Проблема 2012 года


Календарный камень ацтеков на базальтовой плите размером 3,6 м. Был обнаружен в Мексике отрядом Кортеса в 1519 году. В центре изображено Солнце, окруженное двадцатью днями месяца.

И.В. Чеников




Почему вообще люди ждут конца света?

И. Кант



В различных мировых цивилизациях всегда существовали учения о времени. Естественно, трактовка этих учений в каждом случае была и остается весьма специфичной. В то же время имеется безусловная связь между всеми представлениями, которая отражает общие принципы, лежащие в основе всего мироздания. Эта связь проявляет себя в элементах культуры, в нумерологии, алфавите, в символизме и космологии.

Тема о времени — одна из серьезнейших в философии по коренной связности ее с другими основными проблемами. Ответить на вопрос, что такое время, — это то же, что ответить на вопрос, что такое изменение. Изменение всегда является сущностью времени, отражает единство прошлого, настоящего и будущего. Время и изменение не просто связаны друг с другом, а являются эквивалентами, выражаемыми разными словами и в разных аспектах мысли. Для всех рассуждений о времени и безвременности, по-видимому, справедливо следующее положение:  „Если нет времени, то нет и изменения, если нет изменения, то нет и времени“.1 Несомненно, что физическое время, как и пространство, есть своеобразное представление бытия в дискретной форме. Движение есть форма времени, представляемая в среде пространства, время, переведенное на язык пространства. Поэтому современное представление о времени связано в основном с категориями пространства. Именно эта связь лежит в основании современного календаря. Один год — это солнечный цикл, взятый в своем пространственном аспекте. Один день также имеет пространственную привязку, поскольку он связан с одним оборотом тела Земли вокруг своей оси. Можно сказать, что в основе исчисления в этом случае лежит геоцентрическая модель, так как все наши измерения циклов времени привязаны к земному модулю вычислений, а единицей исчисления времени является длительность избранного цикла.

Что касается физиков, то многие ученые вообще считают время чем-то исключительно качественным, не существующим вне объектов и полей. Поэтому в самых современных теориях время и вовсе выпадает из уравнений.

Сейчас фактически принято определение времени, в соответствии с которым время — это измеряемый обычными часами физический параметр или “независимая переменная бытия”. “Обычные часы” измеряют время при помощи общепринятых единиц, т.е. секунд, минут и т.д. Поэтому связь измеряемого “обычными часами” физического времени с равномерным вращением Земли вокруг оси со временем не только не исчезла, но, пожалуй, сейчас даже укрепилась, поскольку общепринятая единица измерения времени — “секунда” — как одна из основных единиц Международной системы единиц физических величин СИ была закреплена международными соглашениями. Секунда изначально была определена как 1/86 400 часть средних солнечных суток, и хотя за последние десятилетия она была несколько раз переопределена, тем не менее сохранила свою исходную величину. Хронометрируя или теоретически описывая “во времени” те или иные процессы, мы, так или иначе, продолжаем сравнивать их с вращением Земли вокруг оси или с обращением ее вокруг Солнца. Именно такой способ измерения времени и временного описания исследуемых процессов лежит в основе познания многих закономерностей материального мира.

Каждый наш год состоит из 365 целых частей. Для ориентации в этом цикле были созданы календари. Так, в григорианском календаре делится на 12 условных частей. Однако объективно, в случае геоцентрической системы можно говорить только о четырех точках привязки — двух равноденствиях и двух солнцестояниях. 12 месяцев нашего календаря, определенно, не соотносятся ни с какими земными циклами. Считается, что число 12 связано с созвездиями, расположенными по эклиптике, также известными как Зодиакальные. Каждый день делится на 24 условные единицы. Каждая условная единица состоит из 60 мини-единиц, соответственно поделенных еще на 60. Как и в календаре, здесь явно прослеживается модуль числа 12. И здесь тоже, считается, нет никакого естественного обоснования способа измерения. Ни час, ни двухчасовка, похоже, не имеют привязки ни к земным процессам, ни к человеческим циклам.

