Чеников И.В.

Barnett Newman (American, 1905–1970). Broken Obelisk. Designed in 1963–64. Collection of the Museum of Modern Art in New York City (MoMA atrium). http://www.flickr.com/photos/abmarfia/131223738/in/photostream/

“Основной закон времени” Хлебникова в системе ритмов Мироздания

‹...› вселенная грубо сделана топором
возведения в степень и если мы будем располагать
живые числа в виде степеней наименьших трех чисел,
мы увидим, что лучи власти окружают высокостоящие
числа, скрепы у потолка времени
Но тайны игры степеней известны очень мало;
это нетронутая земля
Изучая снова, мы видим, что законы вселенной
и законы счета совпадают.

Принцип возрастания и затухания природных и общественных процессов совсем не нов. Он был известен уже древним цивилизациям, понимавшим его как ритмичность. Великий знаток античной философии и культуры А.Ф. Лосев пишет, что „ритм в понимании Платона как определенный порядок движения охватывает собой решительно всю действительность, начиная от человеческой жизни и кончая движением космоса в целом”.1 Видный современный ученый Дж. Уитроу считает ритм первичным по отношению к категории времени: „‹...› мы воспринимаем время не непосредственно, но только в виде конкретных последовательностей и ритмов ‹...› Время основано на ритмах, а не ритмы на времени”.2

Мир имеет свои ритмы на всех уровнях его иерархической организации, подвергаясь периодическим колебаниям.3 Ритм возникает там, где происходит борьба двух неуравновешивающих друг друга сил.4

Ю.Н. Соколов считает понятия ритм и цикл идентичными.5 С другой стороны, предлагается, напротив, понятия “цикл”, “волна”, “период” и “ритм” не смешивать.6 Волной рекомендуется называть сумму бесконечных волн разных частот (гармоник). Свойство всех волн — перенос энергии без переноса вещества.7 Циклы характеризуются повторяемостью, однотипностью механизмов, связей, форм проявления.8 Цикл — это полная организационная эволюция структур, их спонтанное возникновение (самозарождение), относительно устойчивое существование (сохранение) и распад (переструктурирование).

Но как соотносить друг с другом циклы разной протяженности: большие астрономические циклы, ритмы биологической и общественной жизни? Французский филолог-компаративист и специалист в области мифологии Жорж Дюмезиль предложил ввести понятие  большого времени, функция которого состоит в синхронизации космического времени со временем существования обществ и людей, живущих в них. Только при таком подходе есть возможность соотносить друг с другом циклы существенно различной протяженности.9

Однако базовую математическую формулировку особенностей ритмики основных процессов Мироздания, по-видимому, первым обнародовал В. Хлебников.10
В заключительной части статьи «Наша основа» под названием «Гамма будетлянина»11 и «Приказе Председателей Земного Шара»12 он представил математические, астрометрические и историометрические зависимости, на основе которых предпринял попытку синхронизации природных колебаний (космических — периодов движения планет Солнечной системы; геологических — циклов колебания материков; биологических — ритмов мужского и женского сердец, а также шага пехотинца, и физических — периодов звуковой волны) с историко-общественными циклами социальных катаклизмов (возникновения войн, революций, начала и крушения империй, образования и падения государств).

В соответствии с закономерностью, обнаруженной Хлебниковым, через 2n дней после начала определенного природного или исторического процесса тот получает дискретные порции (кванты) энергии, усиливающие этот процесс, а через 3n дней — ослабляющие его. Причем чаще приводится спаренный вариант формулы (3n + 3n ). Поэт говорит об открытом им духе времени, который в разные исторические периоды развития общества может сильно отличаться, вплоть до обратного, за счет отрицательного сдвига событий.
При этом прошлое и будущее время им оценивается как физические поля, расположенные сзади и впереди по отношению к настоящему, аналогично физическим полям пространства.

Подход, инициированный В. Хлебниковым, развил А.Е. Кулинкович.13 Он предложил уравнение, описывающее события разных уровней истории большинства совершенных систем нашей Вселенной, нашей Галактики, нашей солнечной системы. В простейшем виде оно имеет следующий вид:

G(i,k,s) = t0 – i·T(k,s)

где G(i,k,s) — дата i-го контрастного события k-го ранга s-го ряда, служащего для геологов границей между геохронологическими подразделениями;

i = 0,1,2,...; k = 0,1,2,...; s = 0,1;

t0 — начальная точка геологической истории (теоретическая дата возникновения Солнца и начала формирования Солнечной системы), t0 = 4820 млн лет назад;

T(k,s)= T0 / (2k·3s),

T0 — базовый период, равный 4224 млн лет.

