Арензон Е.Р.

Helen Denerley (b. 1956 in Roslin, Midlothian, Scotland. Now living in Strathdon, Aberdeenshire, Scotland). Mother and Baby Orangutan. 2023. Old British motorbike frames, brake shoes, scaffolding parts, bolts, bells. 66cm (h) × 114cm × 74cm


К пониманию Хлебникова: наука и поэзия



Воспроизводимая ниже статья увидела свет в 1985 г. и представляет собой предварение трёх текстов Велимира Хлебникова:
         •   «Слово о числе и наоборот»;
         •   «Закон поколений»;
         •   «Памятники...».
С приходом к читателю Собрания сочинений в 6 тт. Т. 6. Книги первая и вторая / Сост., подгот. текста и примеч. Е.Р. Арензона и Р.В. Дуганова ( далее СС ) моя задача разительно упростилась: каждая из трёх новинок 1985 года налицо в шеститомнике, бесплатно (чего не скажешь о ВЛ ) раздаваемом в Мировой Сети.
         •   В. Хлебников.  Слово о числе и наоборот // СС. Т. 6. Книга вторая. С. 9–22; 284–287.
         •   В. Хлебников.  Закон поколений // СС. Т. 6. Книга первая. С. 74–82; 380–386.
         •   В. Хлебников.  Памятники... // СС. Т. 6. Книга первая. С. 207–210; 415–417.
         Е.Р. Арензон (1937–2022) уточнил здесь хлебниковский текст и свой комментарий двадцатилетней давности. Воспроизведу некоторые дополнения.
         Слово о числе и наоборот  (С. 9) — Впервые: ДС-‹1› под названием «Зарёй Венчанный» (рукопись или корректура этого выпуска отсутствуют). Печатается по рукописи, оставшейся за пределами сгруппированных в фонде 527 РГАЛИ “листов” ДС (впервые с пропусками: ВЛ: 1985). Смысл заголовка, идущего от древнерусской повествовательной традиции: рассказ словом о числе и — наоборот — числом о слове. Предисловие ко всему учёному труду с кратким изложением проблемы времени, а также истоков и обстоятельств собственной работы над законом. Историко-числовые сопоставления текста параллельны содержательному материалу XVIII плоскости «Зангези» (СС 5: 335 и примеч. 452). См. также «Царапина по небу» (СС 3: 267) и «В мире цифр» (СС 6: 185).
          Закон поколений  (С. 74) — Впервые: в составе отдельного изд. историко-числового труда «Битвы 1915–1917 гг.» (с единственной датировкой — Сентябрь 1914 — именно этого 14-го раздела издания). Републикация: ВЛ: 1985 (как самостоятельный текст). На С. 290 см. вариативную параллель: «Спор о первенстве» (впервые: Изборник, 1914; републикация: Творения, 1986). В этих двух текстах сопоставлены деятели русской истории по культурно-идеологическим оппозициям: славянофилы — западники, консерваторы — либералы, государственники — анархисты, народники — индивидуалисты и т.д. Подбор и полемические характеристики персоналий дают представление о мировоззренческой ориентации дореволюционного Хлебникова. «Закон» своеобразно реализует поколенческий аспект естественнонаучного понятия метабиоз (см. на С. 18). Вместе с тем он методически близок сегодняшним календарно-нумерологическим предсказаниям, которые структурируют ритмо-циклические отрезки исторической хронологии (так называемые “исторические гороскопы”). Приводимые даты рождений не всегда верны (частично они исправлены в нижеследующих справках о персоналиях).
         «Памятники... »  (С. 207) — Впервые: ВЛ: 1985 (по черновой рукописи РНБ). Предвосхищая советско-государственную программу “монументальной пропаганды”, Хлебников неоднократно писал о смысле и характере памятников (см. в «Предложениях» — С. 242) иногда в шутливо-ироническом, иногда в патетическом тоне. Идея данной декларации — отвратить стремление к отщепенству нерусских народов России (см. статью «О расширении пределов русской словесности»), утверждая древнее единство материковой державы.
В.М.