На первый взгляд представляется непонятным, почему наше сегодняшнее представление о времени связано с модулем числа 12. Впрочем, и в других цивилизациях, о которых есть достоверная информация, делались попытки связать земную жизнь с числом 12. Календарное значение числа 12 отслеживается практически во всех культурах, существовавших и существующих на нашей планете: в христианской, мусульманской, тибетской, китайской, иудейской, индусской. Это, конечно, не случайно и может быть понято с привлечением представлений о ритмической системе процессов Мироздания, которые объясняют природные и другие циклические явления в рамках нормированного двоичного ряда.2 Их базой является основной принцип построения сложных динамических систем — принцип октавности, в соответствии с которым значения времен начала и конца каждого цикла относятся как 1:2, а точка конца предыдущего цикла является точкой начала последующего. За начальный цикл берется диапазон видимого (оптического) спектра (3,88·10-7 — 7,76·10-7 м). Число периодов в матрице принимается в соответствии с предельным числом химических элементов — 1183,4. Предполагается, что срез Мироздания по химическим элементам-кирпичикам простых и сложных веществ аналогичен, по меньшей мере, по числу эволюционных стадий, другим срезам: организменным, социальным и т.п., о чем косвенно свидетельствует определенное соответствие вещественных параметров разного масштаба, например элементного, геологического, космического.

Для двоичных последовательностей ряда известных геологических, космических, этносоциальных и техногенных циклов на основе длительностей базовых периодов, в соответствии с формулой двоичного ряда, получены числовые значения длин волн вплоть до начального цикла — диапазона видимого света.5,6 Удивительным образом вычисленные длины волн оказались равными или очень близкими длинам волн линий С (красная) и F (голубая) атомного спектра водорода — соответственно 656,3 и 486,1 нм. Это дало основания предположить, что водород является чем-то вроде камертона Вселенной, и именно его излучение, вполне возможно, определяет синхронизацию основных ритмов Мироздания. Как известно, в соответствии со «стандартной солнечной моделью», Солнце — это газовый шар, состоящий из водорода с небольшой примесью гелия и совсем малой примесью более тяжелых элементов.7 К тому же водород вообще является наиболее распространенным элементом в космосе.

Для видимого диапазона длин волн матрица природных ритмических процессов дает весьма показательные адекватные цветомузыкальные соответствия, которые, как оказывается, вполне определенно связаны с линейчатыми спектрами испускания атома водорода.



Музыкальный
тон
додо#
реb
рере#
миb
мифафа#
сольb
сольсоль#
ляb
ляля#
сиb
си
Соответствующая
частота для первой октавы, гц
262278294311330349369392415440466494
Соответствующая
λ видимого света, ммк
520490464438413391739695657620585552
Цветовой тонзел.гол.син.фиол.фиол.фиол.кр.
(пурп.)
кр.кр.оранж.жел.зел.
Серия Лаймана спектра водорода, ммк 122 103 97
Серия Бальмера486434410397656
Серия Пашена137512821094


Каждая нота (волна) отличается от соседней в 1,06 раза, а каждая малая терция (три ноты) — в 1,19. Малая терция — это минимальный консонансный интервал, который является, как считали Николай Кузанский, Кеплер и Гёте фундаментальной единицей в гармонии Вселенной, в астрономии в частности. При переходе от одной малой терции к соседней наблюдаются качественные изменения. Показательным в этом плане является открытие Л.Х. Гаркави, М.А. Уколовой и Е.Б. Квакиной четырех типов совершенно не похожих друг на друга физиологических состояний, которые довольно несложно распознавать.8

Существующее подразделение на октавы, начиная с ноты “до” — результат договоренности. Не исключено, что важнейшей нотой является “до#”. Ведь именно в русле (здесь уместно воспользоваться термином из концепции русел и джокеров9) этой ноты — длины волны видимого света 486 ммк — находится годовой цикл Земли. От до-диез строят ситару индусы, на до-диез принято петь звук ‘ОМ’ — обращение от Земли к Космосу.

Нота фа (частоты серии Лаймана и Бальмера) находится в русле границ видимого света. Здесь же обнаруживаются длительность платонического года Земли (25920 лет) и, по-видимому, галактического года (примерно 200-220 млн. лет).

Характерно, что большая часть ритмов разных серий спектра водорода находится в руслах соответствующих двоичных рядов. Отсюда может следовать вывод о том, что двоичность задается, очевидно, уже с уровня спектра испускания самого распространенного элемента Вселенной.

