный случай метабиоза.
Во-вторых, метабиозу соответствуют сукцессии биоценозов на фиксированной территории. В этом случае понятие метабиоз предвосхищает учение о сукцессиях, созданное американским фитоцинологом Ф. Клементсом на основе начатых им в 1916 году исследований развития лесов. При этом предложенный Ф. Клементсом метод пробных площадок практически реализует подход В. Хлебникова к изучению метабиоза. Метабиоз может касаться и смены “населения” одной экологической ниши данного биоценоза. Как метабиоз выступает и замещение одной популяции другой, как относящейся, так и не относящейся к тому же виду. Частным вариантом первого случая будет смена поколений. Этот пример обсуждается и В. Хлебниковым, и именно смена поколений как явление культурной истории составляет предмет его устойчивого интереса впоследствии, хотя он и не использует при этом термин метабиоз. Этот пример подтверждает тезис о том, что В. Хлебников обращается к биологии для того, чтобы почерпнуть в ней обоснование социо-культурных интуиций.
В приводимой трактовке метабиозу соответствует много разнообразных и распространённых ситуаций. Однако их выделение ведётся на основании критериев, не являющихся фундаментальными для эколога, а поэтому и метабиотическим связям не придается значения.
Экологическая (биоценологическая) интерпретация метабиоза резко расширяет круг метабиотических отношений. Принимая во внимание приведённый В. Хлебниковым пример отношения бактерий и высших растений, появляются основания соотносить метабиоз с любыми связями в трофической пирамиде. В этом случае понятие метабиоз предвосхищает фундаментальную категорию биологии.
Однако при такой трактовке оказывается значимым не замещение одних организмов другими, а факт преобразования живого вещества в данном локусе, причём допускаются перемещения этого вещества в пространстве. Таким образом, вскрывается ещё один аспект недоопределённости обсуждаемого понятия — для метабиоза существенно именно место, или то, что в этом месте одномоментно пребывает только одна особь? В последнем случае принципиальна преемственность особей, которая имеет место и тогда, когда особь перемещается в пространстве и оставляет потомков в разных местах, что имеет место и в случае культурных поколений. Другим примером будет разложение трупа разными организмами при его перемещении по катене. Такую трактовку метабиоза можно обозначить как генетическую (производную от понятия ‘генезис’ — схемы исторической преемственности), и тогда можно говорить о том, что понятие метабиоза предвосхищает представление о токогенетических линиях, связывающих разные семафоронты как временные состояния индивидов.11![]()
Таким образом, допустимы три трактовки понятия метабиоз:

Следующий этап разработки понятия — типология метабиотических отношений. Начало этому положено самим В. Хлебниковым.
1. Метабиоз может иметь позитивное или негативное значение для последующих жизней. Примерами первого является почвообразование, накопление запаса для потомства, передача опыта и т.д. Отрицательные связи формируются в результате исчерпания плодородия почвы, лизиса микробных культур, вследствие накопления продуктов обмена, распространения инфекций и т.д.
2. Метабиоз может охватывать экстрасоматические образования или сами организмы. Примерами первого является использование построек, раковин, убежищ одних организмов другими. Эти ситуации и рассматриваются в первую очередь самим В. Хлебниковым. Второму варианту соответствует онтогенез прикреплённых форм или разложение трупа микроорганизмами.
3. Метабиоз может относиться к отдельным индивидам или к их популяциям и биоценозам. Последнему случаю соответствуют сукцессионные ряды.
4. Метабиоз связан с разными типами причины. Сам Хлебников рассматривает только один тип причинности, которому соответствует одномерное, однонаправленное время (см. Бабков, 1987). Такую ситуацию можно сопоставить с материальными причинами. Это обстоятельство, наряду со способом разворачивания всего построения, использованием квазиалгебраической символики, матриц и с учётом ситуации в русском естествознании начала века, позволяет говорить о тяготении В. Хлебникова этого периода к механистическому мировоззрению, что согласуется и с характерной для социал-дарвинизма лёгкостью перенесения биологических идей в социальную сферу.
Вместе с тем можно рассмотреть и другие типы причинности, например, конечные причины, когда в качестве метабиоза рассматривается онтогенез прикреплённых организмов (учитывая эквифинальность онтогенеза и отдельных его этапов). В этом случае можно говорить об обратной направленности времени, когда конечное состояние детерминирует предшествующее, и, соответственно, о двух типах метабиоза. На популяционном уровне конечные причины можно проиллюстрировать примером с окунем — популяция молоди в этом случае служит пищей для популяции родителей. Генетические отношения в таких случаях восстанавливаются при анализе онтогенетического цикла. Но при циклических отношениях применение категории однонаправленного времени оказывается условным. Жёсткость трактовки В. Хлебниковым причинности и времени в рассматриваемой статье существует в контрастных отношениях с многообразными трактовками времени в поздних культурно-эстетических работах. Это, видимо, отражает то, что главным для В. Хлебникова является мир человека, при разговоре о котором автор чувствует себя свободнее.
Последний вопрос вводит проблему времени как самостоятельный сюжет, интересующий В. Хлебникова. Но его рассмотрение выходит за пределы круга тем, связанных с анализируемой работой. Следует, однако, заметить, что в этих работах проблема времени рассматривается существенно шире, часто как проблема смены поколений. Именно поэтому отождествлять явление метабиоза и проблему времени12![]()
![]()
С учётом сказанного можно утверждать, что рассмотренная неоднозначность интерпретации понятия метабиоз определяется тем, что В. Хлебников описывает деятельность живого организма в физическом пространстве-времени.14![]()
![]()
На основании вышесказанного можно утверждать, что экологическая, а тем более хорологическая и генетическая, интерпретации метабиоза лишь косвенно связаны с учением В.И. Вернадского о биосфере. Развитие же этих идей в поздних гуманитарных работах В. Хлебникова действительно даёт основание для некоторого сближения духа “творений” двух авторов.
Итак, введённое В. Хлебниковым представление о метабиозе отражает определённые биологические реалии, которые частично отображаются в ряде более поздних биологических понятий. Это ещё одно подтверждение репутации В. Хлебникова как провидца и предсказателя. Но говоря об этом, нужно отдавать себе отчёт в том, что в обсуждаемой статье он остается сыном своей эпохи и в чём-то очень традиционен и даже консервативен. Даже в более поздних работах он определяет жизнь как частное числа дел и количества времени,16![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Таким образом, именно биогерменевтика является той сферой, в которой биологические идеи В. Хлебникова находят подобающее место в общепризнанной науке. Среди ближайших к ним направлений — метаблетика (рассмотрение общекультурных оснований профессиональной деятельности23![]()
![]()
| Персональная страница В.В. Бабкова на Хлебникова поле | ||
| карта сайта | ![]() | главная страница |
| исследования | свидетельства | |
| сказания | устав | |
| Since 2004 Not for commerce vaccinate@yandex.ru | ||