————————
Примечания↑ ‹...› Стенька Разин с 3000 казаков овладел Гилянью и держал её много лет, шах ничего не мог ему сделать (
Соловьёв С.М. Пётр Великий на Каспийском море)
↑ Красный воин (
перс.), причём не воин-разбойник, а служивый, т.е.
Разин навыворот по целям вооруженной борьбы.
↑ Персидский плен Велимира Хлебникова добродушно описан им в «Трубе Гуль-муллы». А.Н. Андриевский («Мои ночные беседы с Хлебниковым») умрачняет: „Мусульманское духовенство в этой зоне объявило газават не только русским войскам, но и всем русским вообще“.
↑ Бирюза.
↑ Заёмное с немецкого языка слово патронташ (Patronentasche) звучит на персидский лад (кардаш, бекташ), но Хлебников непреклонно и вопреки внятности переназывает его
широкой бронёй из зарядов. У гилянских повстанцев этот — единообразный, судя по снимкам тех лет — подсумок напоминает орденскую ленту через плечо. Косой крест Св. Андрея Первозванного — на груди
братвы — невольно (или сознательно: Андреевский флаг?) получался из пулемётной ленты, которой они обматывались.
↑ При объявленном газавате, он же малый джихад, клинки бойцов (огнестрельное оружие и взрывчатка не оговариваются) направляют ангелы. Воины ислама оказываются отчасти куклами, зато не убийцами. Это ангелам повелевает Аллах: „Я брошу в сердца тех, кто не уверовали, страх; бейте же их по шеям, бейте их по всем пальцам!“ (Коран, сура «Аль-Анфаль»). У ангелов малого джихада (большой джихад есть духовная борьба против иноверцев) бывал в ходу и творческий подход — затыкание рта кощунника его же детородным удом.
↑ Узоры точек Хлебникова есть числа пифагорейцев, о которых дают представление игральные кости (в перевранном виде: пифагорово число три — не точки на одной линии, а вершины равностороннего треугольника).
↑ См.
Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. Подозрительна хлебниковская перекличка
вира с
выреем.
↑ Как раз наоборот. Ислам знает сто двадцать четыре тысячи пророков-наби и триста посланников-расулей до проповеди Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует. Мухаммед (Мохаммад, Мохаммед, Магомет) — завершение, „печать пророков“. После него возможен только аль-мутанабби (лжепророк), и таковой безусловно подлежит смерти. Соперник Мухаммеда пророк Мусейлима был уничтожен Абу Бакром; расправа с Мирзой Бабом — относительно недавнее событие. Несомненно, Хлебников понимал последствия самопровозглашения:
своё имя
Мехди (посланный Богом Спаситель) он прошептал только
ночью и только
жуку («Ночь в Персии»). Каким-то персам
Гуль-мулла всё-таки доверился, о чём сообщил в письме сестре Вере. Нелишне напомнить, что мусульмане, ожидающие Мехди, называют Его сахиб аз-заман (господин времени). Хлебников смолоду посвятил себя спасению человечества посредством законов времени, и поэтому считал оправданным самоназвание
Мехди.
↑ Заплечный воинский мешок. Не всё же знаменитая наволочка. Именно с красноармейским
сидором Плетусь, ученье моё давит мне плечи, /
Проповедь немая, нет учеников. Юрия Нагибина, по его признанию, поразила такая вот подробность хлебниковских странствий:
„Мешок с рукописями оказался очень тяжёлым. С таким грузом идти нельзя. Рукописи предлагаю оставить, Велимир категорически отказывается. Он нёс их в Персии, на Кавказе, донёс до Москвы, и тут не желает с ними расставаться. Я понял его чисто физические труды, которые он предпринял уже для того, чтобы донести свои мысли людям“. (
П.В. Митурич. Моё знакомство с Велимиром Хлебниковым). И как было Митуричу не возненавидеть Маяковского за враки „с собой Хлебников не привёз ни строчки“?