В этом же спектре заложен и принцип золотого сечения. Если рассмотреть три базовых русла: голубое, красное и пурпурно-фиолетовое (например, при их числовых значениях 381, 486, 656 и 762 ммк), то легко рассчитать, что малые интервалы (381–486 и 656–762) относятся к большому (486–656 ммк) как 0,62. Кроме того, учитывая диффузность граничного русла при практически жестко фиксированных голубой и красной линий, вполне уверенно можно посчитать и переход к последующему циклу-октаве происходящим в соответствии с золотой пропорцией, в которой большим интервалом становится короткий следующего цикла. Таким образом, наблюдается не последовательность в соответствии с рядом Фибоначчи, а, скорее взаимопереплетение пространственно-временных отрезков, характеризующихся классическими соотношениями.

В системе ритмических процессов соотношения 3,6,12,24 — это соотношения между частотами, располагающимися в “красном” и “голубом” руслах через 1,2,3 и 4 октавы. В целом, основные параметры григорианского календаря связываются достаточно наглядно с ритмическими руслами, ибо отражают прежде всего солнечно — земные характеристики (таблица 1).

Таблица 1 — Связь параметров григорианского календаря с ритмическими руслами
Тип руслаПараметры исчисления времени, с
секундаминутачассуткигод
486 ммк0,913/158,4/603740/36000,971 г.
656 ммк80800/86400


Вместе с тем существовали культуры, которые использовали другие математические принципы. В частности модуль числа 13. Такие системы уже не ограничены привязкой к одной планете. В них рассматривается система из минимум трех тел — Земли, Луны и Солнца.

Весьма оригинальной системой исчисления времени пользовались майя.4 У них были в ходу два календаря. В первом год состоял всегда из 260 дней и назывался “цолкин”, а во втором — “нечетный год” состоял из 365 дней. Поскольку оба цикла были разной длины, ни одна специфическая двойная комбинация названий дня не повторялась в течение 52-х “нечетных” лет и 73-х лет “цолкин” (52·365=18980=73·260). Такой период времени обычно именовался “Ацтекским веком” или “Календарным кругом”.

Хотя эта календарная система была вполне адекватной своим целям, у нее были и ограничения. Майя, чтобы справиться с этими трудностями, разработали еще одну систему счета времени под названием Длительный счет, которая основывалась не на десятичной, как у нас сейчас, а на двадцатиричной системе. С небольшими вариациями, они считали время в “кинах”, “уиналах”, “тунах” и т.д. (см. изображение)

Точно определить дату начала календаря майя в соотнесении с привычным нам григорианским календарем пока не удается. Различные исследователи не могут пока сойтись: на текущий момент существует несколько версий, расходящихся между собой на десятки и даже сотни тысяч лет...

Вполне возможно, что эта дата имеет какое-то отношение к таинственному 260-дневному календарю. “Цолкин” — очень древний календарь и восходит к незапамятным временам. С ним соотносилась, в частности, информация о будущих затмениях. Жрецы составляли свои таблицы из расчета на 11958 дней, что почти точно соответствует 46 годам “цолкин” (11960 дней) и полностью соответствует 405 лунным месяцам (также 11960 дням). Авторами таблиц были также составлены дополнения, корректирующие основные данные, что обеспечивало их точность до одного дня в течение 4500 лет.

“Цолкин” основан на сочетании 20 наименований месяцев и 13-дневных недель, дни в которых обозначались цифрами от 1 до 13. Цикл в 260 дней, как отмечалось, не имеет в земных условиях никакого практического смысла, как не имеет практического смысла сам календарь с 13 днями и 20 месяцами, обозначенных к тому же названиями и символами, не имеющими к окружающей нас действительности никакого отношения (каждый месяц обозначался соответствующим богом).

Интересно сопоставление систем исчисления майя и общепринятой Скалигера. День Первый у майя выпадает на 584 283 день Юлианского цикла Скалигера, соответствующий в нашем исчислении 10 августа 3113 году до Р.Х. При этом существенно, что  майя, несмотря на свою концепцию цикличности времени, тем не менее считали, что катастрофа, разрушившая мир и положившая конец предыдущей эре, была вызвана водой — и исчисляли свою хронологию от этой катастрофы. Другими словами, они рассматривали Потоп как конец предыдущей эры и начало следующей. Этот факт весьма интересен. Система подсчета Скалигера дает началу дату: 4713 год до Р.Х., что соотносится с годом Творения. При вычитании 3113 из 4713 получается 1600 лет — период между Творением и Потопом, который замечательно соотносится с периодом в 1656 лет, определяемым по Писанию (по хронологии Вульгаты).

