Хлебников сидел и молчал, понурив голову и ни разу не открыв рта. Здесь придётся вспомнить о Мандельштаме, человеке разговорчивом, но совсем не в стиле футуристов, к тому же говорящем блестяще. Как-то Мандельштам, по привычке, говорил и говорил и... вдруг остановился. „Я не могу продолжать, — сказал он, — потому что в соседней комнате молчит Хлебников“. И действительно — в молчании Хлебникова была какая-то значительность. Он был человек, несомненно, искренний, без всякого притворства и ломания, человек, погружённый в какие-то свои фантастические мысли, иногда в какие-то цифровые выкладки: когда настанет конец света, или когда появится новая комета.
Я думаю, что его правильно определить словом ‘ненормальный’, безо всякой обидности; нужно признать, что это действительно так. Он был человеком, в голове которого было что-то патологическое.
Лингвистически, Хлебников был одарён необычайно. Мне кажется, что если бы он ‹...› занимался лингвистикой, из него вышел бы гениальный учёный. Но был ли он большим поэтом? Насчёт этого у меня всегда были большие сомнения. Помню, что, например, Сологуб, с восхищением цитируя две строчки Хлебникова (цитирую по памяти): „Падают у Льянозова, падают у Манташева, нет уже юноши, нет уже нашего сероглазого короля беседы за ужином, поймите, он дорог нам, поймите, он нужен нам“, — говорил: „Это так хорошо, что стóит всей нашей новой поэзии“.
Когда я позволяю себе сказать, что, по-моему, у Хлебникова было больше лигвистического дарования, чем поэтического, то я высказываю лишь свое собственное мнение. Я отлично знаю, что у Хлебникова репутация полугениального и даже гениального поэта. Но до меня его поэзия мало доходит, тогда как его языковая находчивость, его чутьё к слову были, поистине, необычайны, особенно к славянским корням XII и XIII века. Тут он действительно извлекал богатства и сокровища. Напомню также, что Маяковский, Кручёных и Бурлюки, которые ни к кому вообще не относились с уважением, в Хлебникове видели существо какого-то высшего порядка. Даже Мандельштам говорил о нём совершенно особенно. Так относились к Хлебникову, в общем, все: и несомненно, в нём не было ни обмана, ни притворства, какие бывали тогда у большинства футуристов. Что-то особенное, необычайное в человеке-Хлебникове, безусловно, было.
Передвижная Выставка современного изобразительного искусства им. В.В. Каменского | ||
карта сайта | главная страница | |
исследования | свидетельства | |
сказания | устав | |
Since 2004 Not for commerce vaccinate@yandex.ru |