В. Молотилов

Разрезанный на 9 кусков заголовок “Исправление имён” шрифтом Scrawn Cyr AOE

Исправление имён



Учил смиренью год больших потерьТеперь вы почитаете своё.
Наглядными пособиями встречи.— Нет. — Почему? — У вас таких нет денег.
Здесь нет подвоха, думаю теперь,Но это про себя. Ой-ёй,
О яме ближнему не может быть и речи.Чужое помело — не свой брат веник.
  
Хозяйке чуть за восемьдесят лет,И отговариваюсь чепухой:
Повадка властная, но мягко стелет.— Противный голос. — Как хотите.
Вот, полюбуйся списком кинолент: — Нет, я и правда чтец плохой,
Следы былой красы и очень в теле.Вот папка: наобум прочтите.
  
Я был подослан дочерью еёЗвонок, и разговор на полчаса.
Как бы оказией, как бы для передачиНаверняка не втиснуть в распорядок,
Варенья банки для чаёвА ты сиди, мозоля очеса.
Из прилагаемых двух пачек.А вдруг там Сталин, а не Радек —
  
Отец пославшей мя, Г.Л. Рошаль,Слуга покорный проверять. Встаю.
Знал Хлебникова по Азкавнаркомпросу.— Я не принадлежу себе, простите,
Подъезд, доска. Чугун ли, сталь.А папочку оставите свою?
Зато ни сносу, ни уносу. Сама спросила, а не я проситель.
  
Дочь помнила, что с папою в Баку3
Пересекался будетлянин,  
Но папа опоздал на «Курск»— Начальник зрелищ указуй
И не советизировал Гиляни.В плоть облекает почеркушки.
 У зрителя бревно в глазу.
Или не опоздал, а преуспел,Успех — когда опил и стружки.
И матом воспретил начальник. 
Где культпросвет, там груда дел,А лицедеи, малых сих
И пароход без Рошаля отчалил. Кой чёрт заносит на подмостки?
 Чужие шкуры поносить,
Звоню, Дуняша отперла.Нагого короля обноски?
Встречает в полурост Григорий Львович. 
Мясистый нос и два сверлаУжимок ищет лицедей…
Сквозь чечевицы толстые: такович.В ограниченье сила, чадо!
 Одним движеньем овладей:
Таковна принимает как лицоКак скидывать тулуп дощатый!
Привыкшее распоряжаться сидя. 
И полнота, в конце концов.Мелкопоместный этот вздор
И мне Дуняша стул, я не в обиде.Куражился, дитя досады.
 Я покидал московский двор
— Да, говорила Мая мне о вас,(Не слуг царя — двор «Ванды» сзади).
Вы из Перми, вы сочинитель в столбик. 
Себе я не принадлежу, вам — час!Водица с углекислотой
Запомнить, записать — и в стол бы,Шипит, как провода в тумане.
 Приди в себя, мой золотой,
Пусть отлежится года полтора,Туда же здравый смысл приманим.
Повыветрится. И тогда-то 
Настанет страдная пора:Ты угадал одну из тайн
Земля, гряда, навоз, лопата.Старинных женщин колкой масти:
 Парчой, камением блистай,
Копнул — жемчужное зерноСотри ладонь браздами власти, —
Обнажено в разломе кома. 
Ещё копнул — ещё одно.Но пики — козыри всегда:
Вот вам кал, и вот и солома.Ум проницательный, ум острый
 Тебя низложит без труда
Но перегной — далёкий приз,И умирать сошлёт на остров.
А нынче душный запах пудры 
И старческий каприз. Крепись,4
Помалкивай, пескарь премудрый. 
 Самовластительный злодей!
1Державный гнев на указуя,
 Наёмника чужих затей,
Позвольте забежать вперёд:С обиняками согласую.
Иных не будет одолжений, как 
Воображения полётА словарю-то каково?
От замысла «Земли» Довженко. Венчался по какому праву
 В соборе многовековом
«Земля» стоит на четырёх когда:Сей Богоносныя державы?
Там дышат кони, травы сохнут, 
И умирают солнца, да.Слал Маяковского cтроку
Срок подошёл — извольте сдохнуть.За выправкой в Сибирь, как Павел?
 Приравнивал перо к штыку?
И Землю отпоют ветра,Бал на костях латыни правил?
В Луну влипая заодно с волною, 
Когда безумная сестраКто буквоедством запытал
Приблизится, как хляби к Ною.Повстанцев Посполитой Речи?
 И не твоя ли, брат, пята
Приблизилась — повальный мор,Шишкова попирала плечи?
И не спасёт ковчег, хоть тресни. 
Но слышится не ор, но хор:Хотя постой, ещё пята ль,
Земляне умирают с песней.Не лошадиное копыто?
 Не потому ли хохотал
Где Вера Павловна, там сны,Савонарола московитов?
Но этот гаже, чем в «Что делать?» 
Ни явью, ни постом не смыть,Гасильник древний ликовал,
Ни крестным знаменьем: заело.Приплясывал, не чуя ноши.
 Что толку от его похвал?
Не перл, а древний яйцеклад,Кем был, тем и остался: лошадь.
Не жемчуг, а яйцо с иголкой. 
Скорее к Рошалю, назад!Увы! не слышен вольный топот,
Замнём, что вызвано расколкой.Размерен шаг-тяжеловоз.
 А вдруг удастся трудный опыт,
Всё, что не череда, замнём,И станет конницей обоз?
Чтоб на понюх не отдавало фальшью: 
До перекопки был назём —Вдруг… Только накрепко запомни:
Что было допрожь — станет дальше.Отбросы люто будут мстить.
 Ожесточение огромно.
2Колодцы травят, жгут мосты,
  