Параметры исчисления майя связываются с ритмическими руслами уже совсем иным образом, чем григорианский календарь. В таблице 2 приведены длительности периодов в соответствии с ритмической системой природных процессов, и единицы измерения времени в разных системах майя. Как видно, количественные совпадения даже лучше, чем для григорианского календаря.

Таблица 2 — Связь параметров исчисления времени майя с ритмическими руслами
Русла, ммкПериоды исчисления времени, сутки (кин)
1320260

365

72001196018980144000
НеделяМесяцГод-цолкинГод-хаабКатун46 цолкинАцтекский векБактун
397148000
41019100
43419,8
486355
6567660
388/77612700
109412,5
1375252


Главное же отличие в том, что периоды исчисления майя связаны практически со всеми руслами, определяемыми спектрами испускания водорода и во всем диапазоне, а не только с “голубым” и “красным” — как многие природные процессы. Совершенно очевидно, что календари майя, созданные скорее всего с помощью только наблюдательной астрономии, имеют глубокую физическую основу. Трудно предположить, что этот народа знал о водороде, и уж тем более — имел приборы для фиксации спектров испускания водорода. Просто эти древние календари являются еще одним физическим подтверждением ритмического единства Мироздания, включая макро- и микрокосмос. Ритмические русла, четко проявляющие себя в спектре испускания водорода, являются, по всей видимости, отражением ментальности природы и определяются самой природой материи, особенностями ее геометрии. Эта геометрия — соотношение характеристических размеров сотово-ячеистой структуры — представляет собой геометрию смыслов, о которой без физического обоснования писали уже довольно давно, в частности В.В. Налимов и А. Янг [11,12].

Современные ученые расшифровали одно из пророчеств древней цивилизации майя, в котором говорится, что текущий цикл времени закончится в 2012 году. Впрочем, в пророчестве говорится о совсем других вещах, а то, что касается 2012 года — это всего лишь своеобразный отчет о проведенных вычислениях. Но задуматься об этой дате, тем не менее, следует.






Литература

1.  Аскольдов С.А.  Время онтологическое, психологическое и физическое//Мысль,1922. — №3. — с.80-83
2.  Чеников И.В.  Антропный принцип в рядах Фибоначчи и химических элементах. — Кубан. гос.технол.ун-т, Краснодар, 2002. 12 с. Деп. в ВИНИТИ 11.04.2002, № 671, В 002
3.  Беляев М.Н.  Основы милогии. — Краснознаменск, 1999. — 416 с.
4.  Марутаев М.А.  О гармонии как закономерности. В кн. «Принципы симметрии (историко-методологические проблемы)». — М.: Наука, 1978. — С.363-395
5.  Чеников И.В.  Циклы геологической истории в циклической системе природных процессов. — В сб. Материалы межрегионального научного семинара «Циклы». — Ставрополь: СКГТУ, 2002. — С.62-65
6.  Чеников И.В.  Геолого-планетарные, этносоциальные и техногенные циклы в циклической системе природных процессов — В сб. Материалы четвертой международной конференции «Циклы».ч.1 — Ставрополь: СКГТУ, 2002. —С.30-33
7.  Владимирский Б.М., Темурьянц Н.А., Мартынюк В.С.  Космическая погода и наша жизнь. — Фрязино: «Век-2», 2004. — С.10
8.  Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С.  Антистрессорные реакции и активационная терапия. — М.: Имедис, 1998. — 656 с.
9.  Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б.  Современные проблемы нелинейной динамики. 2-е изд.,испр. и доп. М.:УРСС, 2002. — 360 с.
10.  Юревич В.А.  Календари центральной Америки.
http://crydee.sai.msu.ru/Universe and us/4num/v4pap14.htm
11.  Налимов В.В.  В поисках иных смыслов.—М.: Издательская группа «Прогресс». — 1993. — 280 с.
12.  Young Arthur M.  The Geometry of Meaning — Paperback — Anodos Foudation, 1976


Воспроизведено по авторской электронной версии

Приложение:
архив статьи И.В. Ченикова
«Ритмические русла процессов самоорганизации и функционирования» rusla.rar

персональная страницасодержание раздела на Главную