ало сказать, что поэтические произведения Хлебникова одухотворены его научными идеями о познании природы времени; многие стихотворные тексты поэта буквально (и без каких-либо авторских объяснений) воспроизводят соответствующую числовую символику.

Мой разум, точный до одной энной.
Как уголь сердца я вложил
в мёртвого
пророка вселенной…
На крыльях поднят, как орёл,
я видел сразу,
что было и что будет,
Пружины троек видел я
И двоек
В железном чучеле миров,
Упругий говор чисел.
И стало ясно мне,
Что будет позже.
1

Этот фрагмент из мистерии «Взлом вселенной» пройдёт мимо сознания читателя, если он не знает хлебниковской идеи, что время построено на ступенях двух и трёх, наименьших чётных и нечётных чисел и что повторное умножение само на себя двоек и троек есть истинная природа времени.

Разумеется, читатель, знакомый с этой идеей, вовсе не обязан соглашаться с ней, как с объективной научной истиной. Более того, очевидно, что от науки в современном понимании этого слова хлебниковские концепции весьма далеки. Зато читателю будет внятен лирический пафос произведения, рождённого верой в познаваемость человеческой истории, в точное предвидение будущего.

Числовые изыскания Хлебникова очень верно охарактеризовал в своё время Ю. Тынянов:


         Может быть, специалистам они покажутся неосновательными, а читателям только интересными. Но нужна упорная работа мысли, вера в неё, научная по материалу работа — пусть даже неприемлемая для науки, — чтобы возникали в литературе новые явления. Совсем не так велика пропасть между методами науки и искусства. Только то, что в науке имеет самодовлеющую ценность, то оказывается в искусстве резервуаром его энергии.2

От первого юношеского порыва найти законы времени до размышлений зрелого художника на эту тему поэтическое творчество Хлебникова питалось из резервуара его исторических идей. При этом не абстрактный интерес книжника-схоласта к формализованным теориям руководил Хлебниковым; его волновали и толкали к изысканиям события дня текущего: известие о Цусиме, битвы мировой войны, предчувствия и явления революционного переворота.

Утопичность самой идеи найти и выразить в безусловной числовой конкретности непреложно и якобы циклично повторяющийся ход мировых событий для нас очевидна. Но именно в наши дни обострённого восприятия предельности земного шара и нависшей над ним угрозы гуманизм хлебниковской антивоенной утопии имеет несомненную силу эмоциональной притягательности.


Если я обращу человечество в часы
И покажу, как стрелка столетий движется,
Неужели из нашей времен полосы
Не вылетит война, как ненужная ижица?

Самое слово число в контекстах Хлебникова имеет особую содержательную глубину. И хотя также очевидна идеалистичность его теории, согласно которой начальная, управляющая словом буква имеет свою семантику и потому число стоит в одном ряду с чашей и черепом (так как в Ч  заключён смысл полого объёма, вместилища), — конкретный хлебниковский образ числа поэтически ёмок и выразителен.


Когда краснела кровью Висла
И покраснел от крови Тисс,
Тогда рыдающие числа
Над бедным миром пронеслись.

Эти рыдающие числа действительно вмещают в себе горе, страдания, кровь военных лет.

Предлагаемое читателям «Вопросов литературы» хлебниковское «Слово о числе» является предисловием к последнему прижизненному изданию поэта — «Доскам судьбы», в котором зафиксировано итоговое для Хлебникова истолкование числовой природы времени.

Здесь не место сравнивать этапы развития данной концепции и вообще пускаться в анализ предлагавшихся Хлебниковым числовых формул времени. Достаточно сказать, что в «Досках судьбы» с предельной обнажённостью выступает мифологическая основа этой концепции, ничего общего не имеющая с материалистическим пониманием исторического процесса.3

Можно воспользоваться самокритической оценкой самого Хлебникова своих несостоявшихся прогнозов морских сражений 1914 года: ‹...› избранный мною путь ошибочен и никому не советуется итти по нему.4

В принципе, эта самооценка определённого куска работы должна быть отнесена ко всей концепции в целом.

