Шарапов И.П.

Очеретянский А.И. Красный распад.

Гуманистический манифест



посвящается учительству России





      Дорогие коллеги! Вы — обездоленные, но самые честные люди России и сеете разумное, доброе, вечное. Хотя вам и тяжело, но продолжаете готовить будущее. Недаром говорится: умирать собрался, а рожь сей!
23.ХII.94 г.
Старый учитель
И.П. Шарапов



Темная ночь окутала Россию. Народ разбредается кто куда, спотыкаясь и выкалывая глаза. Друга он не отличает от врага и врага от друга. Начались межнациональные войны внутри России. Появились толпы нищих, бездомные бродяги, организованная преступность, детская беспризорность... Стало больше самоубийств. Смертность населения поднялась выше рождаемости. Дети появляются на свет психически ненормальными и физическими уродами. Русская нация, да и другие наши нации, физически вырождаются. Нравственное же вырождение началось еще раньше. Мозг страны — интеллигенция — поражен раковой опухолью раболепства и приспособленчества. Наука переживает кризис.

Есть две науки: одна официальная, другая — истинная. Первая захватывает все средства, отпускаемые государством на исследования. Говорят, что этих средств мало. Да, их немного, но и те, что есть, расходуются неразумно. Из каждой сотни научных работников 2–3 человека что-то делают, 5–10 им помогают, а остальные занимаются интригами и ничего не дают для вечности. Истинная наука держится только на энтузиазме ее творцов. Все то хорошее, что человечество получает от науки, создается только честными талантами, а они живут в бедности и работают в плохо оборудованных лабораториях, а иной раз и у себя дома (не получая на исследования ни рубля от научного учреждения, т.е. ведут исследования за свой счет).

Чтобы попасть в Академию Наук, нужно было иметь поддержку партийного органа, и вот академики доказывают свою благодарность ему тем, что ведут борьбу с диссиденством отдельных ученых, стремясь привести их к единомыслию с партийными идеологами.

Еще большее зло официальные ученые приносят стране своими лженаучными разработками в области атомной энергетики, химической, металлургической и других отраслей промышленности. По этим разработкам много вредных отходов (ртуть, мышьяк, уран, селен и пр.) отравляют среду обитания человека. Хищническое использование полезных ископаемых причиняет стране огромный убыток и вред здоровью людей.

Высокопоставленные ученые затолкали науку в какое-то болото. Для помощи гибнущей науке созданы благотворительные «Фонды» и комитеты, но все те из них, с которыми мне пришлось познакомиться, заняты коммерческой деятельностью, а благотворительность у них — показная — лишь для обмана налогового управления. Они оплачивают конкурсы красоты, соревнования танцоров, глупейшие телевизионные программы или походы лыжников и альпинистов, но не науку, а руководят этими фондами лжеученые. Так фондом Сороса руководят бывшие работники ЦК партии (к выгоде США). Исключение из этого составляет, пожалуй, одна только Академия Нового Мышления, но у нее мало средств и она много времени тратит на их поиски. Этой Академии кроме средств, нужна стратегия научного исследования. Новое мышление вообще может быть как хорошим, так и плохим, но в данном случае новое мышление — это ренессанс забытого гуманизма с его высокой духовностью и общечеловеческой этикой. Цель Академии — разработка истории научного мышления, проблем гуманизма, издание тех научных трудов, которые были отвергнуты реакционной Академией Наук, а также новых научных трудов.

Есть интересная закономерность: полноценного мужчину можно превратить в кастрата, а кастрата сделать полноценным мужчиной невозможно. Точно так же честный человек, например, настоящий ученый, иногда, в силу каких-то особых обстоятельств, может стать номенклатурным работником, пусть не самого высокого ранга, но ни при каких условиях он не может стать честным человеком. Он может, самое большее, лишь лицемерно прикинуться честным человеком, прогрессивным реформатором, демократом, но по своей сущности навсегда останется номенклатурщиком. Такова сатанинская природа данной группы людей.

И вот эта природа породила у нас экономическую, социальную и духовную катастрофу.

