Суть проблемы — выяснение возможного существования циклических явлений в общем описании естественно-исторического процесса. Если периодические феномены в истории реально существуют, то какова их роль, степень важности в таком описании? Как их можно обнаружить? Общеизвестно, что эти и другие подобные вопросы обсуждались на протяжении почти всего времени существования исторической науки: от Полибия — в древности, Н. Маккиавели, Д. Вико — в Новое время — до А. Тойнби — в нашем веке. В начале текущего столетия несколько авторов независимо друг от друга обратили внимание на синхронность в наступлении социальных кризисов с вариациями солнечной активности: Д.О. Святский,3
В современной своей формулировке рассматриваемая проблема предстает прежде всего как вопрос о реальном существовании автоколебательных явлений в социальных системах. Сейчас ответ на этот вопрос, казалось бы, должен быть безусловно положительным. С точки зрения общей теории систем (см., например, одну из недавних работ исследователей8
а) наличие ясных признаков существования автоколебательного режима в функционировании “классической” буржуазной экономики — периодические экономические кризисы, изучавшиеся К. Марксом;
б) присутствие отчетливо выраженных циклических вариаций в явлениях культуры. Таковы, в частности, циклы в истории архитектуры (50 + 80 лет), связываемые с попеременным доминированием “типов сознания” левого-правого полушария мозга (С.Ю. Маслов9
в) указания на цикличность в организации социально-хозяйственной активности в “примитивных” сообществах, что следует из анализа древних календарных систем, таких, как ‘цолькин’ у майя (“год” — 260 дней) или 60-летний “календарь животных” у обитателей Центральной Азии.14
Насколько можно судить, смысл существования автоколебательных режимов при функционировании сложных систем — обеспечение их устойчивости при реальном бытии в рамках систем более высокого ранга. При этом неизбежно возникает вопрос о синхронизации автоколебательных ритмов данной системы с ритмикой сверхсистемы, в которую данная система “погружена”. В этом случае вновь уместно обратиться к аналогии с биоритмами. Известно, что в биологических системах спектр биоритмов синхронизован с ритмикой внешней среды. Геофизические циклы, “задающие” биологическую ритмику, имеют космическое происхождение (движение Земли, ритмика солнечной активности).15
Синхронизация неизбежно должна иметь место и в ритмике гениальных систем (если таковая существует). Нетрудно представить себе некоторые конкретные механизмы, посредством которых подобная синхронизация могла бы реально осуществиться:
а) через контролируемые природными факторами показатели экономики. В данном регионе квазипериодические вариации климатических параметров модулируют урожайность (в настоящее время известно, что мировая урожайность зерновых модулирована циклом Солнечной активности ≈ 22 года). Циклически протекают эпизоотии, массовые размножения сельскохозяйственных вредителей. Присутствие природных циклов неизбежно для любого типа экономики, если экономика связана с экоситемами;
б) через вариации демографической ситуации. Стихийно протекающие мировые эпидемии (чума, холера и т. п.) происходят, как известно, циклически и синхронизованы с циклами солнечной активности. Для социальных процессов весьма существенны периодические изменения в распределении типологических характеристик в данной популяции. Они не изучены, но определенно существуют, о чем можно судить по смене, например, акселерации-ретардации16
в) через непосредственное воздействие изменений глобального электромагнитного фона на центральную нервную систему, психику и элементы поведения. Эти явления почти не изучены. В настоящее время влияние подобных периодически протекающих возмущений установлено в психиатрии.18
Этот “социобиологический” перечень заведомо не является полным. Но если хотя бы некоторые из перечисленных механизмов реализовались в действительности, в показателях исторического процесса в данном регионе неизбежно должна была бы появиться определенная ритмика — и в явлениях культуры, и в самой “событийной” исторической “канве”.
Таким образом, существование “циклической составляющей” в истории с современной точки зрения не только вполне вероятно, но представляется неизбежным. Хотя циклы (периоды) в истории пока надежно не обнаружены, можно в первом приближении указать некоторые их свойства. Важнейшие из этих свойств таковы:
а) должен существовать некоторый дискретный спектр квазипериодов; наибольшая амплитуда “изменений” должна наблюдаться для относительно больших значений периодов;
б) периоды должны быть близкими (или кратными) природным геофизическим (в основном — космическим) циклам;
в) колебания не должны быть регулярными, но должны представлять собой стохастические квазипериодические вариации с непременным присутствием монотонных (“трендовых”) изменений и флуктуационного шума;
г) спектр квазипериодов изменяется от одного региона к другому и не является стабильным на больших интервалах времени.
После этого краткого обсуждения можно обратиться теперь к рассмотрению соображений и цифр, полученных Хлебниковым.
