И.В. Чеников

Molly Larkey (b. 1971 in Los Angeles. Lives and works in Brooklyn, NY). The Revolutionary. 2006. Mixed Media and Paint. 64×64×40 in.

Хромосемантика музыки

ka2.ruнтеграция различных областей научного знания, начавшаяся в ХХ веке, является по сути своей возвращением на новом уровне к древним натурфилософским воззрениям, в которых недостаток информации возмещался спекулятивными построениями. И в настоящее время знания о homo sapiens всё ещё остаются крайне недостаточными для прогнозирования поведения как отдельного индивидуума, так и разного уровня сообществ даже в простейших естественных ситуациях. Наверное, практически ничем не отличаются реакции современного человека от поведения далеких предков на такие природные явления, как гроза, извержение вулкана и т.п., когда у него практически одновременно и внезапно возникают зрительные и звуковые ощущения. В результате определённым образом деформируются психика и душевное состояние, инстинктивно производятся те или иные действия.

Истоки идеи единства видимого и слышимого уходят в глубь веков. Как известно, в древности существовало искусство синкретическое, то есть неделимое на роды и виды. Цвет и звук в сознании первобытного человека принадлежали определённым предметам, их восприятие было конкретным, поэтому и танец, и свет костра, и различные ритуальные действа являлись строго нераздельными и исполнялись в предназначенных для этого случаях. Звучащие образы и движущиеся краски объединялись в народном искусстве песни и танца.

Значительно позднее, в древнегреческом искусстве синтез света и звука осуществлялся в театре, где драматическое действие, пение, движение, а также эффекты освещения подчинялись определенной ритмо-пространственной организации. Мало того, философская мысль Греции даже оставила некоторые формулировки на эту тему. Так, Аристотель (384–322 гг. до н.э.) писал в трактате «О душе» о том, что цвета по приятности их соответствия могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными.1

Античные концепции связи света и музыки исторически и логически связаны с космологическим учением “музыки сфер”, в котором априорно признавалось совершенство мира в соответствии с критериями эстетического порядка.2 Количественные соотношения внутри музыкальной гаммы, обнаруженные пифагорейцами, были перенесены и в объяснение остальных явлений мира. “Гармонический” ряд, считали они, определяет строение космоса, где планеты, вращаясь по пропорциональным орбитам, издают “музыку сфер”, пропорции человеческого тела, архитектура (Витрувий), и даже структура чувственных восприятий (Аристотель, Августин).

Пифагорейцы утверждали, что математика даёт точные методы, с помощью которых Бог установил и утвердил Вселенную.3 По их мнению, числа предшествуют гармонии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. Ключ к гармоническим соотношениям находится в знаменитом тетрактисе из первых четырёх чисел: 1, 2, 3 и 4. Пропорции этих чисел образуют интервалы октавы, диапенте и диатессарон. Здесь находят своё отображение воззрения греков относительно как музыки, так и цвета. Первые три точки представляют тройной Белый Свет, который является Божественным Главой, содержащим потенциально как свет, так и цвет. Остающиеся семь точек представляют цвета спектра и ноты музыкальной шкалы.

Цвета и тона являются активными творческими силами, которые устанавливают Вселенную. Эти семь точек разделены на две неравные группы — три и четыре. Высшая группа из трёх точек отражает духовную природу сотворенной вселенной; низшая группа из четырёх точек проявляет себя как иррациональная сфера, или низший мир.

Существенные дополнения в развитие представлений о взаимосвязи света и звука вносит эпоха Возрождения: время гениальных изысканий, как художественных, так и естественно-научных. Основные достижения в этой области в историческом аспекте рассмотрены О. Дроздовой.4 Считается, что музыка цвета была изобретена в конце XVI века в Милане. Живописец и музыкант Д. Арчимбальдо, проигрывая своим ученикам определённые тональности, одновременно показывал разноцветные карточки, соответствующие, по его мнению, звучанию данного конкретного лада.

