И.В. Чеников

Conrad Shawcross (b. 1977 in London). The Nervous System. 2003. Mixed media including oak, motor & cord. http://www.saatchi-gallery.co.uk/artists/artpages/conrad_shawcross_nervous_1.htm


Звуки речи
в системе природных ритмов



В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
И в нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его ‹...›
И Слово стало плотию и обитало с нами ‹...›

Евангелие от Иоанна

слово?
звук?
крик новорожденного?
начало…

М. Колотвина





Принцип единства Мироздания уже давно и практически никем не оспаривается. Считается, что в мире существует особый ритм, микроструктура которого содержит фундаментально значимую структурную информацию, поддерживающую всеобщий космический порядок. На этот своего рода камертон настраивается все сущее, благодаря чему и поддерживается единство Мироздания.

Частоты настройки в субстанциональном мире проявляются прежде всего в виде красной (частота — 4,57·10-14 с-1, длина волны 656 нм) и синей (6,17·10-14 с-1 и 486 нм соответственно) линий в спектрах испускания наиболее распространенного элемента Вселенной — водорода [1]. Эти линии обозначают начала главных русел эволюции и функционирования, которые формируются в соответствии с двоичным (октавным) и троичным принципами — 2n и 3n. Третье русло — желтое (длина волны 588 нм, частота 5,10·10-14 с-1) — задается линейчатым спектром гелия, образующимся из водорода. Каждое русло включает, по-видимому, не более 118 частот (длин волн), считая от характеристической в спектре водорода в соответствии с максимально возможным числом элементов [2,3], возрастом Вселенной (≈1020 с) и ее размерами (≈1026 м) [4].

Параметры русел наиболее удобно представлять в виде пространственно-временно-частотной матрицы природных процессов (λ-τ-ν–матрица), которую можно рассматривать как один из способов изображения системы природных ритмов (СПР) [5]. В руслах этой матрицы укладываются многие геологические циклы, некоторые параметры солнечной системы, этногенез и ряд других природных длительностей и размеров.

Приведенная в эпиграфе известная цитата из Евангелия от Иоанна в метафорической форме представляет, по сути, еще дохристианское видение истоков бытия. Однако немногие знают, что в этом Евангелии, написанном, как предполагают, изначально на древнегреческом языке, использовалось слово ‘логос’, которое имеет обширное поле значений. В.В. Налимов, автор известной монографии «Вероятностная модель языка» [6], обратил внимание на то, что первым значением слова ‘логос’ в большом двухтомном словаре действительно оказывается ‘слово’, а двадцатым — ‘число’ и двадцать первым — ‘исчисление’ [7]. Таким образом, греческие мыслители, глубоко понимавшие роль числа в Мироздании, могли бы воспринимать начало Евангелия от Иоанна примерно так:

В начале было число, число было у Бога, и Бог был исчислением

В.В. Налимова поразило, что слова ‘слово’ и ‘число’ оказались синонимами. Однако ни он, ни другие ученые как-то не связали приведенную в эпиграфе цитату еще с одним значением слова ‘логос’, которое очень широко обсуждалось и обсуждается философами — идея, образец, закон бытия. „В свете логоса мир есть целое ‹...› Внутри этого всеединства „все течет“, вещи и даже субстанции перетекают друг в друга ‹...› Логос — ритм их взаимоперехода и закономерность их взаимоотношения ‹...›“ [8]. Исходя уже из такого значения знаменитая цитата превращается в нечто, совсем пышно-современное:

В начале был ритм, ритм был у Бога, и Бог был ритмом…

Не исключено, именно так думал и Гете, один из героев которого Фауст (человек, продавший душу дьяволу) произнес: „В начале было дело“. К сожалению, вся эта синонимия практически не комментировалась, и ее философский смысл еще предстоит раскрыть. Скорее всего, каждый из приведенных вариантов перевода допустим, а это, свою очередь, означает изначальную объемность содержания излагаемой мысли, смысл которой в принципе не может быть раскрыт одной линейной фразой на русском языке. По-видимому, прав Р.О. Якобсон, когда-то заметивший: „Минувшие языковые системы нами интерпретируются с трудом; мы не переживаем вполне, а лишь частично, приблизительно, притом сильно переосмысливая, воспринимаем их элементы“ [9].