Нижеследующая сводка основных результатов Хлебникова отнюдь не претендует на полноту. Не рассматриваются вопросы о генезисе идей о законах времени, не обсуждается методика поиска циклов (в значительной степени — неясная). Хлебников занимался разработкой обсуждаемых вопросов на протяжении не менее полутора десятилетий.20
Несколько условно мысли, соображения и подсчеты Хлебникова можно разбить на три раздела.
1. Биоритмология. Этот раздел наиболее легко соотносится с современными идеями. В жизни отдельных людей я заметил особое гремучее время строения 213 + 132
‹...› Мне кажется, что дух отважного подвига вызван в нем тринадцатой степенью двух, считая от рождения
(ДС, л. 1, 11). В “переводе” на принятую ныне терминологию это наблюдение звучит так: для отдельных людей заметен микроритм (биологический ритм) длительностью 22, 9 года. Такая ритмика физиологических показателей в человеческой популяции действительно существует (например, рост и вес новорожденных, возраст Ме),21
2. Циклы естественно-исторического процесса и их синхронизация с природной ритмикой. Насколько можно судить, значения этих квазипериодов Хлебников получал из подсчетов временных интервалов между некоторыми историческими событиями, которые представлялись ему особенно важными (падение государств и т.п.). Особенно часто у него фигурирует период в 365 лет. В автобиографической заметке (НП, 352) он выделяет это число, записывая его в виде 365 ± 48 лет (в одном из писем он называет это число таинственным знакомцем — НП, 361). Вероятно, запись 365 ±48 не следует толковать как некое вероятное (или среднее) значение с характеристикой неопределенности (погрешности), скорее как “триаду”: 317, 365 и 413 лет. С периодом 365 лет повторяются войны:
Кроме этого важного цикла встречаются еще периоды 173 года, 485 лет (судьбы отдельных народов), 718 лет (рост трубы событий), упоминаются некоторые циклы еще большей длительности (1388 года) и короткий период ≈ 240 дней (перелом во времени через 35 дней — ДС, л. 2). В общем, Хлебников ясно представлял себе, что в естественно-историческом процессе должен существовать некоторый набор периодов (спектр, по современной терминологии). Эти периоды должны быть тождественны природным циклам (т. е. синхронизованы с природной ритмикой). Эта мысль выражена у Хлебникова в виде тезиса о единстве законов времени для всего сущего: “Если существуют чистые законы времени, то они должны: управлять всем, что протекает во времени, безразлично, будет ли это душа Гоголя, «Евгений Онегин» Пушкина, светила солнечного мира, сдвиги земной коры и страшная смена царства змей царством людей, смена Девонского времени временем, ознаменованным вмешательством человека в жизнь и строение Земного шара” (ДС, л. 1, 11).
Можно ли усмотреть смысл в самих численных значениях циклов, полученных Хлебниковым? Единственный доступный сейчас способ проверки — сопоставление значений этих циклов с величинами периодов, найденных в настоящее время в природных явлениях (т. е. использование принципа “единства законов времени”). Важнейший из циклов Хлебникова — 365 лет — довольно близок к природному циклу длительностью ≈ 350 лет, связанному с солнечной активностью.26
3. Поиск общей закономерности в числовых величинах социальных и природных циклов. Найденные значения циклов Хлебников пытался представить как проявление некоторой общей, фундаментальной закономерности. Можно, разумеется, трактовать эти его занятия как игру, как “числовую магию”. Вполне возможно, что элементы подобной “игры” здесь, действительно, присутствуют. Однако возможна и совсем другая интерпретация, связывающая эти поиски с попыткой решения вполне реальной, интересной и весьма сложной проблемы. Давно известно предположение, согласно которому существующие в природе периоды (циклы) отнюдь не представляют собой набор несвязанных, случайных чисел, но образуют некоторую систему. Поиск глобального принципа, позволяющего теоретически получить все наблюдаемые периоды, постичь “гармонию Мира”, занимали многие умы задолго до работы Хлебникова. Эта проблема остается актуальной и в современной науке. Думается, именно ею и занимался Хлебников, предаваясь “игре” с числами. Такое понимание его поисков хорошо согласуется с теми элементами естественнонаучного мировоззрения Хлебникова, о которых известно со слов его квалифицированных собеседников — например, А.Н. Андриевского. В своих воспоминаниях Андриевский приводит, в частности, следующее высказывание автора законов времени, имеющее непосредственное отношение к обсуждаемому вопросу: “Кеплер писал, что он слушает музыку небесных сфер. Я тоже слушаю эту музыку, и это началось еще в 1905 году. Я ощущаю пенье вселенной не только ушами, но и глазами, разумом и всем телом”.31
Хлебников предполагал, что все многообразие природных циклов и их гармоник можно представить как степени немногих определенных чисел, например, двойки и тройки:
311 дней! ≈ 485 лет и т. п. Цикл 365 лет он представлял так:
35 + 34 + 33 + 32 + 31 + 30 + 1 (ДС, л. 3).