XVII век стал началом научной цветомузыки. В 1665 году И. Ньютон, занимаясь изучением солнечного света, разложил его с помощью призмы и получил цветовую дорожку. Именно он сравнил синусы углов преломления выделенных им семи цветов с отношениями семи тонов в октаве. По Ньютону, нота ‘до’ — красная, ‘ре’ — фиолетовая, ‘ми’ — синяя, ‘фа’ — голубая, ‘соль’ — зелёная, ‘ля’ — жёлтая, ‘си’ — оранжевая. Такой подход явно чисто механический, но он даёт уже точное установление высоты, или темперацию цветового ряда. Однако многие, в том числе Гёте и Бюффон, не соглашались с концепцией Ньютона. Они считали его аналогии случайными, и утверждали, что и в самой природе, и для человеческих opганов чувств звук и свет выступают как независимые явления. Тем не менее, после того как А. Кирхер изобрел первый в мире проекционный аппарат, включающий источник света, диапозитив, оптическую систему и экран, идея аналогии цвета и звука была воспринята современниками и последователями.

В XVIII веке родилась мысль о том, что цветовая музыка является независимым видом искусства. Л-Б. Кастель написал работу, посвящённую проблеме синтеза цвета и звука, под названием «Клавесин для глаз».5 В ней говорится об эстетическом воздействии сочетаний цвета и звука, таком воздействии, которое действительно живописует цветами так, что даже глухой может наслаждаться музыкой и высказывать суждения о её красоте, а слепой — судить о красоте цвета, слушая музыку. Кастель воплотил свою идею в построенной им же модели цветового клавесина (1734 г.). Модель не сохранилась, но, к счастью, её удалось повторить немцу Г. Эккартсгаузену. Изобретение Кастеля-Эккартсгаузена вызвало заметную реакцию в музыкальной и научной среде и повлекло за собой оживленные дискуссии и споры. Главным их итогом стало осмысление многих явлений, казавшихся ранее обыденными и понятными: что такое цвет и звук с физической точки зрения, что такое зрительное и слуховое восприятие с физической и физиологической стороны, какова взаимосвязь между ними. Всё это способствовало общему прогрессу научных представлений о природе человека и об окружающем его мире.

Со второй половины XIX века проблема синтеза зрительного и слухового восприятия заинтересовала и психологов, изучавших явление так называемого цветного слуха у ряда музыкантов. С конца XIX века, когда были созданы первые демонстрационные модели цветовых органов, начинается цветомузыкальное концертирование в европейских странах и США. А. Римингтон, английский художник и изобретатель, выдвинул свою идею музыки цвета и в 1893 году построил свой цветовой орган. Устройство предполагало воспроизведение только цветовой части, музыка исполнялась отдельно на любом музыкальном инструменте. Хотя в своих представлениях Римингтон и опирался на физическую параллель между звуком и цветом, свобода выбора им совсем не отвергались. Одновременно с Римингтоном начал свои исследования в Австралии А.Б. Гектор. Он переводил звук в цвет, считая, что каждой музыкальной фразе соответствует цветовая гамма, а каждому музыкальному звуку — определённая цветовая единица. Результатом его работы стал целый цветомузыкальный театр на открытом воздухе.

Почётное место в истории цветомузыки занимает американец Т. Вилфред. Именно он много сделал для развития цветового изобразительного искусства как самостоятельного вида художественного творчества без звукового сопровождения. В результате своих опытов Вилфред пришел к выводу о необходимости совместного использования цвета, формы и движения. В его цветовом органе была самостоятельная цветовоспроизводящая клавиатура для ручного управления. На экране появлялись солирующие фигуры — круг или квадрат, которые, вращаясь, переплетались как руки. Фигуры могли утолщаться, утончаться, приближаться и удаляться. Цвета являлись просто аккомпанементом к этому необычному соло.