А дальше — на ковёр бы самолёт,И Ситуация, особо ненавистный,
Я зарастал чертополохом сплетни:Стекла толчёного сыпнул в овёс!
Втроём живут, и Брик плюет, 
У Маяковского есть дети, нет ли.Такой на ул. Б. Полянке мысли
 Мне ужаснуться довелось.
Увидела, что ротозей набряк, 
Перекосило, как на зуб-мучитель — 
Переменилась, как погода сентября: 
— Я говорю и говорю, а вы молчите. 


————————


         Примечания 

           «Право отцов» (1930), «Человек без футляра» (1932), «Петербургская ночь» (совместно с Г. Рошалем, 1934), «Поколение победителей» (1936), «В поисках радости» (совместно с Г. Рошалем, 1939), «Марите» (1947), «Большой концерт» (фильм-концерт, 1951), «Борис Годунов» (фильм-опера 1954), «Весёлые звёзды», (1954), «Полюшко-поле» (1957), «Хованщина» (фильм-опера, 1959), «Русский народ» (1965), «Сердце России» (1970), «Букет фиалок» (совместно с О. Бондаревым, 1983)
           Григорий Львович Рошаль (1899–1983), Вера Павловна Строева (1903–1991)  см. парный снимок  и Марианна Григорьевна Рошаль-Фёдорова (род.) с 1937 г. проживали по адресу Б. Полянка, 28, кв.2. Летом 1985 г. мемориальная доска  см. здесь  уже была установлена.
            22 августа 1920 г. Хлебников командирован Харьковским политпросветом в Баку. Прибыл по месту службы в октябре. 14 апреля 1921 г. отбыл в Энзели на пароходе «Курск».
           В 1920 гг. Г.Л. Рошаль — инструктор Наркомпроса в Азербайджане, где В. Хлебников числился при АзкавРОСТА. Вот в передаче А.Е. Парниса его разговор с Григорием Львовичем:
         — Я позвонил ему, сказал, кто я такой и по какому поводу его беспокою. И услышал в ответ: „Я более 40 лет жду вашего звонка! Я был на пароходе «Курск», на котором Хлебников ехал в Персию!” У Рошаля был роман с женщиной, служившей врачом на пароходе. С Хлебниковым он разминулся всего на несколько дней (Прогулки с Хлебниковым. Новая русская книга. 2000. №4–5).
           По сообщению В.П. Строевой, замысел «Земли» (1930) у А.П. Довженко (1894–1956) возник под влиянием четверостишия Когда умирают кони — дышат, / Когда умирают травы — сохнут, / Когда умирают солнца — они гаснут, / Когда умирают люди — поют песни (Сб. «Дохлая луна», 1913).
           Из «Чернотворских вестучек»:  Обликмены деебна в полном ряжебне пройдут, направляемые  указуем-волхвом игр.