Наши современные представления о словах, слогах и сущности звуков настолько же отличны от представления о высоте тона и громкости, как текст песни от ее музыки. Немного известно и о связи смыслового содержания речи с воспринимаемыми слухом механическими колебаниями окружающей среды определенной амплитуды, периода, диапазона, воспринимаемыми нами как звуки.

То обстоятельство, что акустическое восприятие обусловлено механическими волнами, а не электромагнитными, никак не отвергает связи между ними. Широко известно, что физиологическое воздействие электромагнитных колебаний нередко проявляется даже более отчетливо, чем воздействие акустических (механических) колебаний. Все дело в том, что механические колебания, при восприятии органами чувств, трансформируются в электрические сигналы. И по этой причине информационное содержание звуков определяется в основном их частотными характеристиками.

Сравнительно недавно было высказано предположение, что информационная модель эволюции и функционирования может рассматриваться как внутренне симметричная [11]. Об этом, в частности, свидетельствуют данные И.Я. Горелика [12] и А. Маримона [13]. По их мнению, в природе существует единая шкала пространственно-временных колебаний, которую можно просто разделить на два диапазона при длине волны 408 км: электромагнитный и гравитационный.

Если связать эту гипотезу с λ-τ-ν–матрицей, пронормированной по числу химических элементов и диапазону видимого света, то упомянутая граница оказывается в зоне элементов переменной валентности, которые известны своими разнообразными каталитическими свойствами: Zr, Ni, Mo (элементы № 40-42). В свою очередь этим же номерам удивительным образом соответствует середина частот звукового восприятия человека: 20–20000 гц (интервал, соответствующий номерам уровней 36–46). Частоты звуковых колебаний в соответствующих руслах естественно аналогичны свету, но, в соответствии с системой природных ритмов, отличаются от них в 235–245 раз [5].

Устанавливать иерархию физических полей, как это делается в [14], очевидно, нет никаких оснований. Концепция единой ритмической системы представляется более плодотворной, так как именно она отражает способность пространства к передаче различной информации и энергии. Можно предположить, что область проводимости (восприятия) ритмов электромагнитной природы наиболее узкая, гравитационные ритмы охватывают в два раза больший информационный интервал, а все поле самоорганизации, не исключено, целиком, принадлежит пока не идентифицируемому полю. Разумеется, возможны и другие интерпретации.

Биологические объекты, воспроизводящие и воспринимающие звуки являются сложными системами, имеющими свои собственные внутренние биологические и индивидуальные временами. Но поскольку эти объекты существуют в определенной среде, то их взаимодействие с этой средой, а также между собой должны вписываться в общую колебательную систему. Синхронизация, безусловно не является жесткой, а носит статистический характер. Первым шагом на пути установления таких связей, как представляется, должно стать изучение степени соответствия параметров актов коммуникации, а для человека, прежде всего актов устной коммуникации, которая в толковом словаре определяются как речь — способность говорить, говорение [15, С.625], системе природных ритмов.

Хотя звуки речи существенно сложнее музыкальных тонов, в силу особенностей строения звукопроизводящих органов, все-таки естественно допустить, что определенные, назовем их характеристическими, частоты звуков речи находятся в главных руслах СРП. Вспомним, что в течение веков и даже тысячелетий музыканты используют в качестве камертона для настройки всех музыкальных инструментов звуковой сигнал с частотой колебаний 440 Гц (или близкой к ней). Объяснение этому феномену дает известный болгарский фониатр Иван Максимов [16]: „Голос новорожденного, подчиняясь безусловнорефлекторным механизмам, бывает различным по силе, но всегда одинаков по высоте и почти не отличается по тембру у всех детей обоего пола (асексуальность). ‹...› Первый крик новорожденного представляет собой приблизительно тон “ля” первой октавы 1 )=435-440 Гц камертона“. В связи с этим обращает на себя внимание частота 415 Гц в красном русле матрицы.

Однако на физическом уровне вопрос остается открытым. Слово безусловнорефлекторность не может закрыть проблему.