В России основоположником цветомузыкального искусства считается композитор А.Н. Скрябин, хотя незадолго до него этим же занимался и Н.А. Римский-Корсаков. Оба композитора имели «цветной слух», но цветомузыку представляли по-разному. Так, Римский-Корсаков заключал музыкальные образы своих опер в строго определённые цветовые тональности, совпадающие с расчетами Ньютона.

Первое в музыкальном искусстве произведение — симфоническая поэма «Прометей», в котором партия цвета выступает на равных с инструментальными партиями и выписана на отдельном нотном стане музыкальной партитуры было создано Скрябиным несколько лет спустя. Введение партии света, по мнению композитора, должно было усилить впечатление от музыки. Однако несовершенная в те времена техника привела к полному провалу. Световое сопровождение явно не соответствовало уровню музыки.

В отличие от Римского-Корсакова ряд тональностей представлялся Скрябину в основном в смешении цветов: ‘соль’ — красно-оранжевый, ‘ля’ — жёлто-зелёный и т.д. Цвета тональностей с большим количеством ключевых знаков он относил к ультрафиолетовым и ультракрасным частям спектра, цветам с металлическим блеском. Идея следующего (незаконченного) сочинения Скрябина «Мистерии» состояла в синтезе музыки, цвета, танцев и драматического действия, то есть в определённой степени являлась возвращением к синкретизму древнего искусства. Эта идея композитора была реализована и стала чрезвычайно актуальной уже в наше время.

В XX веке идея совместного использования света, цвета и музыки пошла в основном по пути технических экспериментов. Так, С. Эйзенштейн поставил в 1940 году оперы Вагнера со светомузыкой. В 80-е годы появляются целые школы цветомузыки в России и за рубежом. Многие эксперименты были проведены в электронной студии француза П. Булеза. В 90-е годы своими проектами прославился Жан-Мишель Жарр.

Идеи однозначной трансформации слышимого в видимое неоднократно предлагались в различных модификациях после Ньютона и Кастеля, вплоть до настоящего времени (уже в электронном варианте её реализации). Носителем, понимаемым как условие (возможность) бытия музыки, является материальный объект — акустическая волна, обнаруживающая себя в качестве звука. В этой связи научные исследования музыки относятся напрямую к конкретному разделу физики — акустике. Но что делает звук музыкальным, точнее, каковы условия перехода акустической волны в сферу музыкального, то есть художественно и смыслово оформленного звучания? Очевидно, что здесь важны не только конкретная частота колебаний или высота звучания. Музыка отличается от её носителя направленностью на воссоздание процессов бытия, востребованностью звучания. Эта востребованность обусловлена структурами бессознательного. В современной формулировке музыкальными звуками называют смесь гармонических механических колебаний, частоты которых относятся как небольшие целые числа и вызывают у человека приятные ощущения, причиной которых являются соответствия определённым биоритмам. Близкие, но негармоничные колебания вызывают неприятные ощущения диссонирующего звука, а звуковые колебания со сплошными спектрами частот воспринимаются человеком как шум.

Ответа на вопрос, почему музыка столь значима для человека, имеет над ним такую власть, у нейробиологов пока нет. Вместе с тем, исследования последних лет современными методами нейровизуализации показали, что в головном мозге человека нет специализированного центра музыки.6 В переработке звуковой информации участвуют многие области, рассредоточенные по всему мозгу, в том числе и те, что обычно задействованы в других формах познавательной деятельности. Размеры активных зон варьируют в зависимости от индивидуального опыта и музыкальной подготовки человека. Даже кратковременное обучение способно изменить характер переработки мозгом “музыкальных входов”. Характерно, что на разные компоненты музыкального текста: тон (частота), ритм, интонация — реагируют различные участки мозга.

Ощущения цвета человеком и рядом высших млекопитающих определяются способностью их глаз осуществлять частотный Фурье-анализ электромагнитного поля. Изменение цветов при движении по спектру от красного до фиолетового соответствуют увеличению частот монохроматических гармоник электромагнитного поля.