*   *   *


Приложение

Но следует закруглиться с Верой Павловной по-человечески, раз уж она мне снится: сон в руку, а своя рука владыка приобщить к делу и дальнейшего Николая Ивановича, о ту пору Колю Глазкова. Сроду никогда тот не был на Большой Полянке письмоводителем, а состоял при Яхонтове, куда пристроила его именно Вера Павловна. Прикажи она Яхонтову в лепёшку расшибиться — расшибся б немедленно, вот какая любовь. И обеспеченный средствами пропитания Коля зачастил на Большую Полянку почитать своё всегда из головы, не вприглядку, а Вера Павловна записывает с голоса или по горячим следам:

Неутомимый, но усталый,
Как все богатыри,
Вхожу я со своим уставом
Во все монастыри.
И если мой устав не понят,
А их устав старей —
Меня монахи бодро гонят
Из всех монастырей.


Основоположник самсебяиздата, тебе ли не знать. А Молотилов как въехал в Подглазковье, так и невыездной. Подробности ниже, но не сразу и не вдруг.
         Все знают, что Николай Иванович Глазков вминал двумя пальцами копейку в пятак, свивал две кочерги воедино и сыграл в «Андрее Рублёве» мужицкого Икара. Могли привязать берестяные крылья другому верзиле с козлиной бородкой? Могли, но ведьмак Тарковский пал в ножки Глазкову: не погуби, святче отче. Двигаемся дальше: выявлены в преданиях древних греков случаи падучей болезни? Выявлены: свитый воедино с неутомимым богатырём Сизифом усталый лётчик Икар. А в русских преданиях? И в русских преданиях выявлены: Фёдор Михайлович Достоевский. Что делать, если припала нужда снять Фёдора Михайловича в кино? Делать, как Андрей Тарковский: пасть в ножки усталому лётчику и неутомимому богатырю Николаю Ивановичу Глазкову.

         Сценарий назывался «Особенный человек, или Роман в тюрьме». Доработка велась дома у Катаняна. Там впервые от Лили Юрьевны Брик я услыхала о любви Маяковского к «Что делать?» Чернышевского, о его словах: „Жить и любить надо по заветам Чернышевского”.
         Мы вступили в полосу режиссёрского сценария и обсуждали кандидатуры исполнителей. Я сделала несколько проб известных и талантливых актёров на роль Достоевского. Но всё было не то. ‹...› И мы единодушно заговорили о Николае Глазкове. ‹...›
         Редко можно установить такое понимание с полуслова, увидеть такую самоотдачу. И дело было не во внешности, а в глубокой значительности образа гениального писателя, переданной Глазковым. ‹...›
         В отношении фильма, переехавшего в Ленинград для съёмок с натуры, было совершено преступление, не раз случавшееся в истории кино. Чиновные бюрократы усмотрели в фильме о Чернышевском какую-то неожиданную для нас связь с проходившим в то время судебным процессом над А. Синявским и Ю. Даниэлем. Руководящие перестраховщики приостановили съёмки и закрыли наш фильм. ‹...›
         Не прошло и недели, как какой-то выслужившийся чиновник без моего ведома отдал на смыв весь отснятый материал и даже пробы актёров.
Вера Строева.  И поэт, и актёр // Воспоминания о Николае Глазкове. 1989. М.: Советский писатель.