По Кулинковичу, приведенная формула — это “фундаментальный закон геологии”, который, по сути, представляет собой комплекс взаимосвязанных законов, описывающих циклы разной физической природы. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в его основе лежит историческое время (по Бердяеву14) и, следовательно, начальный и базовый периоды никак не связаны с первоосновой Мироздания, в качестве которой в настоящее время многими принимается квант действия, например.15

Отдавая должное Хлебникову и Кулинковичу, не следует забывать, что повторение свойств объекта при удвоении каких-то определяющих его параметров является одним из фундаментальных естественнонаучных законов, известных, в неявном виде, еще со времен Гермеса Меркурия Трисмегиста,16 а троичные ряды (триединство, троица, троичность) лежат в основе процессов мышления, троичных информационных кодов и т. д.

Математические доказательства закона удвоения достаточно убедительные сформулировал лет 10–15 назад французский ученый Cousto.17 Однако он связал только астрономию, физику элементарных частиц и физиологию, хотя это правило очевидно соблюдается и в химии, и в музыке, и других областях. Очень многое повторяется на разных витках спирали при умножении основного параметра на 2.

В известной публикации18 приведена таблица вибраций, действие которых признано и изучается наукой. Количество вибраций в первой октаве принимается равным двум. Проведено соотнесение каждой из октав с известными явлениями, например 4–15 октавы проявляют себя как звуковые колебания; 25–35 октавы — электричество; 46–48 — тепло; 49 — свет; 58–61 — рентгеновское излучение. Всего рассмотрено 62 октавы.

Несколько примеров фундаментальности закона удвоения приводит Т.С. Кузьменко.18
В частности ею показано, что земные сутки и год определяют по гармонике основные звуковые, цветовые и физиологические константы. Практически такие же результаты ранее были получены Г.В. Ворониным.19 Еще одна астрономическая величина — платонический год Земли (время, за которое точка весеннего равноденствия вследствие прецессии оси планеты совершает полный круг по всем знакам Зодиака — 25920 лет) — определяет верхнюю и нижнюю границы видимого спектра света. Границы слышимого звука аналогичным образом можно рассчитать, исходя из радиуса Солнца или из гравитационной постоянной.

Уже появились сообщения о практическом использовании октавного принципа. Так, ростовскими медиками октавность положена в основу эффективной активационной терапии.20

Более общими являются представления, объясняющие природные и другие циклические процессы в рамках нормированного двоичного ряда.21 Их базой также является основной принцип построения сложных динамических систем — принцип октавности, в соответствии с которым значения времен начала и конца каждого цикла относятся как 1:2, а точка конца предыдущего цикла является точкой начала последующего. За начальный цикл принят диапазон видимого (оптического) спектра (3,88·10-7 —7,76·10-7м). Нормировка матрицы по числу периодов проведена в соответствии с числом химических элементов 118, поскольку, по данным ряда исследователей — это предельное их число.22,23 Обоснование нормировки приведено в работе М.А. Марутаева.24

Для двоичных последовательностей известных геологических, космических, этносоциальных и техногенных циклов на основе длительностей базовых периодов, в соответствии с формулой двоичного ряда, получены числовые значения длин волн вплоть до нулевого цикла — диапазона видимого света.25 Вычисленные длины волн оказались равными или очень близкими длинам волн линий С (красная) и F (голубая) атомного спектра водорода — соответственно 656,3 и 486,1 нм. Полученные результаты дали основания выдвинуть гипотезу о том, что камертоном Вселенной является водород и именно его излучение, по-видимому, определяет гармонизацию основных ритмов Мироздания. Как известно, водород является наиболее распространенным элементом в космосе, а ядерная реакция образования гелия с его участием дает в качестве “золы” большую часть химических элементов.

Аналогично двоичной, можно построить матрицу, исходя из степенной функции с основанием 3. При этом в соответствии с формулой Хлебникова 2·3n первый период должен быть двоичным, т. е. также соответствовать диапазону видимого света.

В таблице в качестве примера показаны характеристические параметры 1–2, 49–53 циклов для гармоники с начальной длиной волны 486 нм, в которой просматривается цикл Чижевского27 и еще ряд других циклов, с ним связанных.