Но путь, по которому идти не следует и по которому Хлебников прошёл до конца, важен нам не своим отрицательным опытом архаизирующей утопии, а тем, прежде всего, что здесь перед нами открывается тот самый резервуар поэтической энергии, о котором говорил Ю. Тынянов.

Здесь удивительно соотнесение математики с глубинными пластами народной фантазии. Недаром в статье 1914 года «О пользе изучения сказок» Хлебников писал: Провидение сказок походит на посох, на который опирается слепец человечество (СП V: 196).

Опираясь на посох древнеславянской веры в “чёт и нечет”, Хлебников ощупью брёл по пути предвидения будущего. Так созидалась ненаучная “наука” о двоичной природе времени, которая, в свою очередь, хаотичный материал истории кристаллизовала в поэзию.

«Слово о числе» как бы проясняет смысл многих поэтических текстов 1921–1922 годов.

Вот один из примеров исторических сопряжений, данных в «Слове»:


         Куликово поле 26/8 1380 остановило движение народов Востока на Запад, этих волн гуннов, славян, мадьяр, половцев, печенегов, татар. Но оно наступило через 311+311 = 2×311 после взятия Аларихом Рима 24/7 410 года, когда Рим был сравнен с прахом.

И вот поэтическая параллель этому примеру:

И если востока орда
Улицы Рима ограбила,
И бросила белый град чёрным оковам,
Открыла для стаи вороньей обед,
Через два раза в одиннадцатой три,
Выросла снова гора черепов
Битвы в полях Куликова —
Это Москва переписывала набело
Чернилами первых побед
Первого Рима судьбы черновик.

Вся XVIII плоскость (глава) «Зангези» — последней сверхповести Хлебникова, его поэтического завещания — построена на материале исторических событий по принципу связанности их степенями основополагающих чётных и нечётных чисел, двоек и троек. Кажущаяся рассудочность этой постройки неожиданно взрывается эмоциональной насыщенностью заключительной строфы, обращённой к стихии революции:


Если в пальцах спрятался нож,
А зрачки открывала настежью месть —
Это время завыло: даёшь,
А судьба отвечала послушная: есть.

Трудно найти более убедительный пример хлебниковского ощущения истории как живого, кровно задевающего поэта явления, как нераздельности прошлого и сиюминутного.

Можно привести стихотворные параллели едва ли не к каждому историческому фрагменту из «Слова о числе». Но будем иметь в виду, что «Слово» не только ключ к пониманию хлебниковских поэтических текстов. Оно и само по себе выразительный образец его художественного мышления.

Нельзя равнодушно пройти мимо своеобразного метафоризма поэта в передаче отвлечённых математических понятий.

Уравнения времени похожи у него на стройные деревья с ветвями степеней. Уравнения пространства напоминают ископаемых животных с громадным телом основания и крохотным черепом степени. Жизнь хлебниковских чисел уподоблена речному руслу и твёрдому берегу реки, хищной птице и неподвижной горе, многочлены, построенные на двойке и тройке, напоминают города с башнями и колокольнями. И поэтам и писателям, работающим в жанре научной популяризации, есть чему у этого «Слова» поучиться.

«Слово о числе» наполнено и выразительными биографическими деталями, укрепляющими берега жизни Хлебникова фактами и уничтожающими досужие вымыслы.

Наконец, внимательное чтение «Слова о числе» обращает нас к проблеме литературного происхождения хлебниковских законов Времени.