Вот так и попадаем на заветы Чернышевского, Лора: через Лилю Брик. По словам Веры Павловны, вся пишущая в столбик и лесенкой братия домогалась её одобрения, вся. Григорий Львович, кстати говоря, тоже. Ни малейшей взаимности, пришлось удалиться в ящик стола и голосовать сердцем за мнение Владимира Владимировича Маяковского о романе «Что делать?»: золотые слова — раз, руководство к действию — два.
         И приводит на Большую Полянку отрока пятнадцати лет, безотцовщину и двоечника. Поживёт, говорит, у нас. И отрок живёт и живёт, взрослеет и взрослеет: самый настоящий приёмный сын. Представь себе положение Веры Павловны: поговаривают, что приёмыш — родная кровь Григорию Львовичу, прижил на стороне. Что делает Вера Павловна. Во-первых, не мешает мужу вылепить из воспитанника то самое, что полагается вылепить из сына. Во-вторых — подселяет к мнимой безотцовщине самого настоящего бомжа.
         Беспризорниками, включая великовозрастных бродяг, за редким исключением становятся волею судеб: не повезло в жизни. Но этот бомж оказался на улице добровольно: чем хуже, тем лучше. Тем лучше — раз, чем дальше, тем хуже — два. Известно, чем для родовитого еврея может обернуться переназвание в гоя. Таки переназвался. Но этот подсадной бомж вырос в слишком значительную личность, чтобы упоминаться вскользь, Лора. Потом, потом.
         Да, вот ещё по какому завету Чернышевского жили на Большой Полянке: безотказно помогай всякому, кто знает наизусть хотя бы пару строк Бориса Леонидовича Пастернака. Велимира Хлебникова допускалось не знать и пары слов, достаточно склонить голову перед его светлой памятью. И вот однажды Дуняша отпирает дверь на звонок, а там табор не табор, но довольно-таки много чемоданов, баулов и корзинок в придачу к трём незнакомцам — cемье, судя по наличию ребёнка. Пустите, говорит глава предполагаемой семьи, пожить на полтора месяца, нам больше некуда податься.
         Привычная Дуняша зовёт хозяйку: вот, полюбуйтесь. Понаехали тут. Но Вера Павловна неожиданно приглашает незваных гостей внутрь среды обитания: отмывайте паровозную гарь. Вдруг, говорит, и узнаю кого-нибудь. Ба, да он Пастернака читал мне в Астрахани. Гриша, поди сюда. Появляется не весьма довольный разговорчиками в передней дважды лауреат Сталинской премии: тружусь не покладая рук над государственного значения деебном созерцин, прошу не вредительствовать. Гриша, он Пастернака читает не хуже Яхонтова, хочешь сравнить? И так верю, бурчит Рошаль голосом Карлсона, который живёт на крыше, и порывается скрыться в работу: мало ли кто читает Пастернака не хуже Яхонтова. Сейчас, думает, я покончу с этим сумбуром — и возвращает Вере Павловне её вопрос: а Хлебникова он тоже читает не хуже Яхонтова?
         И тут у приезжего голова рывком падает на грудь: срезался, думает. Где я вам в этой Астрахани возьму Хлебникова, днём с огнём не сыскать. Но Григорий Львович вдруг подлетает к нему заключить в порывистые объятия, даже целует. О причине говорено выше, повторяться не буду. И незваные гости превращаются в званых, чуть не родственников.
В. Молотилов.  Лора



Передвижная  Выставка современного  изобразительного  искусства  им.  В.В. Каменского
       карта  сайтаka2.ruглавная
   страница
исследованиясвидетельства
          сказанияустав
Since 2004     Not for commerce     vaccinate@yandex.ru