Взрослый человек издает звуки только в двух случаях: во-первых, откликаясь на внешние влияния или изменения в самом себе; во-вторых, повторяя эти отклики совсем в других условиях, чтобы влиять на других. Попадая в организм, звук может вызывать движения тела, в том числе звуковоспроизводящих органов и систем, или вызывать мысль. И в значительной степени произносимые звуки — это действительно инстинктивная реакция организма, и поэтому их воспроизведение и восприятие во многом является врожденными и лишь частично основаны на жизненном опыте [10]. Каким образом в геноме человека определена способность к речи? Наука по-прежнему не может объяснить эту тайну, но продолжает свои поиски.

Оригинальный подход к механизму звуковосприятия рассмотрел акустик Б.В. Гладков [17]. Он предложил оценивать опорный звуковой сигнал не с позиции количества колебаний в одну секунду, а с позиции длины волны, которую образует в воздухе этот звук. Расчет по известному соотношению

f = Сзв / λ,

где Cзв — линейная скорость волнового процесса в среде его распространения
(Сзв = 343 м/с — значение волновой скорости звука в воздухе при нормальных условиях), λ — длина волны (т.е. расстояние между двумя соседними максимумами, или пучностями, по прямолинейной оси, в направлении которой распространяется волновой процесс), f — частота колебаний, дает величину λ ≈ 0,78 м.

Оказалось, что это усредненное значение расстояния между конечными точками позвоночного столба взрослого человека. У новорожденных это же расстояние меньше в четыре раза. Таким образом, по отношению к длине волны опорного звукового сигнала позвоночник взрослого человека оказывается полноволновым вибратором (антенной), а позвоночник новорожденного, соответственно, четвертьволновым. Налицо полное согласование приемо — передающего канала связи. Б.В. Гладков считает, что звуковой сигнал, соответствующий первому индивидуальному крику новорожденного представляет собой самый низкий из обертонов в спектре любого воспроизводимого человеком звукового сигнала, в значительной степени определяющим тембр, или “окраску” голоса.

При этом нельзя забывать, что речь — лишь одна из форм, в которой может существовать язык. Кроме устной речи, существуют и такие явные формы языка, как различные формы письменной речи, вербализированная мысль, условные жесты и т.д.

Тем не менее важная роль тональности звуков, особенно на бессознательном уровне восприятия, не вызывает сомнения. Оценить ее возможно только с помощью акустического анализа, в результатах которого следует искать уже упомянутые главные, характеристические частоты.

Проведение акустического анализа неизбежно связано с использованием кодов звуков — букв, которые в свое время обеспечили переход от речевой коммуникации к письменной речи, то-есть способствовали расширению сферы коммуникации. При этом произошло очень важное смещение: если язык в значительной мере является инстинктом, то письмо таковым не является. Письмо изобреталось, видимо, несколько раз, а алфавитное письмо, где один знак соответствует одному звуку, не исключено, вообще было изобретено один раз. Все современные фонетические алфавиты имеют один источник, относительно месторасположения которого дискуссия не прекращается. С. Пинкер пишет, что такой алфавит был изобретен жителями земли Ханаан (древнее название Финикии и Палестины) около 1700 года до н.э. [10]. Вашкевич [18] считает, что только арабские буквы в точности соответствуют звукам. В то же время ни в одной системе письма, утверждает С. Пинкер [10], нет символов для реальных звуковых единиц, которые могут быть идентифицированы на осциллоскопе или в спектрограмме, — фонем, произносимых в определенном контексте, или рассеченного пополам слога.

В ряде европейских языков звучание настолько отличается от письменного выражения речи, что приходится придумывать особую письменность, называемую транскрипцией, так как по буквам трудно составить себе представление о реальном звучании слова. До сих пор практически не ясно, сколько же звуков в русском языке. Однако не мало и тех, кто считает, что именно русский язык является одним из древнейших языков на Земле и одним из столпов всех языков. Таков главный итог многолетних исследований, описанных В.А. Чудиновым [19]. Еще раньше к аналогичным выводам пришел Г.С. Гриневич [20]. Но эти авторы, как сейчас выясняется, не вполне оригинальны, так как еще в середине XIX века малоизвестный украинский литератор и фольклорист П. Лукасевич проповедовал, что именно русский язык есть „матерь языков мира“ [21].

