Сухарями сохнут столицы.
Велемир Хлебников. Зангези
Да, если Татлина мы можем назвать “Хлебниковым от живописи”, то здесь ему предстояло преобразиться в “Хлебникова от театра” или, вернее, в “Хлебникова от движения”.
Этого не случилось. Спектакль был мёртв. Точнее, спектакля не было. Афиша гласила: действуют люди, вещи, прожектора. Бездействовало всё. Уныло бродил прожектор по умному “контр-рельефу” Татлина, не оживали малярно выполненные дощечки с Хлебниковской заумью, спускавшиеся по тросу, глухо падало и отскакивало порой гениальное слово от ничего не понявшей и отупевшей от 3-х часового сидения публики. Бездействовало всё, ибо не действовали обещанные „люди”.
Оказывается:
Так констатирует “сам” Пунин в статье о «Зангези» (Жизнь Искусства №20). И это понятно. „Не поняли” не публика, а сами устроители. Последние фразы цитаты могут быть целиком отнесены на их счёт. Не поняли, что „горняки-студенты” не заменят никак актёров, даже самых плохих, не поняли, что не нужна театру „умная параллель” расталантливейшего конструктора, не поняли что «Зангези» — не простая драматургическая коляска, в которую достаточно лишь запрячь хотя бы захудалую театральную кобылу, чтобы двинуться с места.
Надо было изобрести совершенно новый мотор.
Ведь Хлебниковская поэма — лишь прекрасный бензин для театральной машины.
Но мы можем простить эти ошибки Татлину хотя бы за то, что он рискнул устроить этот вечер „памяти Хлебникова”.
Простой вечер для людей, оценивших и полюбивших этот странный гений; вечер, где была прочтена его поэма. Прочтена, может, скучно, по скверному методу “басни в лицах” — быть может, лучше было бы каждому из присутствовавших прочесть её дома и, полюбив, положить книгу поблизости, или запрятать на полку в комплект “футуристов”.
Итак, вечер без претензий?
Не тут-то было. С претензиями огромными, всплывшими через неделю после “постановки” (да позволено нам будет после вышеизложенного взять этот термин под подозрение и поставить в ковычки) в статье Пунина, из которой я уже цитировал выше.
Оказывается,
Пунин думает, что
И кончается эта поистине примечательная статья совсем ударно:
Огромный знак вопроса надлежит поставить нам здесь и, откинув все наши личные симпатии к вышеназванным мастерам, решительно отмежеваться от подобных прогнозов нового театра. Неужели же нам надо здесь на страницах ЛЕФ’а в 1923 году доказывать: кому?.. Пунину и всем леф’овцам воистину сухарной, иссохнувшей столицы истины о материалах театра, об актёре, зрителе и т.д. Истины, известные любому ученику тех прозябающих студий, о которых с таким презрением повествует неловкий теоретик.
В какой же ещё сверх-гигантский рупор надо прокричать о вреде экспериментальной “камернизации”, под каким бы соусом она не преподносилась!
В Мадриде во время боя быков, когда тореро, вместо того чтобы покончить с рассвирепевшим быком мастерским ударом шпаги между рогов, предпочитает долго увиливать и щеголять ухватками оперного премьера, негодующая толпа орёт свой клич презрения тореадору-саботажнику, одно слово:
3 года тому назад я находился под влиянием зловещей формулы О.М. Брика:
Каждый раз, когда я садился делать какой-нибудь рисунок, я вспоминал, что делаю что-то „неясное и подозрительное”, и, точно уличённый в каком-то ужасном преступлении, немедленно бросал начатую работу.
3 года тому назад я не знал „быть или не быть” искусству.
3 года тому налад я решительно не знал, как удовлетворить требования наступающей реальности с камерными законами станковой живописи.
Теперь я окреп. Я знаю, мост есть. Он крепок.
Уже слышны шаги первых вступающих на него.
В Петрограде в залах Академии Художеств открылась «Выставка художников всех направлений за 5 лет».
Это не их шаги гулко раздаются по новому мосту.
Прекрасную формулировку производственного искусства вы найдёте на страницах ЛЕФ’а.
Требования современной живописи — Пауль Вестгейм. Париж. 10 июня 1922 года.
Стоп! Запомним терминологию: „метафизическая спекуляциям = неясное и подозрительное”, по Брику.
Между выставкой петроградских художников за 5 лет и только что названными терминами можем поставить знак равенства.
Полнейшая растерянность. Единственно хороший холст на всей выставке — у „Уповиса”: абсолютно чистый, белый, хороший грунт. На нём можно ещё что-нибудь сделать.
Не стоит писать “отчёт”. Но не будем голословны. Цитаты из выставленных на выставке деклараций:
Филонов.
Матюшин.
Малевич.
Сеанс пора кончать. Дальнейших цитат словесный целуллойд моей фильмы не выдержит. Наш приговор — одно слово: pitturra.
Передвижная Выставка современного изобразительного искусства им. В.В. Каменского | ||
карта сайта | главная страница | |
исследования | свидетельства | |
сказания | устав | |
Since 2004 Not for commerce vaccinate@yandex.ru |