Что же случилось? Почему все полетело в тартарары? Ведь не было ни нападения инопланетян, ни невиданного природного бедствия, ни пандемии, и атомные бомбы на нас не падали. Как могло случиться, что нация стала вырождаться, голодать при огромных природных богатствах, хотя 77 лет мы все же как-то держались, правда на расхищении наследства наших внуков и правнуков, продавая нефть, газ, лес, золото за границу, оставляя землю опустошенной и зараженной радиацией. А ныне мы по-прежнему вывозим эти богатства, но доллары, вырученные от внешней торговли, оседают в швейцарских банках на счетах номенклатуры. Где же наши умы? Или их всех расстреляли?..

И можно ли как-то спастись?

На все эти вопросы недавно ответил прекрасный русский писатель, но он говорил именно, как писатель: эмоционально, убедительно, без сухого научного анализа. Я попытаюсь сказать о том же, но несколько иначе, как бы дополняя его, сказать научно доказательно, а как — тому следуют пункты:

1. Страдания народа связаны не с выходом из тоталитаризма, а со входом в его новую разновидность, которую условно можно назвать: «псевдодемократический тоталитаризм». Народ по-прежнему ничего не решает, но ему разрешено ругаться и надеяться на добросовестность руководителей.

2. Тоталитаризм в виде «диктатуры пролетариата» и всех ее модификаций был не только предсказан К. Марксом, но и осуществлен по его учению, а называли этот строй новой эрой человечества. Необходимо показать лженаучный характер учения Маркса. В общих чертах это сделано в книгах: 1) Шарапов И.П. Краткая энциклопедия мысли. М., изд. автора, 1990, 35 стр. 2) Шарапов И.П. Одна из тайн КГБ (к истории инакомыслия в Советской России). М., изд. автора, 1990, 116 стр. 3) Шарапов И.П. Вечера в лесной избушке (геологи-серапионы). Осташков, изд. автора, 1992, 175 стр. В этих книгах есть идея выхода из тоталитаризма в виде Строя Просвещенной Демократии. Все, что я напишу ниже, будет как раз компендием теории этого строя.

3. Учение Маркса состоит из четырех компонентов. Это диалектический материализм, исторический материализм, политическая экономия и теория диктатуры пролетариата.

4. Диалектический материализм считается «наукой о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления» (Философский энциклопедический словарь, 1983, стр. 159). Это означает, что будто бы есть такие законы, которые подходят и к природе, и к обществу, и к мышлению и что развитие не является движением (иначе в приведенной цитате была бы тавтология).

5. Общие законы природы, общества и мышления, в трудах Маркса, утверждают, что мир материален и что он развивается бесконечно, т.е. когда-нибудь станет не тем, чем он есть ныне (старое куда-то исчезнет и будет новая Вселенная). Но это не так. Мир материален и духовен одновременно, в единстве, а кроме развития существует, не может не существовать, и противоположный процесс — деградация, без него развитие невозможно, но развитие и деградация существуют в конечных частях мира, а о развитии мира в целом говорить нельзя ввиду его безначальности, бесконечности и безграничности.

6. Общими законами всего, что существует, т.е. природы, общества и мышления, считаются законы диалектики, заимствованные Марксом из философии Гегеля и перевернутые им с ног на голову.

7. Все существующие философские учения Маркс делит на две группы. Одна — материализм, другая — идеализм. С этим делением согласиться нельзя. В истории мысли не было материализма без примеси идеализма (Чарваки, Ян Чжу, Демокрит и др.), как не было идеализма без материализма (Платон, Аристотель, Аль-Фараби и др.).

8. Более обоснованно можно было бы выделить философии борьбы (пример: Марксизм) и философии мира (учение П.А. Кропоткина о взаимопомощи, как факторе эволюции).

9. Положение Аль-Кинди (IX век) о всеобщей связи явлений, признаваемое последователями Маркса в качестве одного из законов диалектики, — ошибочное. Есть много явлений, не связанных между собою или связанных односторонне.

10. Закон единства и борьбы противоположностей (это главный закон диалектики) не учитывает того предмета, по отношению к которому какая-либо вещь противоположна другой вещи. В зависимости от этого (третьего) предмета две вещи могут быть в одном случае противоположны, а в другом — не противоположны друг другу, а этот третий предмет выбираем мы. Что же касается «борьбы», то в природе нет ее. Она есть у людей, причем не между противоположностями, а между противоположными сторонами, и каждый раз в рамках какой-либо одной противоположности.

11. Закон перехода количественных изменений в качественные ошибочен потому, что количество и качество — категории, а категории не переходят одна в другую; они лишь свидетельствуют о своей взаимной связи.