↑ В урало-сибирской глухомани „‹...› проницательные павдинцы долго принимали нас за японских шпионов ‹...› Другие видели в нас “студентов”, желающих устроить смуту. Один пьяный лавочник долго и в сильных выражениях объяснял мне опасность наших тайных занятий, и даже для наглядности показал, как он раздавит нас в кулаке, если выследит“. Виктор Хлебников предстаёт в письмах его младшего брата 1. руководителем артели по заготовке чучелок; 2. скупердяем; 3. воспитателем-занудой: „‹...› Витя страшно экономничал и даже хотел отучиться и меня отучить от скверной привычки есть ежедневно, но, к сожалению, безуспешно. ‹...› Витя ко мне относился довольно хорошо, но всё старался поставить меня в зависимое положение и иногда изрыгал такое количество советов, замечаний и упрёков, что мне становилось тошно. До сих пор мы жили с ним дружно, дружно — и вдруг такой случай: я взялся набивать 21 шт. в день, но иногда набивал меньше; Витя хотел, чтобы я не набитых птиц набивал на следующий день кроме порции, я отказался. Тогда Витя перестал совсем мне давать птиц для набивки“. Правда, Витя съел на глазах у брата сырое сердце чёрного дрозда, якобы в знак своей кровожадности. Как бы не так.
↑ Павдинский (от р. Павдá) Завод — бывшего Верхотурского уезда Пермской губернии. Верхотурье — святые места, намолённые чуть не с времён Ивана Грозного, оказывается вблизи места, где произошло внезапное превращение Вити Хлебникова в пророка Велимира.
И началось это в тайге пограничья Урал–Сибирь. Каждый кулик свое болото хвалит? Но Гуниб и Гергебиль — это 1903 год. Отчие болота с их кровососами не похвалю, но Верхотурье — действительно вверх по Туре от деревни Чувашево, Малое Берёзово тож, где моя бабушка Ольга Артемьевна Молотилова отличала нас, коренных, от столыпинских “самоходов”: „Мы — чалдоны“. Верхотурье знаменательно перекликается с ‘верхотурой’ (“самый верх”). Вот вам и отчие болота. Болота — это Гилянь: „Воздух в ней, кроме высот, нездоров: сырость порождает многие болезни“ (
А.С. Грибоедов. О Гилани).
↑ Стихотворение «Гонимый — кем?..» пышет неприязнью к православию:
бóи в сковородки |
вой власатых морд. Но есть у Хлебникова чудесные обмолвки с точностью до наоборот:
О, русского взоры, /
Окиньте имение, /
Шестую часть вселенной, /
Леса, моря, соборы... /
“Моя” местоимение /
Cкажи, коленопреклонённый (Песнь мне).
↑ Судя по Шуриному „‹...› пруд 30 лет как спущен“, от Павдинского Завода в 1905 году оставалось одно название.
↑ Отрицать
истовенность (по Хлебникову) пророка Мухаммеда не приходится. Моцарт признавался: пока не возникало приятного щекотания в области локтя — о сочинительстве нечего было и помышлять. Мухаммед отличал самодельную речь от внушаемого свыше по предварительным звоночкам. Эти оповещения бывали нечасто: суры Корана записывались 23 года.
↑ Ильяс, Дауд, Сулейман, Муса = Илья, Давид, Соломон, Моисей. Дауд-оглы = сын Давида. О пророке Дауде в Коране (33:18) сказано: „Ведь мы подчинили ему горы — вместе с ним они славословят вечером и на закате, и птиц, собрав их, — все к нему обращаются“. Сын Дауда, пророк Сулейман, знал язык зверей. Особо выделены кони.
↑ Победитель’ — русский перевод с латыни, упразднённой Хлебниковым, его имени Victor. Обиходное Витя нечаянно ложится на подзапретное vita, жизнь. Витал — от vitalis, жизненный — зыбится на пограничье русского (витать) и греко-латинского корнесловов. Витала даже на излёте у Хлебникова было столько, что думалось и писалось:
Ежели скажут: ты бог, /
Гневно ответь: клевета, /
Мне он лишь только до ног!↑ Лариса Рейснер. Баку – Энзели: „19 мая 1920 года регулярные войска Великобритании впервые на Востоке были побиты в открытом бою и отступили, едва выкупившись из позорного плена“. Войска были в основном “цветные”, индусы и тюркосы. „Рослые, стройные, с бронзовым профилем богов — и с бедной, запуганной лесной душой — они плакали, как дети, не надеясь на пощаду. И вдруг не только освобождение и жизнь, но такое спокойно-братское отношение ‹...› Многие из этих людей ‹...› ушли нашими друзьями“. Рейснер встречала индусов-перебежчиков в Реште: кавалеристов! Из области предположений: прояви Хлебников настойчивость — попутчики в Индию нашлись бы непременно. Бекташ — бродячий дервиш. Почему бы не предположить, что, Хлебников — а его личное общение с местными дервишами известно — овладел в Персии зикром суфиев исавийя или мевляви, отчасти напоминающему камлание сибирских шаманов? Позже был
Ручей с холодною водой, /
Где я скакал, как бешеный мулла ‹...›.
