Примечание к книге сделано академично Степановым и Тыняновым.
Очевидно, дело идёт о создании нового классика.
Тынянов в своих теоретических статьях по старой литературе и даже в своих романах умел рассредоточивать писателя, снимать с него лак.
Тынянову удавалось показать связь Тютчева с архаистами, Пушкина с Кюхельбекером, Грибоедова с Катениным и личное понимать как жанровое и групповое.
Между тем, в статьях о Хлебникове Тынянов начинает “снимать леса” и заниматься обратной работой, работой создания классика, выделения писателя из группы, из жанра.
Говоря о Хлебникове, можно и не говорить о символизме, футуризме, и необязательно говорить о зауми. Потому что до сих пор, поступая так, говорили не о Хлебникове, но об „и Хлебникове”: „Футуризм и Хлебников”, „Хлебников и заумь”. Редко говорят „Хлебников и Маяковский” (не говорили) и часто говорят „Хлебников и Кручёных”.
Это оказывается ложным. Во-первых, и футуризм и заумь вовсе не простые величины, а скорее условное название, покрывающее разные явления, лексическое единство, объединяющее разные слова, нечто вроде фамилии, под которой ходят разные родственники и даже однофамильцы.
Отделение Хлебникова от футуризма — теоретически реакционная работа, она минус для Хлебникова, так как она работа типовая, именно так всегда делают классиков и именно так стремятся окончить литературную группировку.
Андрей Белый в красноречивой книге «Ветер с Кавказа» хвалит меня. Он утверждает, что всё у меня жест, пантомима и символ, и что я „сплошность весьма содержательных тем”, а вина моя в том, что я наплодил седобородых убийственно скучных формалистов.
Таким образом, Андрей Белый “снимает леса” с Виктора Шкловского и отделяет его от Тынянова и Эйхенбаума так, как Тынянов отделяет Хлебникова от футуристов.
Есть ещё более печальный случай: в этом году Брик иронизировал над Сергеем Эйзенштейном, который поставил себя вне групп и думал ориентироваться прямо на политическое руководство, художественно додумывая всё “собственной гениальной головой”.
Сегодня Брик “снимает леса” с Маяковского. Маяковский уже готов, и ЛЕФ может вырваться из клетки лесов.
На диспуте в АРКе о кризисе советской кинематографии Рафес укоризненно говорил, что Эйзенштейн считает себя ответственным непосредственно перед ЦК ВКП.
Маяковский более скромен: в своей афише «Левее ЛЕФа» в пункте Семь или 2 000 000 он противопоставляет группе ЛЕФ ВЛКСМ. Это одно и то же, Эйзенштейн только последовательней, и здесь есть только самодеятельность — люди сами себя изолируют. В основе эта замена художественной группировки непосредственным обращением к политическому руководству является всего только крайним индивидуализмом, отсутствием понимания коллективности творчества.
Партия никогда не предлагала себя и никогда не брала на себя роль руководительницы художественного творчества непосредственно. Вся работа партии сводилась к поддержке и руководству группировок. Здесь просто были перенесены на искусство правильно понятые и для искусства обязательные принципы коллективизма. Человек входит в партию не непосредственно, а через свою ячейку, через маленький рабочий коллектив, перед которым он отвечает. Человек, который хотел бы входить в партию через Коминтерн непосредственно, болен индивидуализмом, у него всего-навсего психология швейцарского средневекового крестьянина, который считает свой участок земли леном, данным от императора, это психология картофелины, которая понимает, как объединение только мешок.
Отрицание литературных коллективов, литературной групповой работы, выделение одного себя, под чьим бы протекторатом оно ни происходило, — это повторение старой песни о классике.
Очень жалко, что вещи гениального писателя Хлебникова вышли под этим знаком выделения и очень симптоматично, что превосходно мыслящий Тынянов в своей работе над современностью сделал обратное тому, что он делает в работе над историей.
Очень симптоматично, что трезвый Брик не сумел применить к себе и Маяковскому то, что он так резко, таким высоким голосом сказал про Эйзенштейна.
Если старая группировка отжила свой век — значит, рождается новая группировка, потому что люди должны работать и думать вместе.
Передвижная Выставка современного изобразительного искусства им. В.В. Каменского | ||
карта сайта | главная страница | |
исследования | свидетельства | |
сказания | устав | |
Since 2004 Not for commerce vaccinate@yandex.ru |