12. Закон отрицания отрицания противоречит логическому закону достаточного основания (закон Лейбница). Кроме того, в любом процессе развития есть не только «отрицание», но и «признание» или «подтверждение» чего-то, а об этом закон умалчивает.

13. Применение диалектического материализма в исследовании общества названо историческим материализмом, который утверждает, что общественное сознание определяется общественным бытием, политика — экономикой, этика — классовой принадлежностью человека, преступность — бедностью и т.д. Это действительно так, но только для нецивилизованного общества в его естественном бытии. В цивилизованном же обществе или в искусственных условиях нецивилизованного общества, когда правящий класс отбрасывает естественные закономерности и пытается вопреки им направлять, как-то по-своему, ход истории, политика может навязать свою волю экономике, однако, это ненадолго. Вообще же по мере цивилизации появляется и усиливается духовный фактор, а бытие начинает подчиняться сознанию.

14. В России еще не сложилось полноценное общество. Совокупность рабовладельцев и рабов, помещиков и крестьян, репрессирующих и репрессируемых лишь в насмешку можно назвать обществом. В дальнейшем этот термин я буду употреблять лишь условно (в смысле: «население страны»).

15. В эпоху дикости сохранились отдельные черты общества, проявляющиеся в тенденции к охлократии, но охлократия вообще неустойчива. Она неизбежно превращается в олигократию. Олигократия у нас родила тоталитаризм, но в нем, как и в любой другой социальной системе, есть элементы, отрицающие его. Это мыслители-диссиденты, преследуемые властью.

16. Теоретической основой учения об экономике считается политическая экономия. Ее марксова разновидность ошибочна по самой сути. Она базируется на взаимоотношении двух подразделений общественного производства. Это производство средств производства и производство средств потребления, но забыто третье подразделение — производство средств разрушения. Это военная промышленность, сильно влияющая на всю экономику и на все теории политической экономии. В нашей стране третье подразделение сыграло решающую роль в развале страны.

17. Четвертый компонент марксизма — учение о мировой революции и диктатуре пролетариата — также ошибочен, как и первые три. Мировая революция не произошла, ввиду неравномерности всякого развития, а диктатура пролетариата оказалась диктатурой над пролетариатом и вообще над всем народом. Пролетариат по своему рабскому самосознанию не способен управлять не только государством, но и отдельным заводом. В атмосфере демагогического фимиама пролетариат стал люмпенизироваться.

18. Класс крестьян был ликвидирован в связи с национализацией земли. Психология сельскохозяйственных рабочих изменилась: ослабла любовь к земле, возросли пьянство, воровство с полей и ферм.

19. Изменилась и интеллигенция. Ее верхний слой проституировался. Нижний слой стал нищенским. Зарплата учителя, так же как врача и инженера, стала ниже, чем у неквалифицированного рабочего. Правительство это делает преднамеренно. Ведь вор не любит уличных фонарей. Ему нужна темнота. Средний слой отвык от самостоятельного мышления, стал конформистским. Настоящих, очень редких (на тысячу — один) мыслящих интеллигентов-нонконформистов, государство преследует. «Духовный потенциал» России утрачен. Его надо воссоздавать.

20. Интеллигенция в большинстве своем состояла в КПСС. Без этого трудно было получить подходящую работу. А были и такие интеллигенты, которые вступали в партию по идейным соображениям. Это жалкие в своей темноте люди.

21. КПСС (20 миллионов членов) считалась партией рабочего класса, но фактически это была не партия, а организация сочувствующих ленинизму и служащая связующим звеном между номенклатурой и народом. Никакой роли в политике рядовые коммунисты не играли.

22. Подлинной партией, хотя и засекреченной, была номенклатура, численность которой неизвестна, может быть 100–200 тысяч человек. Это была своего рода масонская ложа или организация заговорщиков.

23. Ту часть «общества», которая жила за счет эксплуатации народа, условно можно назвать классом номенклатуры. Его численность в несколько раз больше, чем численность партии номенклатуры. Одно и то же название: «номенклатура», даваемое и партии, и классу, говорит о недостаточном исследовании структуры советского общества. Архивы еще не раскрыты или раскрыты не для всех. А моя книга о номенклатуре, написанная в 1956–1957 гг. не была опубликована и погибла в период арестов и следствий по моему делу (1957–1958 гг.). Книга Милована Джилоса (1957) недостаточно точна, а книга Восленского (1980) — поверхностна (она имеет журналистский характер).