Некоторые исследователи считают совершенно абсурдной трансформацию цвета в звук и наоборот.7 Вне серьёзной критики считались и конкретные доводы физического содержания в пользу существования “объективной” связи между звуком и цветом (между акустическими и электромагнитными волнами). Просто поэтическим образом считались слова П. Верлена „‹...› et leur chanson se mêle au сlaire de lune ‹...›” (‹...› и песня их смешивается с лунным светом ‹...›).8 Вместе с тем, уже давно существует наука, называемая акустооптикой, которая изучает пьезооптические эффекты, обусловленные возникновением оптической анизотропии под действием механических напряжений. С другой стороны, уже не вызывает сомнения, что одним из фундаментальных показателей гармонии является повторение свойств при удвоении каких-то параметров. Так называемая октавность является причиной формирования ритмических русел эволюции и функционирования сложных систем.9 Так, в цитированной работе приводится таблица цветомузыкальных соответствий, которые определённо связаны с линейчатыми спектрами испускания атома водорода. Эта таблица с небольшими изменениями, касающимися цветовой характеристики тонов фа и фа # приведена ниже.



Музыкальный
тон
додо #,
ре b
рере #,
ми b
мифафа #,
соль b
сольсоль #,
ля b
ляля #,
си b
си
Соответствующая
частота
для первой октавы, гц
262278294311330349369392415440466494
Соответствующая
λ видимого света, ммк
520490464438413391739695657620585552
Цветовой тонзелё-
ный
голу-
бой
синийфиоле-
товый
фиоле-
товый
фиоле-
товый
крас-
ный
(пурпур-
ный)
крас-
ный
крас-
ный
оран-
жевый
жёл-
тый
зелё-
ный
Серия Лаймана спектра водорода, ммк 122  10397      
Серия Бальмера 486 434410397  656   
Серия Пашена       13751282  1094


В соответствии с таблицей, поскольку число тонов вдвое превышает количество цветов, их соотнесение в первом приближении можно принять как следующее.



Музыкальный тонси,
до
до #,
(ре b)
ре
ре #,
(ми b) ми
фа,
фа # (соль b)
соль,
соль# (ля b)
ля,
ля #
(си b)
Цветзелёныйсинийфиолетовыйчёрныйкрасныйжёлтый


Вышеприведенные соотнесения уже можно использовать для качественной психодиагностики музыкальных текстов в соответствии с цветовым тестом Люшера, предварительно приняв последовательность недостающих цветов, например: серый, коричневый. При этом на первом этапе могут приниматься в расчёт только частотные характеристики нот.

Ранее были опубликованы результаты достаточно показательного анализа поэтического творчества ряда поэтов по “цветным” словам, которые позволили обрисовать психологические портреты авторов.10 В том, что касается музыкального творчества, то здесь можно ожидать не только психологической характеристики композиторов и поэтов, но и их умения, талантливости представлять различные психологические состояния. Ещё одним результатом тестирования может стать оценка соответствия музыки и текста вокала.

Представляется, что для качественной характеристики музыкальных произведениий наиболее подходящим является восьмицветный вариант теста Люшера.11 В качестве примеров проанализированы существенно различные образцы песенного творчества: гимн России, песни советских и французских композиторов, которые хорошо известные своим соответствием музыки и слов. Выбор достаточно случайный, хотя на него и наложили влияние предпочтения автора. Для них выявлены следующие последовательности цветовых предпочтений, которым соответствует конкретные результаты тестирования по Люшеру:

Последовательность цветов
 Гимн России12
КуплетПрипев
Зелёный, красный, жёлтый,
фиолетовый, синий, чёрный
Фиолетовый, зелёный, красный,
чёрный, жёлтый, синий
Ищет успеха. Хочет преодолеть преграды и сопротивление и принимать решения самостоятельно. Стремится к тому, что он сам себе наметил и проявляет инициативу. Не желает чувствовать себя зависимым от доброжелательности других людей.