Несмотря на практически одинаковую структуру речевого аппарата число звуков, обозначаемых буквами, разное у разных народов. Гайн-улла Ф. Шайхиев рассмотрел звуки речи как различные аттракторы (притягатели) звукообразующей динамической системы и попытался отыскать математическую или физическую модель, выражающую смысл отдельного звука в речи. „Звуки речи народов составляют единую систему и выражают элементы в модели мира,” — утверждает он [22]. В результате своих исследований Гайн-улла Ф. Шайхиев выявил 98 звуков речи и свел их в Периодическую систему, представляющую, как он считал, Единый международный алфавит для всех языков. Все национальные алфавиты — это просто обозначение специальными знаками письма лишь части звуков речи из этого единого банка, считал он. На земном шаре до 10 тысяч языков, использующих лишь те звуки, которые представлены в Едином банке. При этом в разных языках имеется много звуков речи одинакового произношения, и, часто, одинакового смысла. Причины фрагментарного использования всего возможного многообразия звуков обусловлены прежде всего разнообразием и интенсивностью жизни сообщества.

С учетом сказанного, выбор характеристических частот звуков речи с использованием звукобукв едва ли можно строго обосновать. Критерием правильности в этом случае может служить лишь достижение каких-то соответствий, которые представляются если уж не безукоризненными, то, по меньшей мере, правдоподобными. Ранее [23] было предложено считать наиболее показательными частотами при произнесении звуков русского языка максимальные величины частот верхнего диапазона. Результаты обработки графиков, приведенных в [24] показаны в таблице 1.

Таблица 1.Максимальные величины частот верхнего диапазона звуков русского языка, с-1
А – 1400БВГД
ЕЖ – 6300З — 8600**
И – 4200Л – 1100М – 1850Н – 3400
О – 800П – 1500РСТ – 8600
У – 600Ф – 7000Х – 1200ЦЧ – 6300
Ы – 2300Э – 2500ЮЯ 
Таблица 2. Цвета и музыкальные тона максимальных величин частот верхнего диапазона букв
Музыкальный
тон
додо #,
ре b
рере #,
ми b
мифафа #,
соль b
сольсоль #,
ля b
ляля #,
си b
си
Соответствующая
частота
для первой октавы, гц
262278294311330349369392415440466494
для 2 октавы524552588
У
622660698738784
О
830880932988
для 3 октавы10481104
Л
1176
Х
12441320 1396
А
1476
П
1568166017601864
М
1976
для 4 октавы209622082352
Ы
2488
Э
26402792295231363320
Н
352037283952
для 5 октавы 4192
И
4416470449765280558459046272
Ч,Ж
6640 7040
Ф
74567904
для 6 октавы83848832
Т,З
94089952
Соответствующая
λ видимого света, ммк
520490464438413391739695657620585552
Цветовой тонзелё-
ный
голу-
бой
синийфиоле-
товый
фиоле-
товый
фиоле-
товый
крас-
ный
(пурпур-
ный)
крас-
ный
крас-
ный
оран-
жевый
жел-
тый
зелё-
ный


При сопоставлении приведенных данных с фрагментом матрицы природных ритмов, соответствующем звуковому диапазону частот (таблица 2), видно, что максимальным величинам частот верхнего диапазона практически в точности соответствует одна из нот. При этом практически все частоты группируются около красного и синего русел (таблица 3)

Таблица 3. Сопоставление частот колебаний в двоичных ритмических руслах
с максимальными величинами частот верхнего диапазона при произнесении звуков
Частота колебаний
в “красном” русле, с-1
Максимальные величины
частот верхнего диапазона
для звуков, с-1
Частота колебаний
в “синем” русле, с-1
Максимальные величины
частот верхнего диапазона
для звуков, с-1
66457000 (Ф)
6300 (Ч,Ж)
89718600 ( З,Т )
33223400 ( Н )44854200 ( И )
16611850 ( М)
1500 ( П )
1400 ( А )
22432500 ( Э )
2300 (Ы )
830800 ( О )11211200 ( Х )
1100 ( Л )
415561600 (У )


Из чистых гласных звуков красными оказываются О и А, а синими — У, Ы, Э, И. В троичных руслах меняются местами только О и У.

Цветовое устройство языка вполне естественно привлекало внимание и раньше. Первоначально звуки речи, чисто интуитивно, связывали со свето-частотными характеристиками поэты. „Все краски, запахи и звуки заодно“, — писал Бодлер в стихотворении «Природа».

