Григорьев В.П.

Richard Deacon (b. 1949 in Bangor, Wales, UK). The Missing Part exhibition from June to September 2010 in Museum of Modern and Contemporary Art, Strasbourg, France.

Образ волны в творчестве Хлебникова

Творчество Хлебникова — беспрецедентный сплав неклассической литературы с неклассической наукой. Если учитывать все доступное множество текстов Будетлянина и задаться вопросом, что стоит за его языком, то обнаружатся такие хлебниковские “приоритеты”, как фундаментальные для всей его деятельности категории преобразования (ср. также понятия смены и метабиоза, а в канун 20-х годов его идеи о перестройке труда и перестройке наук) и отношения (между словами и понятиями, между разными формами движения материи, временем и пространством, макро- и микромиром, числом и словом, судьбой и волей и т.д.). Отсюда — его поиски закономерностей единого в разнообразном, случайном, непредсказуемом, неожиданном, частном, личном. Отсюда же стремление велимироведов найти единый образ, объясняющий как будто самое важное для него, — будь это слово молния, имена Толстой или Фёдоров (и стоящие за ними учения) или область комплексных чисел.

Есть основания выдвинуть на эту роль образ волны. Образы сравнения в стих. 1908 г.: как струны и как волна и ранние словотворческие преобразования (полноводны — волноводны) лишь на фоне позднейших высказываний персонажей поэта типа всё — волны или Мы едины, мы равны — / Дети правды и волны опознаются как относящиеся к определяющим в мировоззренческом плане. Поэт рано поставил перед собой задачу узнать, свойственны ли волнам жизни человеческого рода мера, порядок и стройность. Эти волны жизни в дальнейшем выступают у него в огромном поле гипо-, гиперо- и (квази) синонимических обозначений и перифраз. Поэтому буквально все, что среди упоминаемых им денотатов может иметь волновую природу, волновые свойства, — любую волнообразность в процессах природы и общества следует испытывать как возможное пророчески-философское предвосхищающее “образное обобщение” будущей физически строгой волновой функции.

Так сближаются: Востока и Запада волны, «Международника» могучая волна и те волны, которые надели человеческий шлем, волна клыка и Пушкинские плотины, сравнения с волнами научных союзов и метафора скрипка Земного шара, а также образы моря, качелей, коромысла, бабочки, луча, полёта и той общей дрожи, которая соединяет солнце и жилу моей руки. Задолго до «Ладомира» поэт обдумывал идею «Мир как лучи» и ввел понятие о волнообразном состоянии истины в своих поисках лада судеб и Светомира. Ср. также “волновик” П.В. Митурича.1

Понятие “колебаний” еще не стало в ряд философских. Шиповники солнц понимать, точно пение поэзия научилась много раньше, чем её интерпретаторы. В «Нашей основе» идея колебаний изложена с полнотой, возможной до открытия основного закона и до «Досок судьбы». Волна у Хлебникова — это и волны, изобилующие у него в контекстах “влажной образности”, и образ законов времени, и те надежды, которые он возлагал на пример высоких трудовых волн одного человека, способных без приказа вызывать одинаковые по высоте трудовые волны соседей.

P.S. Первый том «Словаря русской поэзии (первой половины) XX века» (А–Г), надеюсь, вскоре представит образ волны у Хл в более широком контексте. Но уже эти кратчайшие тезисы показывают, что весь Хл проникнут идеей волновой природы мироздания, а образ волны может присутствовать и в тех контекстах, где словом волна и не пахнет. Трудности выявления “волнового принципа” у Будетлянина связаны и с тем, что квантовая физика почти приватизировала строгое понятие волны, так что даже “волны жизни”, или “популяционные волны”, в биологии отвлекают наше сознание от “волн Хл”, охватывающих все уровни жизни духа и материи, но сохраняющих при этом свою вероятностную природу. — См. также [Дуганов 1990: 284–297; ВГ 1985а, 1990а, 1995а; Андриевский 1985 (желательно полный текст)].




     Примечания

1 См. Лодка. Чертёж к авторскому свидетельству П.В. Митурича № 30567, заявленному 5 июня 1931 года

один из волновиков П.В. Митурича


Воспроизведено по:
Григорьев В.П.  Будетлянин. —
М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 725–726

Изображение заимствовано:
Richard Deacon (b. 1949 in Bangor, Wales, UK).
The Missing Part exhibition from June to September 2010
in Museum of Modern and Contemporary Art, Strasbourg, France.
www.flickr.com/photos/beyondthegrave/5016290204/

     персональная страницаka2.ruсодержание разделаka2.ruна главную страницу