Одарён богатым воображением и чувствителен, ищет выхода этим качеством — особенно в обществе кого-нибудь столь же чувствительного. Что-либо необычное или связанное с приключениями быстро вызывает в нем заинтересованность и энтузиазм.

Эмоционально заторможен. Чувствует себя вынужденным идти на компромиссы и поэтому ему трудно сохранить уступчивую эмоциональную привязанность.
Нуждается в признании. Честолюбив, хочет производить впечатление, хочет одновременно популярности и восхищения. Стремится ликвидировать разрыв, который, как он чувствует, отделяет его от других.



Считает, что на пути к желанным целям ему чинят преграды — это является для него существенно важным.




Чувствует себя изолированным от других, одиноким, но слишком сдержан, чтобы позволить себе какую-либо глубокую привязанность. Эгоцентричен и поэтому обидчив.



 Подмосковные вечера13 На безымянной высоте14
Зелёный, красный, жёлтый,
фиолетовый, синий, чёрный
Фиолетовый, зелёный, красный,
чёрный, жёлтый, синий
Упорно преследует поставленные перед собой цели и не позволяет себе никаких отклонений от намеченного пути. Хочет преодолеть все трудности, которые встают перед ним, и ценой своих успехов добиться особого признания и положения.





Легко поддаётся влиянию окружения, чувства других людей сразу же находят в нем отклик. Ищет близких взаимоотношений и занятий, которые бы способствовали установлению таких отношений.







Обстоятельства таковы, что он не позволит себе интимной вовлеченности без каких-либо мысленных отговорок.
Ищет успеха. Хочет преодолеть преграды и сопротивление и принимать решения самостоятельно. Стремится к тому, что он сам себе наметил и проявляет инициативу. Не желает чувствовать себя зависимым от доброжелательности других людей. Хочет производить приятное впечатление, хочет, чтобы в нём видели необыкновенную личность, поэтому всё время начеку и ему надо видеть, насколько он в этом преуспевает и как на него реагируют окружающие. Это даёт ему ощущение самоконтроля. Чтобы добиться влиятельности и особого признания, прибегает к различным приёмам, пускает их в ход в хорошо продуманном порядке. Восприимчив к эстетическому и оригинальному.





Нуждается в отношениях, исполненных близости и понимания, или хотя бы в каком-нибудь средстве удовлетворить импульсивное желание ошутить свою идентификацию с кем-либо и требует, если не первого, так второго. Не способен на какие-либо усилия для достижения своих целей. Считает, что на пути к желанным целям ему чинят преграды — это является для него существенно важным. В своих эмоциональных требованиях взыскателен, особенно в минуты близости, остается разочарованным в стремлении к совершенному союзу.


 Смуглянка15
КуплетПрипев
Синий, жёлтый, чёрный,
красный, фиолетовый, зелёный
Фиолетовый, чёрный, красный,
синий, жёлтый, зелёный

Стремится к нежным отношениям, которые принесли бы ему удовлетворенность и счастье. Способен на сильный эмоциональный подъём. Готов помогать — если это необходимо для того, чтобы этот, основанный на нежности союз, которого он жаждет, стал реальностью, даже приспосабливается. Испытывает потребность в таком же внимании и понимании со стороны других. Считает, что на пути к желанным целям ему ставят преграды, и это мешает ему получить, что он считает для себя существенно важным. Нуждается в отношениях, исполненных близости и понимания, или хотя бы в каком-нибудь средстве удовлетворить импульсивное желание ошутить свою идентификацию с кем-либо и требует, если не первого, так второго. Считает,что получает меньше того, что ему причитается, что нет ни одного человека, у которого он мог всегда найти сочувствие и понимание. Сдерживаемые эмоции делают его обидчивым, но он сознает, что должен как можно лучше использовать обстоятельства такими, какие они есть. Чувствует себя несчастным из-за сопротивления, на которое наталкивается всякий раз, когда пытается отстаивать свои права. Полагает однако, что может мало что изменить и что он должен использовать наилучшим образом ситуацию, как она есть.