В статье 1920 года «Наша основа» Хлебников, называя своё числовое определение времени гаммой будетлянина, указывает на аналогичные по смыслу звукоряды прежних цивилизаций. Конечно, и “гамма индусская” (Ариабхата), и “гамма эллинская” (Платон, пифагорейцы) повлияли на становление взглядов Хлебникова. Эти источники, им самим указанные, привычно комментируются во всех работах о поэте. Но существовала и отечественная традиция философствования, которой Хлебников вдохновлялся безусловно. К сожалению, эта область, хронологически и эмоционально близкая поэту и, прежде всего, важная для понимания его творческой мысли, до сих пор остается в хлебниковедении terra incognita.

Между тем, непосредственной моделью для разработки Хлебниковым законов времени послужила историософия Л.Н. Толстого, как она изложена в «Войне и мире».

Толстовская эпопея была семейным чтением Хлебникова (Отец — поклонник Дарвина и Толстого, — СП V: 279); это культурная почва, на которой поэт был воспитан.

Эпилог «Войны и мира» весь пронизан мыслью, что действия людей подлежат общим, неизменным законам, выражаемым статистикой.


         Придя к бесконечно малому, математика, точнейшая из наук, оставляет процесс дробления и приступает к новому процессу суммования неизвестных, бесконечно малых. Отступая от понятия о причине, математика отыскивает закон, то есть свойства, общие всем неизвестным бесконечно малым элементам. ‹...› На том же пути стоит и история. И если история имеет предметом изучения движения народов и человечества, а не описание эпизодов из жизни людей, то она  должна, отстранив понятие причин, отыскивать законы, общие всем равным и неразрывно связанным между собою бесконечно малым элементам свободы (выделено мной. — Е.А.).

Вот соответствующее место из книги В. Хлебникова 1912 года «Учитель и ученик»:

         Я не смотрел на жизнь отдельных людей,  но я хотел издали, как гряду облаков, как дальний хребет, увидеть весь человеческий род  и узнать, свойственны ли волнам его жизни мера, порядок и стройность. ‹...› Я искал правила, которому подчиняются народные судьбы.
СП V: 174. Выделено мной. — Е.А.

Хлебниковская идея закономерности движения и противодвижения человеческих волн (вековой поединок Востока и Запада) удивительно точно совпадает с толстовским рассуждением о ходе событий рубежа XVIII–XIX веков.


         В 1789 году поднимается брожение в Париже; оно растёт, разливается и выражается движением народов с запада на восток ‹...› в 12 году оно доходит до своего крайнего предела — Москвы, и, с замечательной симметрией, совершается противодвижение с востока на запад. ‹...› Обратное движение доходит до точки исхода движения на западе — до Парижа, и затихает.

Гамма будетлянина, одним концом волнующая небо, а другим скрывающаяся в ударах сердца, просится в сопоставление с толстовским представлением истории, в которой „существуют линии движения человеческих воль, один конец которых скрывается в неведомом, а на другом конце которых движется в пространстве, во времени и в зависимости от причин сознание свободы, людей в настоящем”.

Относясь к историософии Толстого критически, мы ясно понимаем, что «Война и мир» без неё немыслима!

По Толстому, математизация науки есть верный путь к пониманию законов природы и человеческого общества.

Хлебников в первой же своей декларации «Курган Святогора» (1908) заявляет:


         Конечно, правда взяла звучалью уста того, кто сказал: слова суть лишь слышимые числа нашего бытия. Не потому ли высший суд славобича всегда лежал в науке о числах?
НП: 321

Одним из проявлений объективного, числового строения времени была для Хлебникова закономерность рождения людей, связанных единством творческой идеи или жизненного предначертания. В «Досках судьбы» он, например, определяет ряд пророков устной беседы: грек Сократ → учитель монголов Дзонкава → украинец Сковорода (затерянные в толще времени, они послушны закону делимости на 365 лет и однообразными огоньками загораются на улице столетий, как вехи расстояний5).

Вот как объяснял Хлебников эту идею:

         В обычном словесном изложении человечество походит на вороха сырых, свеженабранных листов печати, ещё не собранных в книгу. Но есть способ сверстать эти разрозненные белые листы в строгую книгу, применив способ измерения рождений людей с судьбой одной и той же кривизны.6

Предлагаемая вниманию читателей журнала статья «Закон поколений» является одним из вариантов идеи свёрстанного человечества. Здесь указаны ряды по признаку сходства и контраста идей.