24. При ликвидации КПСС номенклатура еще больше стала скрываться. Интересы своих членов она охраняет через Советы Ветеранов и различные фонды. Кроме того, номенклатура занимает видное положение во всех ветвях власти, хотя и считается демократически-реформаторской.

25. Юридическим признаком принадлежности коммуниста к номенклатуре была презумпция неподсудности. Какое бы преступление член номенклатуры ни совершил, ни один суд не мог его судить. Только тогда, когда преступление сильно вредило самой номенклатуре, преступника исключали из этой организации и тогда его, как простого гражданина, могли судить, да и то милостиво. Ныне нет презумпции неподсудности, но бывшая номенклатура часто добивается этой привилегии другими (неофициальными) средствами. Кроме неподсудности у номенклатуры были и другие признаки.

26. На человеконенавистнический характер марксизма указывает, между прочим, высказывание Маркса и Энгельса о том, что одни народы — прогрессивные, а другие — реакционные и что, если последние будут поголовно истреблены в войне, то это окажется прогрессом для человечества (Сочинения, 2 изд., т. 6, стр. 184–186, 305–306). На геноцид эти мыслители обрекли ряд славянских наций, румын и других.

27. Мораль, по Марксу и Энгельсу, имеет классовый характер. «Общественное мнение» тоталитарного общества восхваляет конформизм, обожествление вождей, подчинение коллективу, а коллектив подчиняется партии. Одновременно порицается индивидуализм, вольнодумство, чувство собственного достоинства, гуманизм, религиозность. Благородные чувства при тоталитаризме превращаются в свою противоположность. В гуманном обществе товарищеские отношения ведут к добру, а в тоталитарном — ко злу. Таланты при гнете коллектива снижаются до среднего уровня, а индивидуализм, в конце концов, приводит в тюрьму, где человеческое достоинство совсем пропадает.

28. Бездуховный, с рабским самосознанием народ, не способен к здравомыслию. Его можно толкнуть в одном случае на героизм и гуманизм, а в другом — на злодейство. Под влиянием лжепророков народ выдвинул из своей среды наиболее активных и хищных правителей, которые, вооружившись демагогией, создали диктатуру с номенклатурой во главе. Так темный и доверчивый народ сам создал угнетающий его строй.

29. Номенклатура внушила народу ненависть к просвещенному классу, превратившуюся в ненависть к просвещению. Слово «интеллигент» стало синонимом слова: «чужой».

30. Ныне номенклатура официально ликвидирована вместе с КПСС, но фактически она существует, правда, полуподпольно. Особенно она сильна в Советах ветеранов и в разных фондах; проникает и в среду предпринимателей. Распри в ней — ее внутреннее дело.

31. Номенклатурные идеологи называют созданный под их руководством строй социализмом и первой фазой коммунизма. Но что это такое? По «Коммунистическому манифесту» Маркса и Энгельса есть разные виды социализма — феодальный, крестьянский, рабочий и другие. Что общего у них? Классовая коллективная собственность на все средства производства и возможность трудиться по способности, а получать вознаграждение по труду. Каждый вид социализма называется именем класса-собственника. У нас ни один номенклатурный работник не владел ни фабрикой, ни магазином, ни фермой. Всем богатством страны владели все номенклатурные работники сообща, а доход от эксплуатации народа они делили между собой по каким-то коэффициентам, зависящим от должности. Народ же получал столько, сколько нужно, чтобы не умереть с голоду. Таким образом, «наш» социализм — номенклатурный.

32. Понятия «демократический социализм» и «социалистическая демократия» — ложные, вроде «белой черноты», т.е. оксюморон. Социализм «общенародный» (т.е. неклассовый), «гуманный», «социализм с человеческим лицом» и т.п. — тоже ложные понятия. Сам Маркс говорил, что социализм — классовое общество, а это значит, что один класс — вверху, а другие — внизу.

33. Номенклатурный социализм ныне начал превращаться в номенклатурный капитализм, для чего номенклатура и производит первоначальное накопление капитала, организуя инфляцию, неплатежи, приватизацию, коррупцию, мафию и казнокрадство.

34. Под коммунизмом понимается такое общество, в котором люди не разделены на классы, работают сколько хотят, а получают сколько им надо. Это мечта обездоленных людей, что-то вроде религиозного мифа.

