Давно ли путали Бальмонта с Брюсовым, Блока с Вяч. Ивановым, Сологуба с Гиппиус, одинаково отказываясь их понимать?
Давно ли первое действие «Валькирии», для нас ясное почти, как музыка Мейербера, казалось музыкальной абракадаброй? Я помню, как такая отнюдь не революционная опера, как «Евгений Онегин», считалась лишенной мелодий и всякого толка. Кажется, только школа акмеистов избегла этих первых шагов признания и никому никогда не представлялась непонятной, или возмутительной.
Теперь, я думаю, никто не смешает Маяковского с Северянином и многие знают, что у В. Хлебникова серьезное и важное лицо поэта. Конечно, этот поэт — наиболее крепкий орех и добраться до его ядра представляет некоторый труд, тем более, что сам поэт почти не помогает своим читателям. По мере того, как выясняется поэтический образ Хлебникова, делается более понятной и его родословная (как это ни досадно, может быть, для футуриста, но она всегда существует). Это — южнорусские летописи, «Слово о полку Игореве», малороссийские повести Гоголя и особенно стихи Пушкина. Разумеется, это неожиданное и блестящее родство нисколько не убавляет индивидуальных особенностей и личного таланта Хлебникова. Последняя его книга заключает в себе пьесу «Ошибка смерти» и несколько лирических стихотворений. В пьесе, написанной необыкновенно сильными и крепкими стихами и прозой представляется, как Барышня-Смерть погибает, будучи обманутой, налив сама себе смертельного напитка. Чем-то напоминает «Балаганчик» Блока, особенно в конце. Хлебников пользуется приемом “причудливости” (Die Laune) немецких романтиков, перешедшим по наследству к А. Блоку. ‹...›
Может быть, это самая доступная из книг Хлебникова и, по-моему, всякому, кто без предрассудков захочет познакомиться с прекрасным и таким загадочным поэтом, следует начинать именно с этой книги. Только мне кажется, что при своей доступности, (может быть, в связи с нею) эта книга не так характерна для Хлебникова, как хотя бы «Мирсконца» или «Дети Выдры».
Меня несколько удивило отсутствие знаков препинания, тем более, что оно какое-то частичное ‹...›
Я понимаю, что знаки препинания мешают сосредоточиться на звуковом смысле стиха, но Хлебников вообще, если не исключительно поэт-мыслитель, то во всяком случае поэт философствующий, которому, казалось бы, интересно, чтобы была понята и его мысль и логическое (как бы странно, образно и сжато ни было оно выражено) содержание стиха.
Также мне кажется совершенно ненужным и несколько смешным стремление к сложным рифмам: вепрем — в траве прям | бог рыб — погреб | воск кости — плоскости | вас точка — ласточка. При стихе Хлебникова это производит впечатление ненужной связанности, неуклюжести или нарочитости юмористических куплетов.
Построение стихотворения на одной согласной (Жмут жгут жестоких жалоб в жолоб) тоже как-то старо и не совсем достойно прекрасного и величавого стиха Хлебникова.
Это был гений и человек больших прозрений. Органическая косноязычность, марка “футуриста” и выдавание исключительно филологических (хотя и блестящих) опытов за поэтические произведения, сделают надолго его непонятным, но Вы давно уже оценили его опьянение русским языком и южно-русской природой, его лирико-эпическую силу, детскую нежность под шершавой корой и, наконец, его способность проникать в самую глубь, сердцевину творчества русских сил и предвидения. «Ночь в окопах» и «Зангези» — произведения длительного и неослабевающего дыхания. К сожалению, я не мог достать книги «Доски судьбы», где, вероятно, немало острых догадок и глубоких размышлений. Современность проходит по творчеству Хлебникова, как лучи прожектора по облачному небу, образуя странную и смутную игру сдвигов, но, перенесенная в метафизический план, приобретает тем более устойчивую и убедительную реальность. Хлебников был бы величайшим поэтом, “ведуном” наших дней, если бы можно было бы надеяться, что со временем он будет понятен. Но органическая невнятность и сознательное пренебрежение к слушателю ограничивают его место в искусстве. Он имеет сходство с немцем Гаманом, “северным магом” эпохи “бури и натиска”, превосходя, конечно, его гениальностью.
Передвижная Выставка современного изобразительного искусства им. В.В. Каменского | ||
карта сайта | главная страница | |
исследования | свидетельства | |
сказания | устав | |
Since 2004 Not for commerce vaccinate@yandex.ru |