Многим хорошо известен ставший знаменитым “цветной сонет” французского поэта Артура Рембо [25]:

А — черный; белый — Е; И — красный; У — зеленый;
О — синий: тайну их скажу я в свой черед,
А — бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е — белизна холстов, палаток и тумана,
И гордых ледников, и хрупких опахал;
И — пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.
У — трепетная рябь зеленых волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О — звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
Полеты ангелов в тиши небес пространной —
О — дивных глаз ее лиловые лучи!

Перевод Кублицкой-Пиоттух. (Прим. автора.)

По данным А.П. Журавлева [26] французский языковед К. Нироп приписывал гласным уже совсем другие цвета: он считал И — синим, У — ярко желтым, А — красным. Немецкий лингвист А. Шлегель писал, что для него И — небесно-голубой, А — красный, О — пурпурный.

Весьма любопытны данные, опубликованные Л.П. Прокофьевой [27]. Дополненные выборкой из записей Велимира Хлебникова [28], они приведены в таблице 4.

Таблица 4. Сводные данные по авторской цветовой символике звукобукв
ЗБОбъективноу А. Белогоу К. Бальмонтау В. Набоковау В. Хлебникова
Акрасныйбелыйразноцветныйчерный
Ббелыйсветло-синийбелыйкрасныйкрасный,
рдяный
Всинийсинийсинийкрасно-белый 
Гсинийжёлтыйчёрный жёлтый
Дчёрно-белыйсине-зеленыйжёлтый  
Езелёныйжёлто-зеленыйсветло-жёлтыйкоричнево-красный 
Ёзелёныйжёлто-голубойкрасно-черный  
Жжёлтыйкрасныйкоричнево-серый  
Ззелёныйсветло-красныйсине-красный золотой
Исинийсинийсинийжёлто-белый 
Йсине-белый    
Ккрасныйкрасныйтёмно-синий небесно-голубой
Лкрасно-жёлто-синийжёлтыйсветло-синийжёлто-белыйбелый,
слоновая кость
Мкрасныйсине-красныйкрасно-белый синий
Нсине-белыйсине-зелёныйалыйкоричнево-белыйнежно-красный
Обело-жёлтыйкрасно-жёлтыйжёлто-красныйкоричнево-белый 
Пчёрно-белыйярко-зелёный  чёрный
с красным оттенком
Ркрасныйкрасныйтёмно-красныйчёрный 
Ссинийсинийсине-белый  
Тчёрно-белыйсинийзелёно-белый  
Усине-зелёныйкрасно-синийкрасно-жёлтыйжёлтый 
Фкрасно-синийзелёный   
Хчёрно-белыйкрасно-коричневыйжелтовато-белый  
Цжёлтыйсине-черный   
Ччёрныйчёрныйжёлто-зеленый  
Шчёрно-белыйтёмно-красныйсине-зелёный  
Щчёрно-белыйтёмно-коричневыйсине-жёлтый  
Ъчёрно-белый    
Ыкоричнево-чёрный    
Ьсине-белый    
Эжёлто-зелёныйярко-жёлтыйбелый  
Юсине-красныйкрасно-синийсинийжёлто-зеленый 
Якрасныйразноцветныйтёмно-коричневый  


В качестве “объективных” цветоотнесений в таблице 4 приводятся результаты исследований, проведенных в соответствии с методикой Журавлева. Несовпадение с ними атрибуций знаменитых литераторов совершенно естественно. Как известно, в мировой практике психодиагностики уже давно и широко используется “цветовой тест” Люшера и его разновидности [29], позволяющий именно по цветопредпочтениям выявлять основные черты личности. В основе этой методики, проверенной опять-таки на сотнях тысяч информантов, лежит тезис об индивидуальности цветовосприятия. Поэтому, если продолжать перечислять индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуги.

Вместе с тем, весьма показательно, что выявленное в настоящей работе распределение звукобукв по руслам очень похоже на аналогичное распределение по руслам периодов вращения планет солнечной системы вокруг Солнца и Галактического года (таблица 5). При этом можно даже уловить определенную периодичность в их чередовании.