Нуждается в признании. Честолюбив, хочет производить впечатление, хочет одновременно популярности и восхищения. Стремится ликвидировать разрыв, который, как он чувствует, отделяет его от других. Считает, что на пути к желанным целям ему чинят преграды — это является для него существенно важным. Испытывает насущную потребность в каком-либо союзе или слиянии с другим, которое ему принесет чувственное удовлетворение, не вступая, однако в конфликт с его убеждениями или чувством дозволенности. В сотрудничестве с другими работает хорошо. Личная жизнь его должна основываться на взаимопонимании и быть свободной от разногласий. Считает, что ему выпало больше всяких трудностей, чем другим. Тем не менее упорно преследует свои цели и пытается преодолевать трудности, применяя гибкость и приспосабливаясь.



 Хорошо, хорошо!16
КуплетПрипев
Зелёный, красный, чёрный,
жёлтый, фиолетовый, синий
Жёлтый, фиолетовый, чёрный,
зелёный, красный, синий
Ищет успеха. Хочет преодолеть преграды и сопротивление и принимать решения самостоятельно. Стремится к тому, что он сам себе наметил и проявляет инициативу. Не желает чувствовать себя зависимым от доброжелательности других людей. Оценивает ситуацию как критическую или угрожающую, поэтому стремится найти какой-то выход. Это может привести к внезапным, даже опрометчивым решениям. Своеволен и отказывается слушать чьи-либо советы. Чувствует себя изолированным от других, одиноким, но слишком сдержан, чтобы позволить себе какую-либо глубокую привязанность. Эгоцентричен и поэтому обижен.

Слишком сильно развитое воображение, отдается фантазиям и мечтам. Жаждет интересных и волнующих событий, хочет, чтобы другие восхищались его обаянием. Считает, что его требования не только чрезвычайно скромны, но также что они требуют немедленного удовлетворения. Упрямо стоит на своих требованиях и не пойдёт ни на какие уступки. Чувствует себя отрезанным от других и несчастным из-за трудностей в достижении необходимой ему степени сотрудничества или гармонии, к которым он стремится.



 Париж — всегда Париж17
КуплетПрипев
Синий, фиолетовый, жёлтый,
красный, чёрный, зелёный
Фиолетовый, красный, чёрный,
жёлтый, зелёный, синий
Стремится к нежности и тонкости чувств, в которых он мог бы раствориться. Чуток ко всему, что эстетично и исполнено вкуса. Активный, устремленный вовне и неугомонный. Разочарован тем, что события разворачиваются в желаемом направлении так медленно. Это вызывает раздражительность, переменчивость и недостаток настойчивости в преследовании данной цели. Обстоятельства вынуждают его идти на компромиссы, сдерживать свои требования и надежды и временно отказываться от некоторых вещей, которых ему хотелось.

Легко и быстро увлекается всем, что возбуждает. Поглощен вещами, которые способны сильно волновать, захватывать, будь то эротическое или какое-либо иное возбуждение. Хочет волновать окружающих и интересовать их как личность, не выпуская их из сферы действия своего обаяния и внушительности. Искусно используется различными приёмами, чтобы не поставить под угрозу свои шансы на успех и не подорвать доверия к себе других людей. Оценивает ситуацию как критическую или угрожающую, поэтому стремится найти какой-то выход. Это может привести к внезапным, даже опрометчивым решениям. Своеволен и отказывается слушать чьи-либо советы. Полагает, что получает меньше того, что заслуживает — что его и понимают недостаточно хорошо, и ценят недостаточно высоко. Чувствует, что ему приходится приноравливаться к другим и близкие взаимоотношения не вызывают у него никакого чувства эмоциональной “отвлеченности”.