Скакал не на коне — на ногах.
↑ О
числяре Сринивасе Рамануджане см., например,
www.ka2.ru/nauka/ivanov_2.html.
↑ У сибирских чалдонов цифра шесть — шеститка, семь — семитка. Опасная игра слов: а ну как семитку пик из «Пиковой дамы» горячие головы сблизят с верой семитов-арабов (вся в лезвиях и остриях)?
↑ С головы до ног русский человек, а не ряд пума–волк–заяц. „Кроткий, молчаливый, и как бы вечно испуганный Велимир Хлебников”, — враки Юрия Анненкова. Бодхисаттва — любое воплощение Будды, не обязательно человек. Эти возвышенные существа якобы наличествуют в мире, не участвуя в жизни, никак и ничем себя не проявляя. Исходя из указанного, «Бодхисаттва Хлебников» Ст. Лакобы — тоже враки: Хлебников был и остаётся мощным движителем созидания. Простой пример: необъятный громозд исследований о нём самом.
↑ Кафир хуже гяура. Кафир — каждый, кто говорит, что ниспосланный Коран сотворён.
↑ Священная семёрка, хафт: лоб + локти + колени + большие пальцы ног. Пифагор, коего друзы продолжают считать пророком, не любил семиугольных чисел. Мухаммед относился к семёрке с приязнью. Но гораздо больше пророк — да благославит его Аллах и приветствует — любил дробь 1/5: пятую часть добычи воинов ислама он требовал лично себе.
↑ Муслим (
араб.) = верный, покорный. Ислам = покорность. У иранского льва под гривой ещё и огнепоклонник с манихеем.
————————
Мой «Русский пророк» спорен, мягко говоря. Завиральная писанина, грубо выражаясь. Даже так: поток сознания не Джойса, а именно Блума. Хлебникову навязывают судьбу, желаемое выдаётся за действительное. “Пение вселенной” остаётся на совести Александра Николаевича Андриевского (числяру Андриевскому — числяр Клайн: „Мы не слышим музыку небесных сфер потому, что привыкли к ней с самого рождения“). Зимой 1982 года я был в Москве, имел возможность свидеться, но не успел: днями Андриевского положили в больницу, а в ноябре следующего года он умер. Дуганов не разделял моих восторгов от неприкаянных о ту пору «Ночных бесед»: „Не любил Велимир Андриевского...“
О строгом старце-федаи — небылица, конечно. Допрашивали свои («Ручей с холодною водой...»).
Обстановку пленения описывают по-разному. Даже именно пустыня пушкинского «Пророка», пески. Даже якобы и днём: заснул в тени одинокого дерева с причудливой кроной. Если верить потерпевшему, налицо звёздная ночь, и не пустыня: нашлась охапка соломы в изголовье. Каким образом
отпустили? Один из воинов тихонько подтолкнул пленника в спину. Этот жест, по Андриевскому, означает „иди с миром“. Хлебников по взгляде избавителя поймал сочувствие: попадешься ещё раз — ангелы джихада надают „по шее, по всем пальцам“; воротишься к своим без винтаря — шлёпнет Чека. Впрочем,
жалко смотря на меня читается и как “жалобно смотря” “смотря снизу вверх”, т.е. отнюдь не “жалеючи”.
Можно в два счёта доказать, что ночные курильщики — курды Кучек-хана, а не гилянцы-федаи. Всё так, однако напомню слова древнего мудреца: „Источник всякого знания — простонародье“ («Мо-Цзы сянь-гу»). Курды или персы — всё равно неграмотные низы. Таким образом, тёмной ночью тёмное простонародье узрело в “урус дервише” нечто такое, о чём не подозревал его просвещённый отец,
поклонник Дарвина и Толстого.
Дайте срок, простонародье озвучит и расцветит своё любовное знание.