Бросается в глаза неточность во многих приводимых датах рождений знаменитых людей: Хлебников нередко работал по памяти, не сверяясь со справочниками. Но есть особый интерес в самом подборе имён, в неожиданных характеристиках и обобщениях. Перед нами беглый, но выразительный набросок русской истории и русской литературы, акцентированный на звёздной судьбе самого автора. В черновой заметке к статье это выражено с предельной ясностью: Среди родившихся в 1885 году должен быть звездный потомок славного ряда.7 Приводимый ряд людей, по характеристике Хлебникова, наиболее связан с государством, он очерчивает жизнь народа.

Важный смысловой акцент (имея в виду всю творческую биографию поэта) приобретает противопоставление в этой статье А. Кольцова — Д. Мережковскому. В последних стихотворениях Хлебникова Кольцов ассоциативно сближен с Толстым. Выстраивается особый ряд “мужиков”, уже вне закона рождений, но как очевидная литературная реальность: Кольцов, Толстой, Хлебников.

Наконец, третья предлагаемая здесь статья Хлебникова (о памятниках) написана в период активного сотрудничества поэта в газете «Славянин» (1912–1913).

В этом тексте нет никаких вычислений, но виден интерес к сложной исторической судьбе родной страны. Из такого рода заметок накапливается материал для хронологических таблиц и сопоставительных персоналий. Можно сравнить этот список с памятниками в утопической поэме «Ладомир» (и умный череп Гайаваты / Украсит голову Монблана), чтобы почувствовать эволюцию Хлебникова.

В разные годы, в текстах разной законченности Хлебников обращается к теме памятников, считая их важным средством в деле сближения народов. Вот примеры из его «Предложений»: В мелком Ламанше может быть воздвигнут морской, выходящий из воды, памятник Гуриэт Эль Айн, сожжённой на костре персиянки. Пусть чайки садятся на него вблизи парохода, полного англичан (СП V: 160). Предложения его носят зачастую гиперболический характер, и в этих преувеличениях, как и в намеренной стилизации речи, присутствуют и не выпячивающая себя ирония, и просто добрая шутка (памятник отцу воздухоплавания Змею Тугариновичу).

Пониманию Хлебникова препятствует не только эзотеризм его письма, но и наше иногда слишком педантичное отношение к его поэтическому слову.



————————

         Примечания

1    В. Хлебников.  Собрание произведений в 5-ти томах, т. 3, с. 95. Дальнейшие ссылки на это издание в тексте: СП (с указанием тома и страницы).
2    Ю. Тынянов.  Проблема стихотворного языка. М. 1965. С. 295–296.
3    См.:  В.В. Иванов.  Категория времени в искусстве и культуре XX века // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л. 1974.
4    В. Хлебников.  Неизданные произведения. М. 1940. С. 377. Дальнейшие ссылки на это издание в тексте: НП (с указанием страницы).
5    Велимир Хлебников.  Доски судьбы (2-й лист). М. 1922. С. 21.
6    Там же.
7    ГПБ, ф. 1087, ед. хр. 30, фр. 3.[?].
Воспроизведено в сокращении по:
Вопросы литературы (10), 1985. С. 163–190.

Изображение заимствовано:
Helen Denerley (b. 1956 in Roslin, Midlothian, Scotland. Now living in Strathdon, Aberdeenshire, Scotland).
Mother and Baby Orangutan. 2023.
Old British motorbike frames, brake shoes, scaffolding parts,
bolts, bells. 66cm (h) × 114cm × 74cm

Персональная страница Е.Р. Арензона на ka2.ru
       карта  сайтаka2.ruглавная
   страница
исследованиясвидетельства
          сказанияустав
Since 2004     Not for commerce     vaccinate@yandex.ru