 Маржолена18
КуплетПрипев
Жёлтый, красный, зелёный,
чёрный, фиолетовый, синий
Зелёный, чёрный, красный,
фиолетовый, синий, жёлтый
Потребность чувствовать себя причиной и иметь более широкую сферу влияния делает его беспокойным, движимым собственными желаниями и надеждами. Может пытаться распространить свою деятельность слишком широко. Преследует свои цели и интересы с упрямой решимостью, отказывается идти на уступки и компромиссы. Чувствует себя изолированным от других, одиноким, но слишком сдержан, чтобы позволить себе какую-либо глубокую привязанность. Эгоцентричен и поэтому обидчив.

Хочет доказать себе и другим, что его ничем не проймёшь, что он выше каких либо слабостей. Поэтому он действует жёстко и сурово, вырабатывает у себя диктаторскую и своевольную позицию. С готовностью участвует во всём, что может возбуждать или волновать. Хочет испытывать оживление. Взыскателен в своих эмоциональных требованиях и очень привередлив в выборе партнера. Желание эмоциональной независимости делает невозможной какую-либо глубокую “вовлечённость”.



Сопоставив полученные результаты с текстами нельзя не признать, по меньшей мере, приличного соответствия текстов и психологических характеристик (или намерений) авторов-песенников. Несомненно также, что даже тональный анализ музыкальных произведений может быть достаточно содержательным и полезным. Вполне вероятно, что тональный состав тесно связан с мелодикой и интонацией музыки, и они взаимно определяют друг друга.




    Примечания:

1  Артамонов И.  Иллюзии зрения. — М.: Наука, 1969, с. 216.
2  Можейко М.А.  Гармония сфер // История философии. Энциклопедия. — Минск: Энциклопедия, 2002 — С. 209.
3  Ямвлих.  Жизнь Пифагора. Изд. 2-е, перераб. и доп. — Москва: 1998.
     http://obretenie.narod.ru/txt/pifagor/yamvlih.htm
4  Дроздова О.А.  Искусство раскрашивать звуки
     http://www.computerra.ru/
5  L.-B. Castel.  Clavecin pour les yeux... — «Мercure de France». Novembre, 1725. p. 1885.
6  Уэйнбергер Н.  Музыка и мозг // В мире науки. Нейробиология , 2005. №2
7  Галеев Б.М.  О натурфилософских концепциях “видения музыки”
     http://prometheus.kai.ru/natyr_r.htm
8  Verlaine  P. Poesis. — M.: Progress, 1977. — P. 55.
9  Чеников И.В.  Ритмические русла процессов самоорганизации и функциионирования // Циклы. Мат. 6 междун. конферен. Ставроп., 2004. — т.1. — С. 17–21.
     http:/www.ncstu.ru/cycles
10  Чеников И.В.  Хромосемантика бессознательного. В кн. Синергетика образования. Межвузовский сб., вып. 3. — Москва, Ростов-на-Дону: Из-во РГУ, 2005. — С. 231–244.
электронная версия указанной работы

11 Тест Люшера: www.psihotest.ru/lush.html
12 Песни наших дней (Мелодии и тексты) // Составители: Агафонов О.Ф., Бекетова В.Г., Шибаев В.И. — М.: Музыка, 1982. С. 3
13 Там же, с. 148.
14 Там же, с. 116.
15 Там же, с. 104.
16 Песни французских композиторов // Составитель В. Луи — М.: Государственное музыкальное издательство, 1962, с. 11.
17 Там же, с. 3.
18 Там же, с. 18.

Воспроизведено по авторской электронной версии

Изображение заимствовано:
Molly Larkey (b. 1971 in Los Angeles. Lives and works in Brooklyn, NY).
The Revolutionary. 2006.
Mixed Media and Paint. 64×64×40 in.
www.saatchi-gallery.co.uk/artists/artpages/molly_larkey_1.htm

     персональная страница ka2.ruсодержание раздела ka2.ruна главную страницу