Таблица 5. Расчетные и действительные периоды вращения планет
вокруг Солнца и солнечной системы вокруг центра Галактики
Название планетыПериод вращения
вокруг Солнца [4]
Значения периодов / частот (Гц)
по матрице природных ритмов
по “синему” руслу
Значения периодов / частот (Гц)
по матрице природных ритмов
по “красному” руслу
Меркурий88 суток88,7 суток / 1,31·10-7 с-1
Венера225 суток239 суток / 4,84·10-8
Земля365,25 суток355 суток / 3,26·10-8
Марс1,88 года1,94 года / 1,63·10-8
Юпитер11,86 года10,5 лет / 3,02·10-9
Сатурн30 лет31,1 года / 1,02·10-9
Уран84 года83,9 года / 3,78·10-10
Нептун165 лет168 лет / 1,89·10-10
Плутон248 лет249 лет / 1,27·10-10
Солнечная
система
Вокруг центра
≈200 млн.лет
1,76·108 / 1,8·10-16


Не замеченным ранее, является также равномерное распределение “суток” планет солнечной системы и самого солнца по красному и синему руслам (таблица 6).

Таблица 6. Значения периодов вращения планет и Солнца вокруг своих осей
по справочным данным и по матрице природных ритмов
Название планетыПериод вращения
вокруг своей оси [4]
Значения периодов / частот (Гц)
по матрице природных ритмов
по “синему” руслу
Значения периодов / частот (Гц)
по матрице природных ритмов
по “красному” руслу
Меркурий59 суток59,8 суток / 1,93·10-7
Венера243 дня239 суток / 4,84·10-8
Земля24 часа22,4 часа / 1,24·10-5
Марс24,5 часа22,4 часа / 1,24·10-5
Юпитер10 часов11,1 часа / 2,48·10-5
Сатурн10 часов11,1 часа / 2,48·10-5
Уран10,8 часов11,1 часа / 2,48·10-5
Нептун15,8 часов16,6 часа / 1,67·10-5
Плутон6,4 суток5,54 суток / 2,09·10-5
Солнце27–32 суток29,9 суток / 3,87·10-7


Аналогично выглядит и корреляция по троичному коду, с переменой некоторых русел и в целом при худшем соответствии.

Результаты, приведенные в двух последних таблицах, могут служить определенного рода доказательством автогенеза эволюции, а также свидетельством того, что не Солнце задает земные ритмы, а оно само вместе с солнечной системой подчиняется ритмам природы.

Интересно заметить, что уже упомянутый П. Лукасевич, чьи труды называют иногда болезненными фантазиями [30], на протяжении десятков лет пытался установить связь между алфавитами языков земного шара и различными астрономическими феноменами, между первобытными русскими корнесловами и планетами. Он постоянно манипулировал числами 365 и 29–30 (длительностями года и месяца в днях) и в 1882 году пришел к выводу, что основной закон в “мирострое” вселенной это „безмолвная борьба нечетности с четностью“ [21]. Эта мысль, в частности, стала впоследствии одной из основных в творчестве известного поэта В. Хлебникова. Все изложенное выше в кратком виде можно представить в виде ряда основных выводов.

1. В качестве характеристических частот звуков речи могут использоваться максимальные величины частот верхнего диапазона соответствующих звуков. Характеристические частоты находятся в основных руслах матрицы природных ритмов.

2. Расположение частотных характеристик звуков в матрице аналогично распределению ритмических характеристик планет солнечной системы и Солнца.

3. Процесс эволюции носит в основном автогенный характер. “Водители” ритмов земных процессов находятся в структуре материи.