Комбинируя подобные ряды, он попытался получить периоды обращения планет Солнечной системы, т. е. важнейшие космические циклы (ДС, л. 3). Поставленная Хлебниковым задача остается нерешенной в окончательном виде и по сей день. В настоящее время ясно, однако, что закономерности, связывающие природную ритмику, много сложнее, чем это казалось Хлебникову. Тем не менее относительно простое математическое соотношение, описывающее эту “гармонию мира” (в узком смысле слова), видимо, может быть получено — об одном интересном подходе к решению проблемы см., например, обзор Чечельницкого.32
В общем, проведенный выше краткий анализ соображений и результатов Хлебникова, касающихся законов времени, выявляет замечательную их близость идеям современной науки (биоритмологии, общей теории систем, проблеме космических влияний на биосферу). Если мировоззрение Хлебникова позволительно характеризовать как “крайний” случай проспективного сближения научных и научно-фантастических идей с поэтическими прозрениями, то акцент в этой характеристике должен быть поставлен, видимо, на слове “научный”, а не “научно-фантастический”.33
Хотя со времени работы Хлебникова минуло уже более полувека, хотя теперь, в принципе, нет сомнений в реальном существовании периодической составляющей в историческом процессе и можно даже перечислить некоторые свойства исторических циклов, сами эти циклы все еще не открыты: Разработка этой проблемы может показаться делом далекого будущего. Впрочем, так ли это? Строгое, объективное изучение периодических явлений возможно только на количественной основе. Но количественные методы медленно и неотвратимо проникают в историческую науку, начиная постепенно заполнять пропасть между естественными и гуманитарными дисциплинами. На одну такую работу весьма любопытно взглянуть с точки зрения идей о законах времени.
Несколько лет назад А.Т. Фоменко с сотрудниками была разработана математическая процедура, позволяющая выделять из некоторого материала аналогичные (по определенным параметрам) фрагменты (“дубликаты”).34
333; 720; 1053; 1526; 1778.
Фоменко истолковал этот результат в духе известных идей Н.А. Морозова — как ошибочность ныне общепринятой хронологической шкалы. Такая интерпретация, совершенно очевидно, не может быть принята (см., например, работы историков36
Если “дубликаты” и “единичные фрагменты” “глобальной хронологической карты” — проявление цикличности, то упомянутые “сдвиги” по оси времени должны проводиться на величины, кратные наиболее четко выраженному (“основному”) периоду. Как следует из другой работы Фоменко, автор не исключает полностью такое истолкование результатов эксперимента.37
Годы “сдвигов” по Фоменко38 | кратность | значение периода (годы) |
333 | × 1 | 333 |
720 | × 2 | 360 |
1053 | × 3 | 350 |
1526 | × 4 | 380 |
1778 | × 5 | 355 |
среднее 355 ±13 лет |
Как видно, среднее значение периода — 355 лет — хорошо совпадает со значением “основного” цикла, найденного Хлебниковым.
Едва ли такое совпадение может быть случайным. В общем, получается еще одно указание на то, что основное число человечества было найдено Хлебниковым довольно точно.
Разумеется, только будущие исследования, использующие достаточно большие массивы историко-статистических данных, дадут полную картину исторических циклов. Весьма вероятно, что некоторые циклы Хлебникова, среди них 350 лет, займут в ней свое место.
* * *
Все изложенное выше можно кратко резюмировать в виде тезисов.
В настоящее время представляется весьма вероятным, что в социальных системах — как в любых очень сложных системах — реализуется режим, при котором характерно присутствие самовозбуждающихся и самоподдерживающихся колебаний (автоколебаний).
Такие колебательные явления аналогичны биологическим ритмам в экосистемах.
В явлениях культуры подобные колебательные явления в настоящее время надежно обнаружены.
Характерной особенностью автоколебательных явлений в социальных системах — так же как биологических ритмов — должна быть их синхронизация с природными циклами (являющимися циклами космическими).
Хлебников пытался обнаружить социальную ритмику в исторических событиях. Некоторые из значений найденных им циклов, вероятно, реальны. Это касается, в частности, цикла, которому он придавал особое значение (≈ 350 лет). Вероятно, правильно найдены им некоторые короткие периоды, являющиеся биоритмами (22 года, 240 дней). Хлебников, несомненно, отчетливо понимал неизбежность синхронизации социальной ритмики с природными циклами. Его усилия найти некоторую общую закономерность, описывающую всю совокупность наблюдаемых в природе ритмов, вполне соответствует задаче, решаемой в современной науке. В своих многолетних поисках законов времени Хлебников предстает как интересный и глубокий мыслитель, опередивший свое время, не понятый современниками.
Передвижная Выставка современного изобразительного искусства им. В.В. Каменского | ||
карта сайта | главная страница | |
исследования | свидетельства | |
сказания | устав | |
Since 2004 Not for commerce vaccinate@yandex.ru |