Хотя троичная прогрессия наблюдается в геологических, биологических и других системах, чаще всего она исследовалась в социальных и этносоциальных процессах. В основном рассматривались общественно-социальные циклы России и “советский” период. Очень ясно просматриваются важные исторические события через 12 лет. На базовый цикл очевидно накладываются более длительные циклы обычного двоичного и троичного рядов.27 С 1893 года — года зарождения идеологии РКП(б) — построил свой “алгоритм глупости” В.Ю. Рогожкин.34 В предложенной им таблице, продемонстрирован одновременно и нумерологический подход. По приведенным данным также можно выделить как двоичные, так и троичные ритмы. Очевидная “вложенность” является ни чем иным, как фрактальностью (самоподобием объектов).

Фрактальная теория в изложении Ф.Р. Рянского,29 описывает естественную историю как совокупность вложенных друг в друга циклов, отражающую присущую природе ритмику. При этом цикл во временном измерении, описывается промежутками между двумя кульминациями (пароксизмами) активностями явлениями. Ф.Н. Рянский выделяет 19 рангов кульминаций явлений, при этом первому рангу соответствуют максимальные (4,6 млрд. лет — возраст планеты Земля), а 19 — минимальные кульминации (12 лет). Нулевой ранг — 13,9 млрд лет — возраст видимой части Вселенной. Большинство приведенных Ф.Н. Рянским данных по ландшафтному районированию, глобальным процессам геологической оболочки могут быть аппроксимированы как двоичными, так и третичными прогрессиями.30

Таблица λ-τ-ν — матрица ритмических процессов
№ цикловВолновые характеристикиПримечание
Длина волны, мПериод повторенияЧастота, гц
секундыгоды
04,86 Е-071,62 Е-155,14 Е-236,17 Е+24Видимый свет
11,46 Е-074,87 Е-151,54 Е-232,06 Е+14

491,16 Е+173,88 Е+081.23 Е+012,58 Е-09Цикл Чижевского
503,49 Е+171,16 Е+093.69 Е+018,59 Е-10
511,05 Е+183,49 Е+091,11 Е+022,86 Е-10
52З,14 Е+181,05 Е+103,32 E+029,54 Е-11
539,43 Е+183,14 Е+109,96 Е+02З,18 Е-11

Помимо графического изображения фрактальности, предложенного И.А. Кучиным,28 достаточно давно и в более общем виде эта особенность природных явлений была отмечена А.М. Янгом в его знаменитой книге «Геометрия смысла»31, к сожалению, до сих пор не переведенной на русский язык:

АВАВАВАВАВАВАВАВАВАВАВАВАВАВАВ

Если символам А и В приписать значения противофаз волны, основы сущего, то можно заметить двоичные и троичные последовательности:

АВ; АВАВ; АВАВАВАВ; АВАВАВАВАВАВАВАВ и т.д. и
ABA; ВАВАВАВАВ; АВАВАВАВАВАВАВАВАВАВАВАВАВА и т.д.

Очевидно, что по такому же принципу строятся аналитические выражения и по другим основаниям.

Приведенные модельные представления достаточно наглядно показывает, что основой структур и процессов Мироздания является волна, частота которая определяется первичным осцилятором. Параметры же гармоник (двоичной, троичной и т.д.) появляются при моделировании природных явлений аналогично тому, как это делается в теории информации.32 В соответствии с основным законом предложенные автором матрицы двоичных и троичных явлений для конкретных гармоник аналитически в значительно более простом виде можно отобразить зависимостью:

Logn Р = M ± N

где — Logn Р — логарифм соответствующего параметра волны (частота, длина, период) в определенной гармонике;

n — основание прогрессии (2,3 и т. д.);

N — число периодов от начального;

М — логарифм начального численного значения параметра в той же гармонике по принятому основанию

Приведенное выражение может служить одной из моделей системы распаковки смыслов, изначально заложенных в физическом континууме, как это считал В.В. Налимов.33