35. Бесструктурное общество существовать не может. В нем всегда будут классы, но понятие класса не обязательно связывать с собственностью.

36. На основании сказанного выше, причиной наступившей катастрофы государства можно считать господство номенклатуры при доверчивости темного народа, но нынешняя номенклатура добровольно не отдаст власть, а революция может привести к еще более худшей номенклатуре. Ведь народ так темен и доверчив.

37. Необходимо ныне, несмотря на недостаточно демократичную конституцию и господство лжедемократии, просвещать народ в духе правовой гражданственности.

38. Говорят: Народ — творец истории. Для нецивилизованной страны это так же верно, как и выражение: «Песок — творец барханов». Он движется под влиянием внешней силы. Эта сила интересов наиболее активной и хищной части народа.

39. Нужно еще уточнить понятие народа. Спорно заключение, что у народа есть только один этнический корень (Философский энциклопедический словарь, 1983 г., стр. 395). Таких корней может быть много и это создает трудность цивилизации страны.

40. Ныне в нашей стране зарегистрировано 60 партий, но фактически это не партии, так как у каждой из них нет четкой программы, нет грамотных идеологов и конкретной социальной базы.

41. Многочисленные политические организации в нашей стране мысленно можно свести к двум течениям: компрадорско-демократическому и патриотически-коммунистическому. Первые группируются вокруг президента страны, а вторые заседают в парламенте. Обе они лжедемократические. Первые называют вторых красно-коричневыми, а вторые первых — сионистскими или проамериканскими. Оба течения — недостаточно четко сформировавшиеся. У них нет грамотных программ и мудрых идеологов, а есть лишь хищное желание захватить власть для личного обогащения своих членов. В этих организациях, возможно, есть и относительно честные (насколько это возможно в политике), просто малокомпетентные лица, но я их не знаю. Наше государство — несправедливое. В нем сохранены почти все привилегии номенклатуры, а ее противники страдают.

42. Таким образом, наши политики предлагают нам два пути к одной цели — к обновленному тоталитаризму. Но появляется еще один путь — дико-капиталистический. Предприниматели проникают в органы власти. Они хотят через рынок отнять у номенклатуры награбленные ею богатства и более разумно, по-хозяйски, распорядиться ими. Капитализм принесет народу новую форму эксплуатации, она — более «цивилизованная», менее наглая, чем при тоталитаризме, но все равно неприемлемая.

43. Более приемлемым для нас был бы четвертый путь — просветительский и цель нужна иная — гуманизм. Этот путь — бескровный, на основе нынешней, хотя и недостаточно демократичной, конституции. В течение 5–10 лет можно создать Строй Просвещенной Демократии, который затем за 3–4, а может за 5, поколений подготовил бы народ к самостоятельному выбору государственного устройства (какая-либо разновидность монархии, или демократии, или анархии, или еще что-то). Пусть сам народ решает — как ему жить. Эта мечта мне самому кажется несколько утопичной, если учесть, что ныне народ совершенно слеп и дик, но так хочется надеяться на силу просвещения. Во всяком случае, от просвещения хуже не будет, а если ничего не делать, так народ совсем превратится в озлобленных нищих.

44. Суть Строя Просвещенной Демократии будет в том, чтобы вся деятельность общества и государства направлялась бы на просвещение и воспитание народа, на изжитие в нем рабского самосознания, безнравственности и на оздоровление среды обитания человека.

45. Природа человека сложна. В ней есть и дурное и хорошее, а проявление того или другого зависит от воли и обстоятельств. Люди со слабой волей, подобно тополиному пуху, летят туда, куда их гонят страсти и обстановка. Под влиянием «момента» человек может совершить как благородный, так и низкий поступок, а эти «моменты» сильно зависят от общественного строя. В одни эпохи проявляется больше хорошего, в другие — больше дурного. Строй Просвещенной Демократии будет побуждать людей к совершению благородных поступков и воспитывать волю.

46. Просветители должны добиваться сами и убеждать в этом народ, чтобы парламентом были осуществлены следующие первоочередные мероприятия:

а) Поднятие народного хозяйства начать с сельского хозяйства. Надо построить хранилища для зерна, мяса, молока, льна, фруктов, овощей, шерсти и пр., а также возвести мелкие предприятия для консервирования и переработки этой продукции и провести сельские дороги. Я подчеркиваю: мелкие предприятия.