————————

     Литература 

1   Чеников И.В.  Ритмические русла процессов самоорганизации и функционирования // Материалы шестой Международной конференции «Циклы». Том первый. Ставрополь: СКГТУ. 2004. — С. 17–20
2   Беляев М.Н.  Основы милогии. Краснознаменск. 1999. — 416 с.
3   Марутаев М.А.  О гармонии как закономерности // Принципы симметрии (историко-методологические проблемы). М.: Наука, 1978. С. 363–395
4   Юзвишин И.И.  Основы информациологии. Учебник. М.: Международное издательство «Информациология», «Высшая школа». 2000. — 517 с.
5   Чеников И.В.  Антропный принцип в рядах Фибоначчи и химических элементах. Краснодар: Кубан. гос.технол.ун-т. 2002. 12 с. Деп. в ВИНИТИ 11.04.2002, № 671, В 002
6   Налимов В.В.  Вероятностная модель языка. Второе дополненное издание. М.: Наука. 1979. — 303 с.
7   Налимов В.В.  В поисках иных смыслов. М.: Издательская группа «Прогресс». 1993. — 280 с.
8   Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия. 1983. С. 323
9   Якобсон Р.О.  Новейшая русская поэзия. Набросок первый: Подступы к Хлебникову // Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911–1998). М.: Языки русской культуры, 2000. С. 20
10  Пинкер С.  Язык как инстинкт: Пер. с англ. под общ. ред. В.Д. Мазо.М.: Едиториал УРСС, 2004. — 456 с.
11  Чеников И.В.  Триединство ритмической системы мироздания // Материалы пятой Международной конференции “Циклы”. Том четвертый. Ставрополь: СКГТУ, 2003. С. 13–16
12  Горелик И.Я.   Пространственно-временная симметрия  URL=http://darkenergy/narod.ru/simry.html
13  Marimon A.   The Wave Equations for Oscillator with Planck’s Constant and with a Quantum of Force. — Phys.Chem.Earth(A), vol. 24, № 8, p.p. 721–725 (1999)
14  Солоневич Ю.Л.  Теория Симметричных Процессов URL=www.resident4444/.by.ru
15  Ожегов С.И.  Словарь русского языка. М.: Русский язык. 1978. — 846 с.
16  Максимов И.  Фониатрия. М.: Медицина. 1987. С. 157
17  Гладков Б.В.  Сферодинамика. Математические начала объемного мышления. СПб: Лицей. 1998.
18   Вашкевич Н.Н.  За семью печатями. Тайны происхождения языка. Библейские символы. Русская фразеология. М.: Изд-во “Дека”, 1994. — 180 с.
19  Чудинов В.А.  Священные камни и языческие храмы древних славян. Опыт этнографического исследования. 2004. — 619 стр. http:/vip.km.ru/literature/?id=31078
20  Гриневич Г.С.  Праславянская письменность (результаты дешировки). М.: Общественная польза. 1993. — 328 с.
21  Лукашевич П.  Чаромутие, или Священный язык магов, волхвов и жрецов. СПб. 1846. С. 10
22  Шахиев Гайн-улла Ф. Тайна звуков речи, слов и мышление. Казань: Форт Диалог, 1997.
23  Длясин Г.Г.  Азбука Гермеса Трисмегиста или молекулярная тайнопись мышления // Г.Г. Длясин. Изд. 3-е. М.: Белые альвы. Амрита-Русь, 2005. — 144 с.
24  Сапожков М.А.  Речевой сигнал в кибернетике и связи. М.: Связьиздат. 1963. — 450 с.
25  Журавлёв А.П.  Звук и смысл. М.: Просвещение, 1981. С. 47–66, 119–135
26  Журавлёв А.П.  Диалог с компьютером. М.: Молодая гвардия. 1987. — 205 с.
27  Прокофьева Л.П.  Индивидуальное и универсальное в цветовой символике звука (На основе фоносемантического и психолингвистического анализа поэтического текста) // Филол. вестник Ростов. гос. ун-та. — 2003. № 3. С. 33–41.
28  Велимир Хлебников . Собрание сочинений. Т. 3. Проза, статьи, декларации, заметки, автобиографические материалы, письма, дополнения. СПб.: Академический проект. 2001. С. 298
29  Драгунский В.В.  Цветовой личностный тест: Практическое пособие. Мн.: Харвест. 2004. — 448 с.
30  Байдин В.В.  Языковая утопия Велимира Хлебникова // Творчество В. Хлебникова и русская литература. Материалы Международных Хлебниковских чтений. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2005. С. 193–198
Воспроизведено по авторской электронной версии

Изображение заимствовано:
Conrad Shawcross (b. 1977 in London).
The Nervous System. 2003.
Mixed media including oak, motor & cord.
www.saatchi-gallery.co.uk/artists/artpages/conrad_shawcross_nervous_1.htm

персональная страница
содержание разделаka2.ruна главную страницу
карта сайта