1   Лосев А.Ф.  История античной эстетики, т. II: Софисты, Сократ, Платон. М.: 1969. С. 3–5, 19–20
2   Уитроу Дж.  Естественная философия времени. М.: 1989. С. 168
3   Соколов Ю.Н.  Общая теория цикла. Ставрополь: Изд-во СКГТУ. 2001. — 36 с.
4   Колов Ю.Н.  О циклах жизни человечества // Материалы 5 Всероссийского семинара «Фракталы и циклы развития систем». — 2001 г.
5   URL=http://lpur.tsu.ru/
6   Физика. Большой энциклопедический словарь. М.: СЭ. 1998. С. 85
7   Полетаев А.В., Савельева И.М . Циклы Кондратьева и развитие капитализма (опыт междисциплинарного исследования). М.: 1993. С. 14
8   Князева Е.Н., Курдюмов С.П.  Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. 1993, № 2. С. 44
9   Спенсер Г.  Основные начала. СПб. 1897. С. 215
10  Цитируется по:  Кузьменко В.П.  “Основной закон времени” Хлебникова в свете современных теорий коэволюции природы и общества. — Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911–1998). М.: Языки русской культуры, 2000. С. 733–755
11   Хлебников В.  Доски судьбы. Реконструкция текста, составление, комментарий, очерк В.В. Бабкова. М.: ООО «Диполь Т». 2001.
12  Хлебников В.  Творения. М. 1986. С. 629–632.
13  Хлебников В.  Собрание произведений. T.V. Л. 1928–1933. С. 165–167.
14  Кулинкович А.Е.  В кн. «Циклы как основа мироздания. Пленарные доклады международных конференций по проблемам циклов природы и общества». Ставрополь: Изд-во СКГТУ. 2001. С. 411–432.
15  Бердяев Н.А.  Опыт эсхатологической метафизики: Творчество и объективация // Царство духа и царство Кесаря. М.: 1995. С. 263.
16  Соколов Ю.Н.  Единство мировых констант. Ставрополь: Изд-во СКГТУ. 2001. С. 36.
17  Трое посвященных. Кибалион. Учение герметической философии древнего Египта и Греции. М.: ИДЛи. 2001. — 240 с.
18  Цит. по:  Кузьменко Т.С.  Чудо или закон природы? Популярное введение в естествознание эпохи Водолея.
19  Воронин Г.В.  Современная музыкальная система как самоотражение организации бессознательного. В кн. «Бессознательное». Т.2. Тбилиси: Мецниереба. 1978. С. 607–621.
20  Гендель М.  Космогоническая концепция (Орден Розенкрейцеров). Основной курс по прошлой эволюции человека, его нынешней конституции и будущему развитию. СПб: АО «Комплект». 1994. С. 205
21  Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С.  Антистрессорные реакции и активационная терапия. М.: Имедис. 1998. — 656 с.
22  Чеников И.В.  Антропный принцип в рядах Фибоначчи и химических элементах. Краснодар: Кубан. гос.технол. ун-т. 2002. 12 с. Деп. в ВИНИТИ 11.04.2002, № 671, В 002.
23  Беляев М.Н.  Основы милогии. Краснознаменск. 1999. — 416 с.
24  Марутаев М.А.  О гармонии как закономерности. В кн. «Принципы симметрии (историко-методологические проблемы)». М.: Наука. 1978. С. 363–395
25  Чеников И.В.  Циклы геологической истории в циклической системе природных процессов // Материалы межрегионального научного семинара «Циклы». Ставрополь: СКГТУ. 2002. С. 62–65.
26  Чеников И.В.  Геолого-планетарные, этносоциальные и техногенные циклы в циклической системе природных процессов // Материалы четвертой международной конференции «Циклы». Ч.1. Ставрополь: СКГТУ. 2002. С. 30–33
27  Чижевский А.Л.  Физические факторы исторического процесса. Калуга: 1-я гостиполиграфия. 1924. — 72 с.
28  Кучин И.А., Лебедев И.А.  Фракталы и циклы социальных процессов // Материалы 5-го Всероссийского семинара «Фракталы и циклы развития систем». 2001.
29  Рянский Ф.Н.  Фрактальная теория пространственно-временных размерностей: естественные предпосылки и общественные последствия. Биробиджан: ИКАРП ДВОРАЩ992. — 28 с.
30  Рянский В.Ф.  Фрактальная теория пространственно-временных размерностей: естественные предпосылки и общественные последствия // Материалы 5 Всероссийского семинара «Фракталы и циклы развития систем». 2001.
31  Young Arthur M.  The Geometry of Meaning. Paperback—Anodos Foudation. 1976.
32  Шеннон К.  Математическая теория связи. М.: ИЛ. 1963. — 829 с.
33  Налимов В.В.  В поисках иных смыслов. М.: Издательская группа «Прогресс». 1993. — 280 с.
34  Рогожкин В.Ю.  Эниология. Ростов-Дон: ЭНИО. 2002. — 544 с.

www.ncstu.ru/content/_docs/pdf/cycles/otc/2003/03.pdf

Barnett Newman (American, 1905–1970).
Broken Obelisk.
Designed in 1963–64 (three copies).
Since 1969 in Collection of the Museum of Modern Art in New York City
(while two others are permanently installed in Red Square
on the campus of the University of Washington in Seattle
and in front of the Rothko Chapel in Houston).
www.flickr.com/photos/abmarfia/131223738/in/photostream/