б) Создать мелкие геотермические, солнечные, ветровые и гидроэлектростанции.

в) Провести в ближайшие 2–3 года конверсию военных заводов на выпуск мирной продукции.

г) Запретить экспорт нефти, газа, дефицитных руд.

д) Перевести теплоцентрали и электростанции с газа и нефти на недефицитное топливо (уголь, горючий сланец, торф и пр.).

е) Реорганизовать рыбную промышленность.

ж) Использовать или продать шахтные отвалы.

з) Ограничить лесозаготовки расчетной лесосекой и расширить лесопереработку.

и) Извлечь топляки с доньев рек.

к) Жилищное строительство ориентировать на деурбанизацию.

л) Запретить свободную торговлю оружием.

м) Временно (на 5–10 лет) приостановить космические полеты.

н) Перевести столицу России в малый город ближе к геометрическому центру страны (с учетом плотности населения).

о) Разработать программу оздоровления среды обитания человека (эту среду портит государство, а охрану должна вести негосударственная организация с большими правами).

п) Создать фонд неиспользованных изобретений и разработать мероприятия по поощрению изобретательства.

р) Разработать меры по стимулированию образования.

47. При составлении государственного бюджета:

а) Не допускать дефицита.

б) Предусмотреть резерв 10–15% от расходной части.

в) За ближайшие 3–4 года снизить военные расходы до 2–3% от национального дохода. В связи с этим уменьшить армию (при наличии атомного оружия большая армия не нужна).

г) В несколько раз сократить штат чиновничества.

д) Увеличить сумму средств на просвещение до 30–40% от расходной части бюджета.

е) Отменить все косвенные налоги и существенно сократить прямые налоги.

ж) Ввести золотой курс рубля, прекратив инфляцию.

48. Самый трудный вопрос: где найти просветителей? Их надо специально готовить, а начать с того, чтобы с помощью этого манифеста найти 10–20 инициаторов просвещения, которые смогли бы организовать мировоззренческие кружки молодежи, в которых, как раз, и будут вырастать просветители. Кружки должны изучать и обсуждать этот манифест, разные книги, газеты, проводить диспуты, театрализованные обсуждения разных вопросов (литсуды, игровые «защиты диссертаций»), конкурсные сочинения и пр., а также участвовать в предвыборных кампаниях.

49. Кроме сказанного выше Просветители могут вызывать на публичный диспут противников Просвещения. Соотечественники! Задумайтесь над судьбой Родины! Проявите здравый смысл. Зачем вы голосуете за тех, кто уже обманул Вас? Не верьте политикам на слово!

Просветители! Ежедневно в любых условиях говорите народу правду! Вас будут подвергать насмешкам и ругать, но вы делайте святое дело! Вспомним, как наш Божественный Учитель учил и спасал народ, хотя за это в него бросали камни, а потом распяли его. Пусть просвещение и воспитание народа будет целью вашей жизни! Улучшайте этот манифест, несмотря на его кажущуюся утопичность. Без мечты и надежды ничего значительного создать нельзя.

Я сижу в яме. О том, что сейчас творится за ее краями, знаю плохо. Я вижу только звезды в небе, а рассвет придет не скоро, но он придет. Придет!

Просветители, а вы где сидите и что видите? Отзовитесь!


Москва, июнь–октябрь 1994 г.

Тел. 183-90-41 И.П. Шарапов







Приложение к «Гуманистическому манифесту»



ГИМН РОССИИ

Живи, Великая Россия!
Живите все народы в ней!
Живите мирно и красиво
В согласье с совестью своей!

Мы долго в рабстве изнывали
В нужде, невежестве и зле.
Теперь хозяевами стали
На нашей собственной земле.

Мы любим родину сердечно,
Ее поля, луга, леса.
Так пусть же сохранится вечно
Ее священная краса!

В Святой Руси всех наций люди
В правах равны между собой.
И пусть Господня воля будет
Навеки над ее судьбой!

Мы завещаем поколеньям
Любить отныне и вовек
Закон, Добро и Просвещенье,
Пусть будет счастлив человек!

И.П. Шарапов
Воспроизведено по: И.П. Шарапов. Гуманистический манифест.
Издание автора. — Москва, типография «Нефтяник», 1994. 14 с.

     персональная страница И.П. Шарапова на Главную